иск лица к Пенсионному фонду о включении периодов в специальный педагогический стаж удовлетворён, спорные периоды включены в льготный стаж для досрочной пенсии



Дело № 2-315/2010 годР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2010 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

при секретаре Куклиной Е.С.,

с участием истицы Покаместовой Л.Ю.,

представителя истицы адвоката Обухова С.В., представившего удостоверение № 188, выданное 18 марта 2003 года и ордер № 48, выданный 13 апреля 2010 года,

представителя ответчика Фурсова А.М., действующего по доверенности ЛА-9, от 12 января 2010 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Покаместовой Лилии Юрьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью,

УСТАНОВИЛ:

Покаместова Л.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В судебном заседании истица Покаместова Л.Ю. и представитель истицы Обухов С.В. на заявленных требованиях настаивали, в их обоснование Обухов С.В. суду пояснил, что 29 сентября 2009 года в связи с наличием у нее 25-летнего специального стажа педагогической деятельности она обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области с заявлением о назначении ей пенсии в связи с педагогической деятельностью.

28 декабря 2009 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что периоды работы: учителем начальных классов Озерновской школы с 15 сентября 1981 года по 15 июня 1982 года учителем начальных классов школы, воспитателем детского сада Каннского хлопчатобумажного комбината с 26 августа 1982 года по 30 января 1984 года, воспитателем детского комбината № 341 с 07 февраля 1996 года по 25 мая 199 года воспитателем детского сада, не включены в специальный стаж ее работы, поскольку списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781) не предусмотрено учреждение -детский комбинат, что согласно п. 13 Правил исчисления периодов работы периоды работы Озерновской начальной школе Почетскогосельского совета и детском саду Канского хлопчатобумажного комбината не включены, в подсчет специального стажа, так как нет подтверждения структурности подразделения в организации.

В соответствии с п.10 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникающих между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж периодов работы в учреждениях, не являющихся государственными либо муниципальными следует иметь в виду, что ранее действовавший закон РФ от 29 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не содержал требования о том, чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях), общеобразовательных школах и других учреждениях для детей не зависимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости производится на общих основаниях. Кроме того, в детском комбинате она работала воспитателем, и ее функциональные обязанности в этой должности не отличались от функциональных обязанностей воспитателя в детском саду, данный период осуществления педагогической деятельности в учреждении, название которого отсутствует в списке учреждений, должен быть зачтен в стаж педагогической деятельности.

Соответственно, ее специальный стаж при включении не принятых к зачету периодов на 29 сентября 2009 года составил в календарном исчислении более двадцати пяти лет, следовательно, в соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года она имеет право на назначение пенсии.

На основании изложенного, просит включить в специальный стаж периоды работы: с 15 сентября 1981 года по 15 июня 1982 года учителем начальных классов Озерновской школы Почетского сельского совета, с 26 августа 1982 года по 30 января 1984 года воспитателем детского сада № 20 Канского хлопчатобумажного комбината, с 07 февраля 1996 года по 25 мая 1999 года воспитателем Детского комбината № 341.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Архаринском районе Амурской области назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, то есть с 29 сентября 2009 года.

Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Истица Покаместова Л.Ю. с доводами, изложенными её представителем согласна полностью. Просит удовлетворить её требования в полном объеме, а также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, на взыскании судебных расходов по оплате помощи представителя она не настаивает, так как денежные средства в данной сумме не были оплачены.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда России в Архаринском районе Амурской области, специалист-эксперт (юрисконсульт) Фурсов А.М., заявленные исковые требования не признал полностью, и пояснил, что периоды работы истицы с 15 сентября 1981 года по 15 июня 1982 года в Озерновской начальной школе Почетского сельского Совета и с 26 августа 1982 года по 30 января 1984 года в детском саду № 20 Канского хлопчатобумажного комбината не были включены в льготный стаж, так как нет подтверждения структурности подразделения в организации. Документом, подтверждающим подведомственность детского сада и начальной школы организациям, не предусмотренным списком, т.е. вхождение в их состав, могли быть штатное расписание организаций или их структур. Из трудовой книжки истицы и архивных справок, следует, что истица принималась на работу в организации, не поименованные соответствующим списком.

Период работы Покаместовой Л.Ю. с 07 февраля 1996 года по 25 мая 1999 года не принят к зачету при подсчете льготного стажа, в связи с тем, что в указанный период образовательное учреждение в котором работала истица, именовалось «Детский комбинат № 341». Наименование «детский комбинат» не предусмотрено Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, который расширенному толкованию не подлежит.

Поскольку на момент обращения Покаместовой Л.Ю. у нее не имелось необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности, ей обоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

С требованиями истицы о взыскании расходов по оплате государственной пошлины не согласен, поскольку расходование средств Пенсионного фонда РФ является исключительно целевым, и бюджет ПФР не располагает средствами на оплату судебных расходов.

В удовлетворении заявленных исковых требований просит отказать.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п/п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, следующим гражданам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с учётом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическуюдеятельность, утверждённыхПостановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781.

Истица, согласно записям в трудовой книжке, с 15 сентября 1981 года по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность в различных учреждениях.

При рассмотрении вопроса о назначении пенсии Покаместовой Л.Ю., комиссией ГУ-УПФР в Архаринском районе 28 декабря 2009 года (протокол заседания комиссии № 185 от 28 декабря 2009 года) было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 п.1 п.п. 19 ФЗ от 17 декабря 2001 года, так как нет 25 лет педагогической деятельности.

