требование о доплате выборному лицу местного самоуправления предъявлены ненадлежащему ответчику



Дело 2-80/2009 года Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2009 года пос. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

при секретаре Захаровой А.М.,

рассмотрев в судебном заседании материалы гражданского дела по жалобе Понизовой Эльвиры Анатольевны на действия главы муниципального образования «Архаринский район»,

У С Т А Н О В И Л:

Понизова Э.А. обратилась в суд с жалобой на действия главы муниципального образования «Архаринский район». При этом, в качестве ответчиков Понизовой Э.А. заявляются администрация Архаринского района, глава Архаринского района, администрация Грибовского сельсовета, глава Грибовского сельсовета, хотя требования к двум последним ответчикам не предъявляла.

В судебном заседании Понизова Э.А. пояснила, что в связи с объединением Могилевского и Грибовского сельсоветов она, как глава Могилевского сельсовета, была уволена вновь избранным главой Грибовского сельсовета 23 октября 2008 года по статье 81 пункт 1 ТК РФ (ликвидация организации).

Распоряжением главы Грибовского сельсовета об увольнении № 11 от 23 ноября 2008 года ей должны были производить выплату компенсации в размере среднемесячного заработка до устройства на новое место работы в течение одного года или производить доплату до уровня прежней заработной платы, если на новом месте работы заработная плата ниже прежней. Эти гарантии закреплены статьей 36 Устава Могилевского сельсовета и статьей 9 Положения «О муниципальных должностях».

В настоящее время она работает специалистом Грибовского сельсовета и её заработная плата ниже прежней, однако, доплата ей не производится. С данным вопросом она обращалась к главе администрации Архаринского района. Из ответа, представленного главой района Бочкаревым А.Н., следует, что причиной несохранения денежной компенсации является то, что она как глава Могилевского сельсовета избрана в марте 2008 года и стаж её работы в этой должности составил 7 месяцев.

Данную трактовку считает неправильной, так как стаж работы в этой должности составил бы 7 месяцев для впервые избранного главы Могилевского сельсовета. Она же в должности главы Могилёвского сельсовета проработала с апреля 2000 года по октябрь 2008 года, при этом в данный период вошли подряд 2 полных срока полномочий главы Могилёвского сельсовета, предусмотренных Уставом Могилёвского сельсовета, и 7 месяцев следующего за ними срока полномочий.

Согласно Уставу, полномочия главы сельсовета назначаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы, а так как она же сама и вступала в эту должность, и её полномочия не прекращались ни на один день, то срок исполнения ею полномочий главы Могилёвского сельсовета составил 8 лет и 7 месяцев.

Считает, что нарушаются её права на получение социальной гарантии выборной муниципальной должности. В суд за защитой своих нарушенных прав не обращалась в течении четырех месяцев, так как хотела решить вопрос мирным путем без суда.

Просит суд признать действия главы района незаконными, признать исполнение ею полномочий главы Могилёвского сельсовета в течение 8 лет и 7 месяцев и обязать администрацию района производить доплату до уровня прежней заработной платы за период с ноября 2008 года по октябрь 2009 года.

Представитель ответчика - главы муниципального образования «Архаринский район» Ковалев О.А. заявленные требования не признал, суду показал, что администрация Архаринского района и глава Архаринского района являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям. Заявитель не указывает, какое именно решение, действие (бездействие) администрации Архаринского района, главы Архаринского района обжалуется. На обращение Понизовой Э.А. глава района дал разъяснение положений Устава сельсовета, норм о предоставлении гарантий. Решение о предоставлении либо не предоставлении указанных гарантий и соответствующие расходы в бюджете предусматривают органы местного самоуправления муниципального самоуправления Грибовский сельсовет. Грибовский сельсовет является самостоятельным муниципальным образованием, и расходы на содержание главы сельсовета (в том числе и на гарантии) предусматриваются бюджетом соответствующего сельсовета. Указанные расходы являются расходным обязательством муниципального образования.

