Дело № 2- 348/2010 годР Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 мая 2010 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
при секретаре Ворониной О.В.,
с участием помощника прокурора Салоутина В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы Антоновского сельсовета и Антоновского сельского Совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения сельсовета незаконным, возложении обязанности на органы местного самоуправления - главу Антоновского сельсовета и Антоновский сельский Совет народных депутатов устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Антоновского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия главы Антоновского сельсовета и Антоновского сельского Совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения сельсовета незаконным, возложении обязанности на органы местного самоуправления - главу Антоновского сельсовета и Антоновский сельский Совет народных депутатов устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Антоновского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности, а именно установить в населенных пунктах сельсовета средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, приобрести для с.Антоновка и с.Красная горка пожарные мотопомпы для целей пожаротушения, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Салоутин В.Е. указал, что при проверке прокуратурой Архаринского района соблюдения противопожарного законодательства на территории Архаринского района установлено, что органы местного самоуправления Антоновского сельсовета бездействуют в вопросе решения вопроса местного значения «обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения».
Согласно информации, представленной начальником отделения ГПН по Архаринскому району, при проверке противопожарного состояния подведомственных объектов и территорий Антоновского сельсовета по состоянию на 16.03.2010 года были выявлены многочисленные нарушения законодательства о пожарной безопасности. Так, в населенных пунктах сельсовета не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, в с.Антоновка и с.Красная Горка отсутствуют переносные пожарные мотопомпы для целей пожаротушения.
Из информации, представленной главой Архаринского района, следует, что имеющаяся потребность в финансовых средствах на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на 2010 год в Антоновском сельсовете составляет 2 тыс. рублей. Однако в бюджете Антоновского сельсовета на 2010 год денежные средства на приобретение пожарных мотопомп, и установления в населенных пунктах сельсовета средства звуковое сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара не заложены.
Кроме того, по состоянию на 01.04.2010 г. на территории Антоновского сельсовета денежные средства на обеспечение первичных мер пожарной безопасности не выделялись.
Бездействие органов местного самоуправления Антоновского сельсовета в 2010 году в вопросе исполнения обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Антоновского сельсовета противоречит ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ «О пожарной безопасности», т.е. является незаконным.
Кроме того, бездействие органов местного самоуправления Антоновского сельсовета нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Антоновского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности, чем ставит под потенциальную угрозу жизнь человека, его имущество, и имущество Антоновского сельсовета.
Просит признать бездействие главы Антоновского сельсовета и Антоновского сельского Совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения сельсовета незаконным.
Обязать органы местного самоуправления Антоновского сельсовета - главу Антоновского сельсовета и Антоновский сельский Совет народных депутатов устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Антоновского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности, а именно установить в населенных пунктах сельсовета средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, приобрести для с.Антоновка и с.Красная Горка пожарные мотопомпы для целей пожаротушения, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Глава Антоновского сельского совета народных депутатов Коренева В.В. требования прокурора признала частично, указав, что меры пожарной безопасности на территории поселений Антоновского сельского Совета принимаются не в полном объеме из-за отсутствия средств, поскольку доходная часть бюджета недостаточна для решения данных вопросов. В поселениях сельского совета приняты следующие меры пожарной безопасности- в с. Касная Горка проведена опашка, в с. Антоновке произведены обжигы сухой травы на территориях, прилегающих к селам. Поскольку в с. Красная Горка проживает всего 16 человек, приобретение мотопомпы и средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара она считает нецелесообразным.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд.
Поскольку бездействие органов местного самоуправления влечёт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Решением Антоновского сельского Совета народных депутатов от 27.11.2009 года № 20/71 принято решение Антоновского сельского Совета «О бюджете Антоновского сельсовета на 2010 год».
Решением Антоновского сельсовета «О бюджете Антоновского сельсовета на 2010 год», принятого сельским Советом народных депутатов 23 ноября 2009 года, утверждены основные характеристики бюджета Антоновского сельсовета на 2010 год.
