Дело № 2-433/2010 годР Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июля 2010 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
при секретаре Ворониной О.В.,
с участием помощника прокурора Архаринского района Ивановой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района к главе Ядринского сельсовета о признании незаконным бездействия главы Ядринского сельского совета по приведению Устава Ядринского сельского совета в соответствие с требованиями законодательства и устранению нарушения прав неопределённого круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, и обязании главы Ядринского сельсовета устранить в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда допущенное нарушение прав неопределённого круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, а именно привести Устав Ядринского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Архаринского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы Ядринского сельского совета по приведению Устава Ядринского сельского совета в соответствие с требованиями законодательства и устранению нарушения прав неопределённого круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, и обязании главы Ядринского сельсовета устранить в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда допущенное нарушение прав неопределённого круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, а именно привести Устав Ядринского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Иванова Л.П. указала, что прокуратурой Архаринского района в июне 2010 года проведена проверка соответствия уставов муниципальных образований Архаринского района действующему законодательству.
В ходе проверки было установлено, что в Уставе Ядринского сельсовета имеются противоречия федеральному и региональному законодательству.
10.07.2009 г. на территории Амурской области вступил в силу Закон Амурской области от 26.06.2009 г. № 222-03 «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области». Настоящий Закон определяет порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статьей 98 указанного закона Амурской области установлено, что со дня вступления в силу настоящего Закона не применяются нормы Избирательного кодекса Амурской области, регулирующие порядок организации и проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области.
В связи с этим наличие в ч. 3 ст. 14, ч.2 ст. 37 Устава ссылок на Избирательный кодекс Амурской области противоречит законодательству Амурской области.
Установление ч.1 ст. 15 Устава основанием отзыва депутата неисполнение им депутатских полномочий, предусмотренных Законом Амурской области от 18.01.96 N 57-03 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Амурской области», противоречит законодательству Амурской области.
Статья 8 Устава не соответствует ч.1 ст. 17 Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 23.11. 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу 27.11.2009 г.
Часть 2 ст. 7.1 Устава не соответствует ч.2 ст. 14.1. Федерального закона « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28.11. 2009 г. N 283-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу 30.11.2009 г.
Часть 5 ст.44.1 Устава не соответствует ч.8 ст.24 Федерального закона от 12.06. 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27.12. 2009 г. N 357-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вступившей в силу 29.12.2009 г.
Пункт 21 части 1 статьи 7 Устава «Вопросы местного значения Ядринского сельсовета» Устава не соответствует пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 7.10.2003 г. №131-Ф3 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 365-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", вступившей в силу 1.01.2010 г.
П.4 ст.54.4. Устава не соответствует федеральному законодательству, а именно ч.3 ст.21 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
С учетом изложенного на территории Ядринского сельсовета длительное время действует Устав в части не соответствующий требованиям федерального и регионального законодательства.
Наличием указанного Устава нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства.
Статьей 36 Устава установлено, что глава сельсовета является высшим должностным лицом муниципального образования «Ядринский сельсовет», возглавляет администрация Ядринского сельсовета и является председателем сельского Совета.
Согласно ст.26 Устава принятие Устава и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции сельского Совета.
С учетом данных норм Устава органом, на который возложена обязанность по организации работы по внесению изменений и дополнений в Устав является глава сельсовета.
На основании вышеизложенного просит:
- признать бездействие главы Ядринского сельсовета по приведению Устава Ядринского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства и устранению нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, незаконным;
- обязать главу Ядринского сельсовета устранить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, а, именно привести Устав Ядринского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства.
Глава Ядринского сельсовета Лунёва Н.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена своевременно, письменные возражения суду не представила.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, заслушав прокрора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Устав Ядринского сельсовета Архаринского района Амурской области принят решением Ядринского сельского Совета народных депутатов от 23 мая 2005 года № 4/116.
Решением Ядринского сельсовета от 27 апреля 2007 года в устав Ядринского сельсовета внесены изменения и дополнения.
В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд, проанализировав Устав Ядринского сельсовета на соответствие федеральному и региональному законодательству, находит требования прокурора Архаринского района Амурской области подлежащими удовлетворению.
Так, пункт 21 части 1 статьи 7 Устава об отнесении к вопросам местного значения вопроса освещения улиц и установки указателей с номерами домов не соответствует пункту 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в редакции ФЗ от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ, который к вопросам местного значения относит присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.
Наличие ссылок в ч.3 ст.14, ч.2 ст.37 Устава ссылок на Избирательный кодекс Амурской области противоречит законодательству Амурской области. 10.07.2009 г. на территории Амурской области вступил в силу Закон Амурской области от 26.06.2009 г. № 222-ОЗ «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области». Настоящий Закон определяет порядок подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статьей 98 указанного закона Амурской области установлено, что со дня вступления в силу настоящего Закона не применяются нормы Избирательного кодекса Амурской области, регулирующие порядок организации и проведения выборов депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Амурской области.
Установление ч.1 ст.15 Устава Ядринского сельсовета основанием отзыва депутата неисполнение им депутатских полномочий, предусмотренных Законом Амурской области от 18.01.96 N 57-03 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Амурской области», противоречит законодательству Амурской области. Законом Амурской области от 11.06. 2008 г. N 41-03 «О признании утратившими силу отдельных законов Амурской области в сфере местного самоуправления», вступившим в силу с 27.06.2008 г., Закон Амурской области от 18.01.96 N 57-03 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Амурской области» признан утратившим силу.
Статья 8 Устава не полным образом соответствует ч.1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу 27.11.2009 г. Частью 1 ст.17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в указанной редакции перечень полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения дополнен полномочием « утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Часть 2 ст. 7.1 Устава не соответствует ч.2 ст. 14.1. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 28.11.2009 г. № 283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу 30.11.2009 г. Частью 2 ст.14.1. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в указанной редакции установлено, что органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Часть 5 ст.44.1 Устава не соответствует ч.8 ст.24 Федерального закона от 12.06. 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 27.12.2009 г. № 357-ФЗ "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вступившей в силу 29.12.2009 г. Частью 8 ст.24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в указанной редакции установлено, что представительный орган муниципального образования обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений.
Пункт 4 статьи 54.4. Устава Ядринского сельсовета не соответствует федеральному законодательству. Пунктом 4 ст.54.4. Устава установлено, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью не менее 30 календарных дней. Федеральным законом от 21.01.2008 г. №181-ФЗ «О внесении изменения в статью 1' Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», вступившим в силу с 9.11.2008 г., внесены изменения в часть 3 ст. 21 Федерального закона « О муниципальной службе в Российской Федерации». Согласно ч.3 ст.21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в указанной редакции ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется муниципальному служащему продолжительностью 30 календарных дней. Для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие главы Ядринского сельсовета по приведению Устава Ядринского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства имеет место, нарушает прав неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, и является незаконным.
Таким образом, требования прокурора Архаринского района к главе Ядринского сельсовета о признании незаконным бездействия главы Ядринского сельского совета по приведению Устава Ядринского сельского совета в соответствие с требованиями законодательства и устранению нарушения прав неопределённого круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, и обязании главы Ядринского сельсовета устранить в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда допущенное нарушение прав неопределённого круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, а именно привести Устав Ядринского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Архаринского района Амурской области удовлетворить.
Признать бездействие главы Ядринского сельсовета по приведению Устава Ядринского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства и устранению нарушения прав неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, незаконным;
Обязать главу Ядринского сельсовета устранить в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории Ядринского сельсовета, на осуществление местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства, а, именно привести Устав Ядринского сельсовета в соответствие с требованиями законодательства.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Л.А.Самойленко