Именем Российской Федерации
5 марта 2010 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
при секретаре Захаровой А.М.,
с участием помощника прокурора Архаринского района Ивановой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Кисаровой Александры Андреевны к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги( электроэнергии),
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Архаринского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Кисаровой А.А. к Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги в сумме <данные изъяты> копейка. Позже прокурором и представителем истицы были уточнены исковые требования на сумму <данные изъяты> копеек.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Иванова Л.П. суду пояснила, что основанием для подачи искового заявления в суд послужило обращение Кисаровой А.А., являющейся педагогом-пенсионером МОУ «СОШ с. Ядрино», в прокуратуру Архаринского района о направлении в её интересах искового заявления в суд о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг. Муж Кисаровой А.А. - Кисаров А.А. так же являлся педагогом-пенсионером данной школы, умер 12 мая 2009 года.
Данные льготы являются федеральной мерой социальной поддержки педагогических работников, гарантированы педагогическим работникам на федеральном уровне Законом РФ «Об образовании», а также законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий».
Согласно выписке из лицевого счета представленнго ОАО «ДЭК» филиала «Амурэнергосбыт» и представленных квитанций по состоянию на 26 декабря 2009 года Кисарова А.А. и Кисаров А.А. оплатили за потребленную электроэнергию <данные изъяты> копеек. Таким образом, имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги в сумме <данные изъяты> копейка, что является задолженностью за потребленную электроэнергию за 2008-2009 год. Льготой на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках пользовались Кисарова А.А. и Кисаров А.А., и они проживали по одному адресу.
Просит взыскать задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги в сумме <данные изъяты> копеек в пользу Кисаровой А.А..
В судебное заседание истец Кисарова А.А. не явилась,о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.
Представитель истицы Кисаровой А.А.- Кисаров А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, согласно телефонограмме, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Помощник прокурора Архаринского района Иванова Л.П. не возражает о рассмотрение дело в отсутствие не явившихся лиц.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истицы и представителя истица.
Представитель ответчика Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно надлежащим образом, возражения на исковые требования суду не представил.
Помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Министерства финансов Амурской области.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Помощник прокурора не возражает о рассмотрении дело в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика Министерства Финансов РФ в лице УФК по Амурской области.
Согласно доводам, изложенным в возражении на исковое заявление Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области требования прокурора не признает в полном объеме, поскольку Кисарова А.А. является педагогом-пенсионером. Законодатель Амурской области предусмотрел меры социальной поддержки и для неработающих пенсионеров, при этом финансирование таких мер возложено на областной бюджет и при наличии достаточных оснований взыскание должно производиться за счет средств казны Амурской области, просит в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказать как к ненадлежащему ответчику по данному спору.
Суд, заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, основанием, для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно абз.1 ч.1 ст.84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу требований ст. 8 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в ст. 26.3 «Принципы финансовогообеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» социальная поддержка педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не отнесена.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено отнесение финансирования социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. При этом в силу абз. 1 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ данное обязательство, как возникшее в результате принятия федерального закона, является федеральным.
В силу ч. 2 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Согласно выписки из лицевого счета, представленной ОАО « ДЭК» филиала «Амурэнергосбыт» от 7 октября 2009 года и представленных Кисаровой А.А. квитанций по оплате за электроэнергию за 2008-2009 года, Кисарова А.А., Кисаров А.А. как педагоги- пенсионеры оплатили ОАО «ДЭК» филиала «Амурэнергосбыт» за потребленную электроэнергию в размере <данные изъяты> копеек.
Таким образом, имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за коммунальные услуги в сумме <данные изъяты> копеек.
Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 5 декабря 2005 года № 93-ОЗ также устанавливает право педагогических работников образовательных учреждений, в том числе пенсионеров, проработавших не менее 10 лет в сельской местности, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 02.04.2009 № 553-0-11 "По жалобе граждан Капустиной Валентины Максимовны, Своровской Валентины Ивановны и других на нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 1 и пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона Новосибирской области "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа на территории Новосибирской области", до 1 января 2005 года педагогические работники, уиюдише на пенсию и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением при наличии установленных законом условий.
Предоставление мер социальной поддержки (ранее - льгот) пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года N 255 «О некоторых мероприятиях но укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись, и после принятия в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании». Абзацем третьим пункта 5 статьи 55 данного Закона (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. Но сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года N 322-О-П, переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Таким образом, Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2008 года N 480-О-П).
С учетом изложенной правовой позиции, суд приходит к выводу о том, что данная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, действующим законодательством не предусмотрено отнесение финансирования социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку указанная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме, она является расходным обязательством Российской Федерации, и подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, поэтому требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Кисаровой А.А. о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за электроэнергию за 2008-2009 годы подлежат удовлетворению и взысканию с Министерства финансов РоссийскойФедерации за счет казны Российской Федерации.
В связи с тем, что в соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, истцы - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Архаринского района Амурской области удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за электроэнергию за 2008-2009 годы в пользу Кисаровой Александры Андреевны в сумме <данные изъяты> копеек.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации государственную пошлину в сумме 400 (четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 10 марта 2010 года.
.
Председательствующий: подпись Т.Н. Лобань
Верно судья: Т.Н. Лобань
Секретарь: А.М. Захарова