Поскольку к компетенции органов местного самоуправления Архаринского района решение вопроса о предоставлении гарантий главам сельсоветов, а также осуществление доплаты до уровня прежней заработной платы не относится, считает, что требования к администрации Архаринского района, главе Архаринского района заявлены необоснованно.

Кроме того, гражданин вправе обратиться в суд с
заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Денежное вознаграждение Понизовой Э.А. назначено распоряжением главы Грибовского сельсовета от 23 октября 2008 № 11. Соответственно через месяц (с 24 ноября 2008 года) и должен исчисляться срок, когда заявителю стало известно о нарушении его прав на получение указанной гарантии.

Считает, что администрация Архаринского района, глава Архаринского района являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям. Срок на обжалование действий органов местного самоуправления пропущен. Доплата из бюджета Грибовского сельсовета до уровня прежней заработной платы не осуществляется правомерно. На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Грибовского Сельсовета -глава администрации Шамкин Р.И. суду пояснил, что Понизова Э.А. была главой Могилевского Сельсовета и была уволена 23 октября 2008 года по статье 81 пункт 1 ТК РФ в связи с ликвидацией организации. Два муниципальных образования были объедены в один. На основании его распоряжения № 11 от 23 ноября 2008 года ей должны были производить выплату компенсации в размере среднемесячного заработка до устройства на новое место работы в течение одного года или производить доплату до уровня прежней заработной платы, если на новом месте работы заработная плата ниже прежней. Эти гарантии закреплены статьей 36 Устава Могилевского сельсовета и статьей 9 Положения «О муниципальных должностях». В настоящее время она работает специалистом Грибовского сельсовета и её заработная плата ниже прежней, однако, доплата ей не производится, поскольку имеется дефицит бюджета на 495000 рублей. Кроме того, также причиной несохранения денежной компенсации Понизовой Э.В. является также и то, что она как глава Могилевского сельсовета избрана в марте 2008 года и стаж её работы в этой должности, как он считает, составил 7 месяцев. Но если бы Понизова Э.В. предъявила требования к Грибовскому сельсовету, то он бы требования признал.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Понизова Э.А распоряжением главы Грибовского сельсовета от 23 октября 2008 года № 11 освобождена от занимаемой должности главы муниципального образования «Могилёвский сельсовет» с 23 октября 2008 года в связи с ликвидацией муниципального учреждения «Могилёвский сельсовет».

Согласно абз. 4 п. 2 данного распоряжения, Понизовой Э.А. сохранено денежное вознаграждение с учётом индексации до устройства на новое место работы в течение одного календарного года со дня увольнения. Если на новом месте работы заработная плата ниже прежней, ей предусмотрено производить доплату до уровня прежней заработной платы (с учётом индексации), но не более одного календарного года со дня увольнения.

В соответствии с записями в трудовой книжке, Понизова Э.А. в настоящее время работает специалистом Грибовского сельсовета.

Как следует из жалобы Понизовой Э.А., доплата, предусмотренная абз. 4 п. 2 распоряжения главы Грибовского сельсовета от 23 октября 2008 года № 11, ей не производится. В связи с чем, просит признать действия главы Архаринского района незаконными, признать исполнение ею полномочий главы Могилёвского сельсовета в течение 8 лет и 7 месяцев и обязать администрацию района производить доплату до уровня прежней заработной платы за период с ноября 2008 года по октябрь 2009 года.

При этом заявительницей не указывается, какие именно действия главы Архаринского района она просит признать незаконными.

Согласно ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года 71-03 «О некоторых гарантиях лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области» определено, что в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, истцу, замещавшему муниципальную должность, устанавливаются гарантии, связанные с прекращением его полномочий.

Основания и порядок предоставления указанных гарантий определяются муниципальным правовым актом с учетом требований, предусмотренных для лиц, замещающих государственные должности области.

Согласно абз. 4 ч. 4 ст. 6 Устава Могилевского сельсовета глава сельсовета, если он проработал в этой должности не менее года, продолжает получать назначенную ему заработную плату до устройства на новое место работы в течение года после освобождения его от должности в случае ликвидации администрации сельсовета.

