военная служба включена в льготный пед. стаж для досрочной пенсии



Дело № 2-378/2010 годР Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2010 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

при секретаре Ворониной О.В.,

с участием представителя истца Обуховым С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обуховой Елены Петровны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области о включении в специальный стаж периодов и назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с иском к ответчику о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Представитель истца Обухов С.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, в их обоснование указал, что 15 января 2010 года истица обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Архаринском районе Амурской области с заявлением о назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Комиссия Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда в Архаринском районе Амурской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении пенсии истцу отказала. Комиссией в стаж для установления трудовой пенсии со снижением возраста по льготным основаниям не были включены следующие периоды: военной службы с 19.07.1985 по 19.08.1988, и работы: с 05 по 25 декабря 2001 года, с 12 по 21 ноября 2007 года - нахождение на курсах повышения квалификации СШ № 95 п. Архара; с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 - педагогическая нагрузка менее 18 часов.

Считает незаконным решение Комиссии Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Архаринском районе Амурской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан о не включении истице в льготный педагогический стаж для назначения трудовой пенсии по старости со снижением возраста периодов военной службы с 19.07.1985 по 19.08.1988, и работы: с 05 по 25 декабря 2001 года, с 12 по 21 ноября 2007 года; с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Считает, что согласно законодательству стаж военной службы истицы составляет 6 лет 2 месяца, кроме того, периоды нахождения на курсах повышения квалификации также должны включаться, поскольку в период нахождения работника на курсах трудовой договор не расторгается и не изменяется, работнику выплачивается средняя заработная плата.

Кроме того, истицей представила ответчику справку о том, что учебная нагрузка в периоды с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года составляла 18 часов, однако при получении ею пенсионного дела данная справка отсутствовала.

Просит включить в специальный стаж истицы периоды: военной службы с 19.07.1985 по 19.08.1988, и работы: с 05 по 25 декабря 2001 года, с 12 по 21 ноября 2007 года - нахождение на курсах повышения квалификации СШ № 95 п. Архара; с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Архаринском районе Амурской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан назначить истице трудовую пенсию по старости со снижением возраста с момента обращения, то есть с 15 января 2010 года.

Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей, оплату за оформление квитанции государственной пошлины в размере 25 рублей.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда России в Архаринском районе Амурской области Фурсов А.М. заявленные исковые требования не признал, и пояснил, что доводы истца о включении в специальный стаж периода военной службы со ссылкой на Федеральный закон от 27.05.1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» необоснованной по следующим основаниям:

-спорный период имел место до вступления вышеуказанного федерального закона в силу (закон обратной силы не имеет);

-абз.2 п.3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", законодатель специально урегулировал включение времени прохождения военной службы при установлении пенсии за выслугу лет.

Данным законом установлено, что время прохождения военной службы военнослужащими засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии за выслугу лет только в случае прохождения службы на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, если они включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством РФ.

Во всех остальных случаях время прохождения военной службы учитывается для назначения пенсии на общих основаниях и при назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью учитываться не может.

- спорный период работы истицы не может рассматриваться с учетом только Федерального закона «О статусе военнослужащих» (п.5 ст.2) который по ее мнению учитывается как самостоятельная норма, без учета требуемой совокупности с иными федеральными законами, Законодатель в данном случае подразумевает применение норм Федеральных законов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения.

Периоды нахождения Обуховой Е.П. на курсах с 05 по 25 декабря 2001 года, с 12 по 21 ноября 2007 года не могут быть приняты к зачету при подсчете стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При нахождении на курсах специалист не занят педагогической деятельностью в течение полного рабочего дня.

Не подлежат также включению в специальный стаж периоды работы учителем, где педагогическая нагрузка составила менее 18 часов в неделю, При подсчете педагогического стажа Обуховой Е.П. была принята во внимание справка, уточняющая занятость в соответствующих должностях за периоды работы, согласно которой педагогическая нагрузка составила менее 18 часов.

Поскольку у истицы отсутствует необходимый специальный стаж 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, требования об обязании Управления назначить пенсию с 15 января 2010 года считаем не подлежащими удовлетворению.

Заслушав стороны, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.7 настоящего закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Заявитель, согласно записям в трудовой книжке, с 23 мая 1990 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в средней школе.

При рассмотрении вопроса о назначении пенсии Обуховой Е.П. комиссией ГУ-УПФР в Архаринском районе 16 февраля 2010 года (протокол заседания комиссии № 24 от 16 февраля 2010 года) было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п.1 п.п. 19, так как нет необходимого 25- летнего стажа педагогической деятельности.