Из Приложения № 6 к указанному решению, Уточненной сводной бюджетной росписи бюджета Антоновского сельсовета на 2010 год от 26 марта 2010 года, следует, что в бюджете Антоновского сельсовета на обеспечение пожарной безопасности предусмотрено финансовых средств 2 тысячи рублей. Из расшифровки к смете расходов на противопожарные мероприятия администрации Антоновского сельсовета следует, что указанная сумма средств предусмотрена на опашку села.
Из сведений от 08 апреля 2010 года № 05-08-720, предоставленных администрацией Архаринского района, следует, что имеющая потребность в расходах на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения Антоновского сельсовета составляет 2 тысячи рублей, в бюджете Антоновского сельсовета на обеспечение первичных мер пожарной безопасности на 2010 год предусмотрено финансовых средств 2 тысячи рублей, однако на 01 апреля 2010 апреля обеспечение первичных мер пожарной безопасности не исполнено.
Из информации о противопожарном состоянии подведомственных объектов и территорий администрации Антоновского сельсовета от 15 апреля 2010 года № 205 следует, что 12 апреля 2010 года отделением ГПН по Архаринскому району Амурской области была проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Антоновского сельсовета, с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания. В результате проверки выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности.
По итогам проверки противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Антоновского сельсовета в отношении главы администрации составлен административный протокол по контроль)" target="blank" data-id="19347">ст.19.5 ч.1 КоАП РФ и направлен на рассмотрение мировому судье.
Из указанных данных следует, что в местном бюджете Антоновского сельсовета на 2010 год запланирована сумма средств, недостаточная для обеспечения первичных мер пожарной безопасности.
Наличие нарушений законодательства о пожарной безопасности, выявленные отделением ГПН по Архаринскому району в ходе вышеуказанной проверки, подтверждает, что органами местного самоуправления Антоновского сельсовета ненадлежащим образом исполняется обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статья 14 ч.1 п.9 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действия органов местного самоуправления Антоновского сельсовета в вопросе исполнения обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Антоновского сельсовета противоречит указанным положениям Федеральных законов № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Кроме того, действия главы Антоновского сельсовета и Антоновского сельского Совета народных депутатов в части установления недостаточной суммы на обеспечение первичных мер пожарной безопасности, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся на территории Антоновского сельсовета, ставит под потенциальную угрозу жизнь человека, его имущество, имущество Антоновского сельсовета.
Таким образом, требования прокурора Архаринского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия главы Антоновского сельсовета и Антоновского сельского Совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения сельсовета незаконным, возложении обязанности на органы местного самоуправления - главу Антоновского сельсовета и Антоновский сельский Совет народных депутатов устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Антоновского сельсовета, на организацию и осуществление мер пожарной безопасности, а именно установить в населенных пунктах сельсовета средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара, приобрести для с.Антоновка пожарную мотопомпу для целей пожаротушения, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В то же время, учитывая, что в с. Красная Горка проживает всего 16 человек, суд находит необоснованными требования прокурора в части возложения на главу Антоновского сельсовета и Антоновский сельский Совет народных депутатов обязанности приобрести мотопомпу для данного села. Одно лишь наличие мотопомпы само по себе не сможет решить проблему пожаротушения, поскольку для ее использования необходима техника, рабочая сила, наличие резервуара для воды. При таком количестве проживающих в селе людей делает невозможным эксплуатацию мотопомпы.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия главы Антоновского сельсовета и Антоновского сельского Совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения сельсовета незаконным удовлетворить частично.
Признать бездействие главы Антоновского сельсовета и Антоновского сельского Совета народных депутатов в вопросе обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения сельсовета незаконным.
Обязать органы местного самоуправления Антоновского сельсовета - главу Антоновского сельсовета и Антоновский сельский совет народных депутатов в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц, находящихся на территории Антоновского сельсовета:
- установить в населенных пунктах сельсовета средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара;
- приобрести для с.Антоновка пожарную мотопомпу для целей пожаротушения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Л.А.Самойленко
Полная редакция решения изготовлена 11 мая 2010 года