в удовлетворении иска отказано, т.к. пропущен 3-х месячный срок давности на действия должностного л



Дело 2-86/2009 года Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2009 года пос. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

при секретаре Захаровой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по жалобе Пехтеревой Ирины Дмитриевны, на бездействия администрации рабочего посёлка Архара по организации работ по проведению инвентаризации строений,

У С Т А Н О В И Л:

Пехтерева И.Д. обратилась в суд с жалобой, на бездействия администрации рабочего посёлка Архара по организации работ по проведению инвентаризации строений.

В судебном заседании Пехтерева И.Д. пояснила, что бездействие администрации рабочего посёлка Архара в вопросе организации работ по проведению ежегодной инвентаризации строений, помещений и сооружений, а также инвентаризации в натуре не реже одного раза в пять лет, повлекло нарушение её права в сфере налогового законодательства.

Неправомерные действия администрации рабочего посёлка Архара выражаются в нарушении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, при установлении инвентаризационной стоимости её жилого дома, что повлекло нарушение налогового законодательства и её права на уплату законно установленного налога.

Просит обязать администрацию рабочего посёлка Архара восстановить допущенное нарушение её права провести инвентаризацию принадлежащего ей дома в натуре для уплаты законно установленного налога на имущество физических лиц.

Представитель ответчика - администрации рабочего посёлка Архара Волошина А.Б. заявленные требования не признала и суду пояснила, что в соответствии с Федеральным Законом 131-ФЗ от 6 октября 2009 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. С момента вступления в силу настоящего Федерального Закона органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются его положениями, как это сказано в его вводной части. Более того, в статье 14 ФЗ-131 приведен перечень вопросов местного значения органов местного самоуправления поселений, а в статье 17 данного закона указан перечень полномочий поселений по вопросам местного значения поселений, в которые не входят полномочия по проведению инвентаризации строений, помещений и сооружений и инвентаризации в натуре, а значит, средства в бюджете на их проведение не могут предусматриваться из-за отсутствия данных работ в полномочиях поселения. В соответствии со ст. 18 Настоящего Федерального Закона, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Финансовые обязательства. Возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов, за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обстоятельства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. В данной статье также идет ссылка на то, что финансируются только те полномочия, которые прямо определены в 131 Федеральном Законе. Распределение бюджетных средств на непредусмотренные законом нужды, является нецелевым расходованием бюджетных средств. Более того, Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденный Приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 года № 87 вступил в силу 17 лет назад. В настоящее время органы местного самоуправления в своей деятельности руководствуются 131 Федеральным Законом, в который постоянно вносятся изменения и который является действующим во всех смыслах данного слова, чего нельзя сказать о данном порядке. На основании изложенного, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.2 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в «Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

Статьей 15 НК РФ к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц.

В соответствии с ч.4 ст. 12 НК РФ, местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

16 сентября 2005 года Советом народных депутатов Архаринского муниципального образования было принято Положение о налоге на имущество физических лиц Архаринского муниципального образования, которое устанавливает ставки налога на имущество физических лиц, основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов, а также льготы по уплате налога. Положением Архаринского муниципального образования от 20 ноября 2007 года в данное Положение внесены изменения.

Согласно ст. 2 Положения о налоге на имущество физических лиц Архаринского муниципального образования, объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома; квартиры; дачи; гаражи; иные строения, помещения и сооружения.

В силу ч.1 ст. 5 указанного Положения, налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года.

Налогообложение налогом на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц».

В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года. Органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 01 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 01 января текущего года.

Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержден Приказом Минстроя РФ от 4 апреля 1992 года № 87.

Пунктом 1.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, установлено, то заказчиками работ по оценке объектов обложения налогом выступают органы исполнительной власти национально-государственных и административно-территориальных образований.

В соответствии со ст. 3 Закона Амурской области от 23 декабря 2005 года № 127-ОЗ «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области», под административно-территориальной единицей понимается муниципальное образование области, имеющее установленные нормативными правовыми актами название, статус, границы и административный центр; под муниципальным образованием области понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ.

Как определено в ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Там же определено, что городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления.

Согласно ст. 7 Закона Амурской области «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства Амурской области» в состав Амурской области входят такие административно-территориальные единицы, как муниципальные районы, городские округа; городские поселения в составе районов; муниципальные образования в составе районов: городские и сельские поселения; иные населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями.

Согласно п. 1.4. Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 01 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также настоящим Порядком оценки. Инвентаризация строений, помещений и сооружений в натуре производится не реже одного раза в пять лет.

Пунктом 3 распоряжения Правительства РФ от 12 марта 1992 года №469-р установлено, что оплата работ по оценке стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, производится за счет соответствующих бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований.

В соответствии с Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (утв. постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2000 года № 921), техническая инвентаризация объектов учета подразделяется на первичную, плановую и внеплановую (пункт 6).

Плановая техническая инвентаризация объектов учета проводится в целях выявления произошедших после первичной технической инвентаризации изменений и отражения этих изменений в технических паспортах и иных учетно-технических документах. Плановая техническая инвентаризация проводится не реже одного раза в пять лет (пункт 8 данного Положения).

Согласно пункту 10 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, проведение первичной и внеплановой технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах учета осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Следовательно, проведение плановой технической инвентаризации строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности в Архаринском муниципальном образовании (рабочем посёлке (птг) Архара) должно производиться за счёт бюджета рабочего посёлка Архара.

