задолжность по льгет ЖКХ педагогам взыскана с федерального бюджета



Дело № 2-10/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2010 годап. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьиДьячковой Н.С.,

при секретареМатюха Е.В.,

с участием помощника прокурораМаркусенко Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Бабкиной Валерии Александровны, Вольской Раисы Андреевны, Рыжовой Марины Владимировны, Тереховой Натальи Валерьевны, Токарь Веры Максимовны, Идуковой Светланы Викторовны, Житниковой Татьяны Александровны, Ковалевой Нины Михайловны, Почтаренко Валентины Ивановны, Щербаковой Екатерины Потаповны к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Архаринского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Бабкиной Валерии Александровны, Вольской Раисы Андреевны, Рыжовой Марины Владимировны, Тереховой Натальи Валерьевны, Токарь Веры Максимовны, Идуковой Светланы Викторовны, Житниковой Татьяны Александровны, Ковалевой Нины Михайловны, Почтаренко Валентины Ивановны, Щербаковой Екатерины Потаповны к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги.

Судом кассационной инстанции Амурского областного суда решение Архаринского районного суда от 03 августа 2009 года в части требований прокурора о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги педагогам Бабкиной Валерии Александровны, Вольской Раисы Андреевны, Рыжовой Марины Владимировны, Идуковой Светланы Викторовны, Ковалевой Нины Михайловны, Почтаренко Валентины Ивановны, Щербаковой Екатерины Потаповны отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Маркусенко Т.Ю. суду сообщила, что основанием для подачи исковых заявлений в суд послужило обращение в прокуратуру Архаринского района педагогических работников МОУ «СОШ № 95 им. Н.Щукина п.Архара» о направлении в суд в их интересах исковых заявлений о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2005, 2007 годы. Указанные льготы им гарантированы законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», а также является федеральной мерой социальной поддержки.

Из справок, предоставленных отделом образования администрации Архаринского района следует, что на 27 мая 2009 года перед педагогическими работниками МОУ «СОШ № 95 им. Н.Щукина п.Архара» имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги, что является задолженностью за электроэнергию за 2005, 2007 годы.

Просит суд взыскать задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в пользу педагогических работников МОУ «СОШ № 95 им. Н.Щукина п.Архара»: Щербаковой Е.П. в сумме <данные изъяты> рублей, Почтаренко В.И. в сумме <данные изъяты> рубля; Ковалевой Н.М в сумме <данные изъяты> рубля; Идуковой С.В. в сумме <данные изъяты> рублей; Рыжовой М.В. в сумме <данные изъяты> рублей; Вольской Р.А. в сумме <данные изъяты> рубля; Бабкиной В.А. в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание истцы Бабкина В.А., Вольская Р.А., Рыжова М.В., Ковалева Н.М., Почтаренко В.И., Щербакова Е.П. не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истцов, помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в их отсутствие.

Истица Идукова С.В. заявленные требования подержала.

Просит суд взыскать задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги в ее пользу в сумме 2745-56 рублей.

Представитель ответчика отдела образования администрации Архаринского района в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, при таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в их отсутствие.

Стороны не возражают о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося ответчика.

Согласно доводам, изложенным представителем ответчика отдела образования администрации Архаринского района следует, что в целях реализации Законов Амурской области: от 05.12.2005 N 99-03 "О социальной поддержке граждан отдельных категорий; от 13.12.2006 N 263-03 "Об областном бюджете на 2007 год", был разработан и утвержден Постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 года №702 Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий. Согласно данному Порядку Отдел образования является исполнительным органом.

Главным распорядителем бюджетных средств в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 1 Закона является Министерство финансов области.

Министерство финансов Амурской области в пределах назначений, определенных сводной бюджетной росписью, доведенными лимитами бюджетных обязательств, и объемов финансирования представляют в орган федерального казначейства расходные расписания на перечисление субвенций. Субвенции зачисляются органом федерального казначейства на лицевые счета финансовых органов, открытые в органах федерального казначейства по балансовому счету N 40204 "Средства местных бюджетов".

