оспаривание бездействия сельсовета по противопожарной безопасности



Дело № 2- 349/2010 годР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 мая 2010 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

при секретаре Ворониной О.В.,

с участием помощника прокурора Салоутина В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы Черниговского сельсовета и Черниговского сельского совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения незаконным, возложении обязанности на органы местного самоуправления - главу Черниговского сельсовета и Черниговский сельский Совет народных депутатов устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Черниговского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Архаринского района Амурской области Волошин К.Ф. обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия главы Черниговского сельсовета и Черниговского сельского совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения незаконным, возложении обязанности на органы местного самоуправления - главу Черниговского сельсовета и Черниговский сельский Совет народных депутатов устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Черниговского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности, а именно установить в населенных пунктах сельсовета средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, приобрести пожарные мотопомпы для целей пожаротушения, приспособить водонапорную скважину в с.Черниговка для отбора воды пожарной техникой в любое время года, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района ???? указала, что Прокуратурой Архаринского района проведена проверка соблюдения противопожарного законодательства на территории Архаринского района.

В ходе проверки установлено, что органы местного самоуправления Черниговского сельсовета бездействуют в вопросе решения вопроса местного значения «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения».

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

-создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах:

-создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях:

-оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

-организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

-принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы:

-включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов:

-оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения:

-установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно информации, представленной начальником отделения ГПН по Архаринскому району, при проверке противопожарного состояния подведомственных объектов и территорий Черниговского сельсовета были выявлены многочисленные нарушения законодательства о пожарной безопасности. Так, в населенных пунктах сельсовета не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, отсутствуют пожарные мотопомпы для целей пожаротушения, водонапорная скважина в с. Черниговка не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Из информации, представленной главой Архаринского района, следует, что имеющаяся потребность в финансовых средствах на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на 2010 год в Черниговском сельсовете составляет 23 тыс. рублей. Однако в бюджете Черниговского сельсовета на 2010 год денежные средства на приобретение пожарной мотопомпы, и установления в населенных пунктах сельсовета средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара не заложены.

Кроме того, по состоянию на 01.04.2010 г. на территории Черниговского сельсовета денежные средства на обеспечение первичных мер пожарной безопасности не выделялись.

Бездействие органов местного самоуправления Черниговского сельсовета в 2010 году в вопросе исполнения обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Черниговского сельсовета противоречит ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ «О пожарной безопасности», т.е. является незаконным.

Кроме того, бездействие органов местного самоуправления Черниговского сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Черниговского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности, чем ставит под потенциальную угрозу жизнь человека, его имущество, и имущество Черниговского сельсовета.

Просит признать бездействие главы Черниговского сельсовета и Черниговского сельского совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения незаконным; обязать органы местного самоуправления Черниговского сельсовета - главу Черниговского сельсовета и Черниговского сельский Совет народных депутатов устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Черниговского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности, а именно установить в населенных пунктах сельсовета средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, приобрести пожарные мотопомпы для целей пожаротушения, приспособить водонапорную башню в с.Черниговка для отбора воды пожарной техникой в любое время года, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Глава Черниговского сельского совета народных депутатов требования и.о. прокурора

Черниговский сельский Совет народных депутатов

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд.

Поскольку бездействие органов местного самоуправления влечёт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Решением Черниговского сельского Совета народных депутатов от 13.01.2010 года № 36 внесены изменения и дополнения в решение Черниговского сельского Совета «О бюджете Черниговского сельсовета на 2010 год».

Решением Черниговского сельсовета «О внесении изменений и дополнений в решение Черниговского сельсовета от 26.11.2009 № 31 «О бюджете Черниговского сельсовета на 2010 год»», принятого сельским Советом народных депутатов 13 января 2010 года, внесены изменения в основные характеристики бюджета Черниговского сельсовета на 2010 год.

Из Приложения № 5 к указанному решению, Уточненной сводной бюджетной росписи бюджета Черниговского сельсовета на 2010 год от 29 марта 2010 года, следует, что в бюджете Черниговского сельсовета на обеспечение пожарной безопасности предусмотрено финансовых средств 23,300 тысяч рублей. Из расшифровки к смете расходов на противопожарные мероприятия администрации Черниговского сельсовета следует, что указанная сумма средств предусмотрена на заключение договоров на опашку территории.

Из сведений от 08 апреля 2010 года № 05-08-720, предоставленных администрацией Архаринского района, следует, что имеющая потребность в расходах на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений Черниговского сельсовета составляет 23 тысячи рублей, в бюджете Черниговского сельсовета на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на 2010 год предусмотрено финансовых средств 23 тысячи рублей, однако на 01 апреля 2004 апреля обеспечение первичных мер пожарной безопасности не исполнено.

Из информации о противопожарном состоянии подведомственных объектов и территорий администрации Черниговского сельсовета следует, что 10 марта 2010 года отделением ГПН по Архаринскому району Амурской области была проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Черниговского сельсовета, с целью контроля исполнения ранее выданного предписания. В результате проверки выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.

По итогам проверки противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Черниговского сельсовета в отношении главы администрации составлен административный протокол по ст.19.5 ч.1 КоАП РФ и направлен на рассмотрение мировому судье.

Из указанных данных следует, что в местном бюджете Черниговского сельсовета на 2010 год запланирована сумма средств, недостаточная для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.

Наличие нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленные отделением ГПН по Архаринскому району в ходе вышеуказанной проверки, подтверждает, что органами местного самоуправления Черниговского сельсовета ненадлежащим образом исполняется обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статья 14 ч.1 п.9 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что бездействие органов местного самоуправления Черниговского сельсовета в вопросе исполнения обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Черниговского сельсовета противоречит указанным положениям Федеральных законов № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Кроме того, бездействие главы Черниговского сельсовета и Черниговского сельского Совета народных депутатов в части не установления достаточной суммы на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Черниговского сельсовета, ставит под потенциальную угрозу жизнь человека, его имущество, имущество Черниговского сельсовета.

Таким образом, требования и.о. прокурора Архаринского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия главы Черниговского сельсовета и Черниговского сельского совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения незаконным, возложении обязанности на органы местного самоуправления - главу Черниговского сельсовета и Черниговский сельский Совет народных депутатов устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Черниговского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности, а именно установить в населенных пунктах сельсовета средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, приобрести пожарные мотопомпы для целей пожаротушения, приспособить водонапорную скважину в с. Черниговка для отбора воды пожарной техникой, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы Черниговского сельсовета и Черниговского сельского Совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения сельсовета незаконным удовлетворить частично.

Признать бездействие главы Черниговского сельсовета и Черниговского сельского Совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения сельсовета незаконным.

Обязать органы местного самоуправления Аркадьевского сельсовета - главу Черниговского сельсовета и Черниговский сельский совет народных депутатов в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушении прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Черниговского сельсовета; организовать и осуществить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов Черниговского сельсовета, а именно:

- установить в населенных пунктах Черниговка и Каменка средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара;

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Л.А.Самойленко