Как следует из материалов дела, Пехтеревой И.Д. на праве собственности принадлежит жилой дом, находящийся по адресу: пгт. Архара, ....

На основании муниципального контракта № 2800/0712/0138 от 10 декабря 2007 года, заключенного отделом по управлению муниципальным имуществом Архаринского района с Архаринским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», была выполнена работа по пересчету инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам и поставленных на технический учет (без учета льготников) на территории Архаринского района по состоянию на 01 января 2008 года.

По состоянию на 01 января 2008 года стоимость недвижимости, расположенной по адресу: ..., составляет 1014 477 рублей.

Увеличение инвентаризационной стоимости произошло в связи с применением установленных Постановлением губернатора Амурской области от 29 марта 2007 года № 192, коэффициентов.

Как следует из сообщения начальника Архаринского отделения Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» № 671 от 28 октября 2008 году, перерасчёт инвентаризационной стоимости по муниципальному контракту выполнялся в камеральных условиях и только для целей налогообложения.

Инвентаризация строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам и поставленных на учет на территории Архаринского района, а также рабочего посёлка Архара, в натуре не производилась более 10 лет.

Следовательно, инвентаризационная стоимость строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам и поставленных на учет на территории рабочего посёлка Архара, не отражает реальную инвентаризационную стоимость указанных объектов.

На основании сведений об инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам и поставленных на учет на территории Архаринского района, представленных Архаринским отделением Амурского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» в налоговый орган, МРИ ФНС России №2 по Амурской области был произведен расчет сумм налога на имущество физических лиц за 2008 год.

Таким образом, усматривается нарушение Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, при установлении инвентаризационной стоимости указанных объектов.

Согласно ст. 61 БК РФ, доходы от установленных представительными органами поселений земельного налога и налога на доходы физических лиц по нормативу 100 % зачисляются в бюджеты поселений.

С учетом данного положения и положения ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающей определение муниципальной нужды, потребность в услуге по пересчету инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам, является муниципальной нуждой поселений.

В силу ч.2 ст. 3 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Согласно определению, данному в ч. 1 ст. 2 Закона 2003 года № 131-ФЗ, вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. С учетом приведенного выше перечня видов муниципальных образований в Законе 2003 года № 131-ФЗ отдельно установлен перечень вопросов местного значения поселения (ст. 14), муниципального района (ст. 15).

Возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств предусмотрена в ч. 2 ст. 132 Конституции РФ.

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями установлен в ст. 19 Закона 2003 года № 131-ФЗ, согласно ч. 2 которой, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями России осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов РФ. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

В соответствии с ч. 5 указанной статьи финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Там же предусмотрено, что органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. Предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий регулируется положениями ст. 63 Закона 2003 года № 131-ФЗ и ст. 140 БК РФ.

Поскольку потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, обеспечиваются за счет средств местных бюджетов (соответствующих субвенций, предоставляемых местным бюджетам), эти потребности также являются муниципальными нуждами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что потребность в услуге по пересчету инвентаризационной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих физическим лицам, является муниципальной нуждой рабочего посёлка Архара.

Однако, поскольку заявительница обратилась в суд за защитой своего права в порядке главы 25 ГПК РФ, ею пропущен срок на подачу жалобы.

Согласно ст. 256 ГПК РФ, срок для обращения в суд с заявлениями в порядке главы 25 ГПК РФ составляет 3 месяца.

Согласно ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Первоначально за защитой своего права Пехтерева И.Д. обратилась с заявлением к прокурору Архаринского района 10 октября 2008 года.

На основании данного заявления прокуратурой Архаринского района была проведена проверка, в результате которой были выявлены нарушения налогового законодательства, и заявительнице был дан ответ о том, что она имеет право обратиться в суд с требованием понуждения администрации рабочего посёлка Архара провести инвентаризацию её жилого дома в натуре для уплаты законного установленного налога на имущество физических лиц.

Данный ответ был получен Пехтеревой И.Д. 07 ноября 2008 года.

Согласно её заявления, она 14 ноября 2008 года обратилась жалобой к главе Архаринского района Бочкарёву.

Следовательно, о нарушении своего права на проведение инвентаризации её жилого дома в натуре Пехтеревой И.Д. стало известно не позднее, чем 14 ноября 2008 года.

Следовательно, трёхмесячный срок на подачу заявления следует исчислять с указанной даты.

Таким образом, жалоба должна была быть ею подана не позднее 14 февраля 2009 года.

Жалоба подана Пехтеревой И.Д. в Архаринский районный суд лишь 26 марта 2009 года, то есть по истечении предусмотренного законом срока для подачи заявления. Уважительности причин, пропуска данного срока, препятствовавших Пехтеревой своевременно обратиться с жалобой в суд (например, болезнь, нахождение её в длительной командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.д.) заявительницей не представлено.

В силу ч.2 ст. 256 ГПК РФ, причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу о том, что срок на обращение в суд пропущен Пехтеревой И.Д. по неуважительной причине, что само по себе является основанием для отказа в удовлетворении её жалобы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление требования Пехтеревой И.Д. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Пехтеревой Ирине Дмитриевне на бездействие администрации рабочего поселка Архара по организации работ по проведению инвентаризации строений, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 13 апреля 2009 года.

Председательствующий: Т.Н. Лобань