Органы федерального казначейства не позднее одного рабочего дня после зачисления субвенций уведомляют финансовые органы муниципальных районов и городских округов о получении средств путем предоставления выписки из лицевого счета. Финансовые органы в соответствии с решениями о бюджетах муниципальных районов и городских округов перечисляют поступившие субвенции на лицевые счета главных распорядителей средств бюджетов муниципальных районов и городских округов либо в бюджеты городских и сельских поселений. Таким образом, Отдел образования не является надлежащим ответчиком.

Факт задолженности надлежащим образом отражен в документах бухгалтерской отчетности Отдела образования, о чем свидетельствуют ежемесячно подаваемые в Министерство финансов Амурской области отчеты об использовании субвенций и сведения о кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2007г. Причиной образовавшейся задолженности явилось отсутствие финансовых поступлений на счета Отдела образования администрации Архаринского района.

Представитель ответчика Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, при таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в их отсутствие.

Стороны не возражают о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося ответчика.

Согласно доводам, изложенным представителем ответчика Министерства финансов Амурской области следует, что Министерство финансов Амурской области требования прокурора не признает, так как полагают, что согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 № 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности.

В соответствии с данными Правилами, субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона Российской Федерации «Об образовании», поэтому расходы по предоставлению льгот отдельным категориям потребителей должны быть возложены на публично-правовое образование - Российскую Федерацию, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством.

Российской Федерацией не передавались средства в 2006, 2007 годах на реализацию льгот граждан вышеназванной категории.

Закон Амурской области от 05.12.2005 № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» лишь устанавливает размеры, условия и порядок возмещения расходов на предоставление социальной поддержки данной категории граждан и принят во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики».

Исходя из того, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности,

установлены федеральным законом, а вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрено фактическое финансирование льгот за счет средств федерального бюджета, предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Соответственно надлежащим ответчиком по данному спору является Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации.

Кроме того, удовлетворению не подлежат заявленные требования за 2005 год, в связи с истечением срока исковой давности.

Представитель Финансового управления администрации Архаринского района судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, при таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, помощник прокурора не возражает о рассмотрение дело в его отсутствие.

Стороны не возражают о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося ответчика.

Согласно доводам, изложенным в их возражениях на исковое заявление следует, что Финансовое управление администрации Архаринского района требования прокурора не признало, так как льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, установлены федеральным законом, предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Задолженность по льготам по оплате жилищно-коммунальных услуг специалистам на селе образовалась исключительно ввиду недостаточности средств федерального, областного бюджетов, выделенных на реализацию полномочий по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.

Таким образом, компенсация затрат, понесенных предприятиями, организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, в 2005 г., в 2007 г. произведена не в полном объеме, в результате чего на 01.01.2006 г. сложилась кредиторская задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 1 347, 5 тыс. рублей; из них льготы работникам образования - 864, 1 тыс. руб. На 01.01.2008 г. задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, составила 5350, 7 тыс. рублей; из них льготы работникам образования - 3 478, 6 тыс. руб.

Таким образом, поскольку предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан является расходным обязательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, и финансовые средства на возмещение указанных расходов из федерального и областного бюджетов районному бюджету были выделены не в полном объеме, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет средств казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации.

Представитель ответчика УФК по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, просил дело рассмотреть без его их участия. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.

Стороны не возражают о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося ответчика.

Согласно доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление следует, что УФК по Амурской области требования прокурора не признал, суду пояснил, что прокурор Архаринского района обратился в суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности по оплате электроэнергии за 2005 год. Министерство финансов РФ в лице УВК по Амурской области в соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ заявляет о пропуске срока исковой давности в отношении данных требований.

Согласно пунктам "б", "е", "ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, - предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. На основании ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральный законодатель, осуществляя регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, вправе определять конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти РФ иоргановгосударственнойвластисубъектовРФ в соответствующей сфере, а значит, он вправе в рамках реформирования системы социальной защиты установить определенные формы участия в ее реализации органов государственной власти субъектов РФ.