Статья 9 Положения Могилевского сельсовета «О муниципальных должностях» также содержит основания и условия получения гарантий, связанных с прекращением исполнения полномочий.

Распоряжение о сохранении Понизовой Э.А. социальных гарантий вынесено главой администрации Грибовского сельсовета.

Решение о предоставлении либо не предоставлении указанных гарантий и соответствующие расходы в бюджете предусматривают органы местного самоуправления муниципального самоуправления Грибовский сельсовет.

Согласно уставу Грибовского сельсовета, Грибовский сельсовет является самостоятельным муниципальным образованием, и расходы на содержание главы сельсовета (в том числе и на гарантии) предусматриваются бюджетом соответствующего сельсовета. Указанные расходы являются расходным обязательством муниципального образования.

В силу ч. 2 ст. 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 86 БК РФ, органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом.

В соответствии со ст. 15 БК РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Согласно ч. 9 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Бюджет Грибовского сельсовета утвержден Решением Грибовского сельсовета от 20 ноября 2008 года № 3.

Поскольку к компетенции органов местного самоуправления Архаринского района решение вопроса о предоставлении гарантий главам сельсоветов, а также осуществление доплаты до уровня прежней заработной платы не относится, администрация Архаринского района, глава Архаринского района не являются надлежащими ответчиками по заявленным требованиям.

Следовательно, требования Понизовой Э.А. о признании действий главы Архаринского района незаконными, признания исполнения ею полномочий главы Могилевского Сельсовета в течении восьми лет и семи месяцев, а также о возложении на администрацию района обязанности производить ей доплату до уровня прежней заработной платы за период с ноября 2008 года по октябрь 2009 года не подлежат удовлетворению.

Каких-либо требований к администрации Грибовского сельсовета и главе Грибовского сельсовета Понизова Э.А. не заявляет.

Кроме того, заявительницей пропущен срок на подачу жалобы.

Согласно ст. 256 ГПК РФ, срок для обращения в суд с заявлениями в порядке главы 25 ГПК РФ составляет 3 месяца.

Согласно ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.

Денежное вознаграждение Понизовой Э.А. назначено распоряжением главы Грибовского сельсовета от 23 октября 2008 года № 11.

В связи с чем суд находит обоснованными доводы представителя ответчика в той части, что соответственно о нарушении своего права на получение социальных гарантий Понизовой Э.А. стало известно не позднее чем через месяц, то есть 24 ноября 2008 года.

Следовательно, трёхмесячный срок на подачу заявления следует исчислять с указанной даты.

Таким образом, жалоба должна была быть ею подана не позднее 24 февраля 2009 года.

Жалоба подана Понизовой Э.А. в Архаринский районный суд лишь 19 марта 2009 года, то есть по истечении предусмотренного законом срока для подачи заявления. Уважительности причин пропуска данного срока заявительницей не представлено.

В силу ч.2 ст. 256 ГПК РФ, причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Исследовав материалы дела, суд пришёл к выводу о том, что срок на обращение в суд пропущен Понизовой Э.А. по неуважительной причине, что также само по себе является основанием для отказа в удовлетворении её жалобы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные требования Понизовой Э.А. о признании действия главы района незаконными, признании исполнения ею полномочий главы Могилёвского сельсовета в течение 8 лет и 7 месяцев и возложении обязанности на администрацию района производить доплату до уровня прежней заработной платы за период с ноября 2008 года по октябрь 2009 года не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199, 254- 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Понизовой Эльвире Анатольевне о признании действий главы Архаринского района незаконными, признания исполнения ею полномочий главы Могилевского Сельсовета в течении восьми лет и семи месяцев, а также о возложении на администрацию района обязанности производить ей доплату до уровня прежней заработной платы за период с ноября 2008 года по октябрь 2009 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная с 3 апреля 2009 года.

Председательствующий: Т.Н. Лобань