При этом при подсчёте Обуховой Е.П. стажа педагогической деятельности, в него не были включены следующие периоды, которые оспариваются истцом:

военной службы с 19 июля 1985 по 19 августа 1988г.г.,

и работы: 05 по 25 декабря 2001 года - нахождение на курсах повышения квалификации СШ № 95 п. Архара;

с 12 по 21 ноября 2007 года - нахождение на курсах повышения квалификации СШ № 95 п. Архара;

с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года - педагогическая нагрузка менее 18 часов;

с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года- педагогическая нагрузка менее 18 часов.

Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости согласно подпунктам 7-3 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы утверждаются Правительством РФ.

Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Обуховой Е.П. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Как видно из материалов дела, истец проходил военную службу в составе Вооруженных Сил СССР с 19.07.1985 года по 19.08.1988 год. После службы в армии истец с 1990 года поступила на работу в школу учителем.

При обращении истца 15 января 2010 года в территориальный пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии к зачету в специальный стаж было принято 17 лет 01 месяц 14 дней, за исключением ее службы в ВС СССР и иных периодов, при требуемом п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, - 16 лет 6 месяцев.

Поскольку спорный период службы в ВС СССР проходил до исключения его из Списка 1991 года, то данная служба подлежит зачету в специальный стаж на основании выше указанного постановления 1959 года. И наличие требуемого стажа 16 лет 6 месяцев должно иметь место не на момент вступления в действие Списка 1991 года, а на день обращения истца за назначением пенсии.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что данный период службы (3 года 1 месяц) подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии. Таким образом, исковые требования Обуховой Е.В. о включении в ее стаж для назначения досрочной трудовой пенсии, связанной с педагогической деятельностью, службы в ВС СССР, и назначении досрочной трудовой пенсии являются обоснованными.

В то же время требования истицы о зачете время службы по призыву в льготный стаж виз расчета один день службы за два дня работы удовлетворены быть не могут, поскольку действовавшее на то время законодательство не предусматривало данный порядок подсчета стажа

Периоды нахождения Обуховой Е.П. на курсах повышения квалификации с 05 по 25 декабря 2001 года, с 12 по 21 ноября 2007 года подлежат включению в стаж работы, дающей право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Время нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Включение периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не противоречит и п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 г.

В спорные периоды, согласно материалам дела, Обуховой Е.П. начислялась и выплачивалась заработная плата, следовательно, за эти периоды производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В то же время суд считает, что требования истца о включении периодов работы учителем в МОУ СОШ № 95 с 01 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, удовлетворению не подлежат, т.к. согласно справке, уточняющей занятость Обуховой Е.П. в соответствующих должностях от 8 февраля 2010 года, акту проверки обоснованности выдачи справки для назначения трудовой пенсии по старости, учебная нагрузка истца в данные периоды составляла менее 18 часов, нагрузка в эти периоды составила соответственно 14 и 16 часов.
Остальную нагрузку Обуховой Е.П. составляла работа в качестве руководителя кружка в школе.

Действующее законодательство в целях досрочного пенсионного обеспечения не позволяет суммировать норму часов в качестве учителя с нагрузкой в качестве руководителя кружка. Должность руководителя кружка не предусмотрена соответствующими Списками должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии. Истцом в период его работы учителем с 1 сентября 2004 года по 31 августа 2005 года, с 1 сентября 2008 по 31 августа 2009 года, установленная Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 N191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" норма часов (18 часов) в качестве учителя не была выполнена, в силу чего правовых оснований для включения этих периодов в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии у истца не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, взыскиваются все понесенные по делу судебные расходы за счет другой стороны.

В случае удовлетворения требований гражданина понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Из материалов дела следует, что истцом при подачи заявления в суд истцом была оплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, а также судебные издержки, состоящие из платы за оформление платежного документа в размере 25 рублей, расходов по оплате услуг представителя в размере рублей, которые подлежат взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Обуховой Елены Петровны к ГУ - управлению пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью удовлетворить частично.

Обязать ГУ - управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области включить периоды с 05 по 25 декабря 2001 года, с 12 по 21 ноября 2007 года - нахождения на курсах повышения квалификации, время прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР в период с 19 июля 1985 года по 19 августа 1988 года, в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

В удовлетворении остальной части иска Обуховой Елене Петровне отказать.

Взыскать с государственного учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области в пользу Обуховой Елены Петровны судебные расходы в размере 225 (двести двадцать пять) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий: Л.А.Самойленко

Полная редакция решения изготовлена 21 июня 2010 года