Пунктом 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 (в редакции от 31.12.2005г.) «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.

Данное положение закреплено в статье 2 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг (в редакции ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ).

Согласно ст. 9 Закона Амурской области № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий»финансовое обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.

В целях реализации Законов Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», от 29 ноября 2007 г. № 426-03 «Об областном бюджете на 2007 год» постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. № 702 утверждены Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий и Порядок предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно ст. 26.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ.

Согласно подпункту 24 п. 2 ст. 26.3 Закона решение вопросов социальной поддержки, в том числе в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан относится к полномочиям субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым им самостоятельно за счет собственных средств. В соответствии с п. 2 ст. 26.3 Закона по указанным вопросам могут приниматься федеральные законы.

На основании ст. 26.3 указанного Закона полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта РФ, при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ.

Указанные расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999г. № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения разграничены.

С принятием Закона Амурской области от 05.12.2005 г. № 99-03 у субъекта РФ возникли расходные обязательства по финансированию мер социальной поддержки педагогических работников, в том числе пенсионеров из числа педагогических работников.

В связи с изложенным Федеральным законом от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» финансовая помощь субъектам Российской Федерации на указанные цели не предусмотрена.

Законодательное регулирование и финансирование данного вида льгот осуществляется органами власти субъекта Российской Федерации, и при наличии достаточных оснований взыскание должно производиться за счет средств казны Амурской области, просит в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации отказать как к ненадлежащему ответчику по данному спору.

Суд, изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, приходит к следующему:

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод и законных интересов граждан, основанием для которого, является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; социальной защиты, включая социальное обеспечение.

Согласно п. п. "е", "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

В абз. 3 ч. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади, Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В силу требований ст. 8 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.

Таким образом, данная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено.

Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» от 5 декабря 2005 года № 99-03 право педагогических работников образовательных учреждений, в том числе пенсионеров, проработавшим не менее 10 лет в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках, не устанавливает, и регулирует механизм осуществления данной федеральной меры социальной поддержки.

Согласно абз.1 ч.1 ст.84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ в ст. 26.3 «Принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» социальная поддержка педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не отнесена.

Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено отнесение финансирования социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

При этом в силу абз. 1 ч. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса РФ данное обязательство, как возникшее в результате принятия федерального закона, является федеральным.

В силу ч. 2 ст. 84 БК РФ расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Доводы представителя Минфина Российской Федерации в лице УФК по Амурской области о том, что в соответствии с Законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» финансирование дополнительных мер социальной поддержки педагогов пенсионеров осуществляется в пределах средств областного бюджета, и это свидетельствует об обязанности по компенсации расходов за счет субъекта Российской Федерации, являются безосновательными.

Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» к дополнительным мерам социальной поддержки педагогическим работникам, финансирование которых осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год, относилась категория пенсионеров, которые к моменту выхода на пенсию имели право на получение мер социальной поддержки.

Однако, Федеральный закон "Об образовании" не ограничивает субъектный состав лиц, которым устанавливаются соответствующие льготы.

Таким образом, за лицами, являющимися пенсионерами, ранее отработавшими не менее 10 лет в качестве педагогических работников в сельской местности, сохраняется право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных нормативных правовых актах.

Согласно предоставленных сведений, общий педагогический стаж пенсионеров - Бабкиной В.А., Вольской Р.А., Ковалевой Н.М., Почтаренко В.И., Щербаковой Е.П. составляет более 10 лет.

Кроме того, из справок предоставленных отделом образования администрации Архаринского района следует, что на 27 мая 2009 года перед педагогическими работниками МОУ «СОШ № 95 им. Н.Щукина п.Архара» имеется задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги, а именно перед:

педагогом-пенсионером Щербаковой Екатериной Потаповной – за электроэнергию за 2005 год - <данные изъяты> рублей; за 2007 год - <данные изъяты> рублей, всего в сумме <данные изъяты> рубля;

педагогом-пенсионером Почтаренко Валентиной Ивановной - за электроэнергию за 2005 год - <данные изъяты> рублей; за 2007 год - <данные изъяты> рублей, всего в сумме <данные изъяты> рубля;

педагогом-пенсионером Ковалевой Ниной Михайловной за электроэнергию за 2005 год - <данные изъяты> рублей; за 2007 год - <данные изъяты> рублей, всего в сумме <данные изъяты> рубля;

педагогом Идуковой Светланой Викторовной за электроэнергию за 2005 год - <данные изъяты> рубля; за 2007 год - <данные изъяты> рубля, всего в сумме <данные изъяты> рублей;

педагогом Рыжовой Мариной Владимировной за электроэнергию за 2005 год - <данные изъяты> рублей; за 2007 год - <данные изъяты> рублей; всего в сумме <данные изъяты> рублей;

педагогом-пенсионером Вольской Раисой Андреевной - за электроэнергию за 2005 год - <данные изъяты> рублей; за 2007 год - <данные изъяты> рублей, всего в сумме <данные изъяты> рублей;

педагогом-пенсионером Бабкиной Валерией Александровной за электроэнергию за 2005 год - <данные изъяты> рублей; за 2007 год - <данные изъяты> рублей всего в сумме <данные изъяты> рублей.

Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Министерство финансов Амурской области в соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ заявляют о пропуске срока исковой давности в отношении требований о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2005г.

Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента возникновения права предъявить требование об исполнении обязательства.

В силу статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря (статья 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по такой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором льгота была предоставлена, т. е. с 1 января года, следующего за отчетным. Следовательно, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2005 году истцы могли и должны были узнать по окончании финансового года - не позднее 01.01.2006. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует исчислять срок исковой давности по требованиям, заявленным прокурором.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. Исковое заявление прокурор подал в суд 02.07.2009, то есть по истечении срока давности.

Истечение срока давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В соответствии со ст.205 ГК РФ следует, что суд может восстановить срок исковой давности в исключительных случаях, когда признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности.

Помощник прокурора пояснила, что истцы пропустили срок исковой давности по причинам занятости на работе, отдаленности места жительства от районного центра, юридической неграмотности.

Суд полагает, что указанные причины пропуска срока исковой давности, не могут быть признаны уважительными, так как предоставление указанных льгот истцам обеспечено на основании ФЗ «Об образовании», о том, что образовалась задолженность истцам было известно, однако они, имея задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2005 год, своевременно не обратились в суд с иском о ее погашении, поэтому требования прокурора в данной части не подлежат удовлетворению.

Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку указанная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме, она является расходным обязательством Российской Федерации, и подлежит взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, поэтому требования прокурора Архаринского района Амурской области в защиту прав, свобод и законных интересов Бабкиной В.А., Вольской Р.А., Рыжовой М.В., Идуковой С.В., Ковалевой Н.М., Почтаренко В.И., Щербаковой Е.П. о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2007 год подлежат удовлетворению и взысканию с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

В связи с тем, что в соответствии п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, истцы - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика на основании п.8 ч.1 ст. 333.20 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 251-253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Архаринского района Амурской области в защиту законных интересов Бабкиной Валерии Александровны, Вольской Раисы Андреевны, Рыжовой Марины Владимировны, Идуковой Светланы Викторовны, Ковалевой Нины Михайловны, Почтаренко Валентины Ивановны, Щербаковой Екатерины Потаповны о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержке по оплате за жилье и коммунальные услуги, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги за электроэнергию за 2007 год в пользу: Бабкиной Валерии Александровны - <данные изъяты> копеек; Вольской Раисы Андреевны - <данные изъяты> копеек; Рыжовой Марины Владимировны - <данные изъяты> копеек; Идуковой Светланы Викторовны – <данные изъяты> копеек; Ковалевой Нины Михайловны - <данные изъяты> копеек; Почтаренко Валентины Ивановны - <данные изъяты> копеек, Щербаковой Екатерины Потаповны - <данные изъяты> копеек.

В остальной части исковых требований прокурора, отказать.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации государственную пошлину в сумме 310 (триста десять) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

ПредседательствующийН.С. Дьячкова