При этом при подсчёте Покаместовой Л.Ю. стажа педагогической деятельности, в него не были включены следующие периоды, которые оспариваются истицей:

с 15 сентября 1981 года по 15 июня 1982 года учителем начальных классов Озерновской школы Почетского сельского совета (9 месяцев 1 день);

с 26 августа 1982 года по 30 января 1984 года воспитателем детскою сада №20 Канского хлопчатобумажного комбината (1 год 5 месяцев 5 дней);

с 07 февраля 1996 года по 25 мая 1999 года воспитателем Детского комбината №341 (3 года 3 дня 19 дней).

Итого не принято к зачету 5 лет 5 месяцев 25 дней.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённым постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, работа учителем и воспитателем дает право истице на включение времени её работы в специальный стаж.

Согласно п. 1.8 раздела «Наименования учреждений» данного Списка к дошкольным учреждениям, работа воспитателем в которых даёт право на пенсию за выслугу лет относятся, в том числе и «детские сады всех наименований» и Согласно п. 1.7 раздела «Наименования учреждений» данного Списка к образовательным учреждениям для детей дошкольного и младшего школьного возраста, работа учителем в которых даёт право на пенсию за выслугу лет относятся, в том числе и «начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида».

Не включение в стаж время работы Покаместовой Л.Ю. указанных периодов суд не может признать законным. Отсутствие подтверждения структурности подразделения, в которых истица осуществляла педагогическую деятельность, не является основанием для отказа в досрочном назначении пенсии, так как основным документом, подтверждающим период работы, включаемый в страховой стаж, является трудовая книжка.

Согласно записям в трудовой книжке, Покаместова Л.Ю. 26 августа 1982 года принята воспитателем в детский сад №20 Канского хлопчатобумажного комбината, уволена 30 января 1984 года по ст. 31 КЗоТ РСФСР.

Согласно архивной справке МУ «Канский городской архив», в производственных приказах Канского хлопчатобумажного комбината имеется приказ №530 от 29 сентября 1993 года о том, что государственное предприятие Канский хлопчатобумажный комбинат преобразован в акционерное общество «Кантекс».

Согласно архивной справке МУ «Канский городской архив», по документам архивного фонда ОЛО «Кантекс», личных карточках формы Т-2 на Рыжакову Л.Ю. (Покаместову) имеется приказ № 787 от 06 сентября 1982 года о принятии воспитателем в детский сад № 20 с 26 августа 1982 года. Приказом № 45 от 01 февраля 1984 года уволена по собственному желанию с 30 января 1984 года.

Согласно архивной справке МУ «Канский городской архив», по документам архивного фонда ОАО «Кантекс», в приказах пор личному составу па Рыжакову Л.Ю. (Покаместову) имеется приказ № 787 от 06 сентября 1982 года о принятии на работу на комбинат в детские учреждения, воспитателем в детский сад № 20 с 26 августа 1982 года.

Педагогическая деятельность Покаместовой Л.Ю. с 15 сентября 1981 года по 15 июня 1982 года подтверждается сведениями архивной справки № 92, согласно которой в архивных документах, лицевых счетах по начислению заработной платы работникам Почетского сельсовета (учитель начальной школы д.Озерное) за 1981-1982 г.г. имеются сведения о работе Покаместовой Лилии Юрьевны, а именно ежемесячные начисления заработной платы с сентября 1981 года по июнь 1982 года.

Кроме того, из архивной справки № 94 от 21 апреля 1994 года, в архивных документах управления образования администрации Абанского района: в приказах по личному составу Абанского районного отдела народного образования имеется приказ от 03 сентября 1981 года № 89 § 6 о назначении Покаместовой Л.Ю. заведующей Озерновской малокомплектной школой с 03 сентября 1981 года.

Кроме того, ранее действовавшее законодательство, в частности ст. 80
Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а так же
Списки профессий и должностей работников народного образования,
педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для
детей дает право на пенсию за выслугу лет, не содержало требования о том,
чтобы педагогическая деятельность осуществлялась лишь в государственных
или муниципальныхучреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях для детей, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

Работая в указанных выше детских учреждениях, Покаместова Л.Ю. имела все основания предполагать, что время её работы будет зачислено в её стаж, дающий право на льготную пенсию в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 года № 310-О, в соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же, но своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Статья 11.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает, что в Российской Федерации могут существовать различные по своим организационно-правовым формам образовательные учреждения: государственные, муниципальные и негосударственные - частные, учреждения общественных организаций и другие.

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждения, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лег (пункт 5 статьи 55 данного Закона).

Педагогические работники не должны ставиться в неравные условия или ограничиваться в своих пенсионных правах, в том числе в праве на зачет трудового стажа для выплаты пенсии за выслугу лет независимо от принадлежности учебного заведения. Иное означало бы нарушение конституционных принципов и норм федерального законодательства.

В силу части 2 статьи 4 и частей 1 и 4 статьи 15 Конституции РФ правоприменитель обязан руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и исходить из такого толкования подзаконных нормативных актов, которое не может противоречить федеральным законам (статья 115. части 1 и 3 Конституции РФ).

Таким образом, периоды работы Покаместовой Л.10. с 15 сентября 1981 года по 15 июня 1982 года учителем начальных классов Озерновской школы Почетского сельского совета, с 26 августа 1982 года по 30 января 1984 года воспитателем детского сада № 20 Канского хлопчатобумажного комбината, подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Основанием для отказа ответчиком во включении в специальный педагогический стаж спорного периода с 07 февраля 1996 года по 25 мая 1999 года работы Покаместовой Л.Ю. воспитателем в детском комбинате № 341 послужило то обстоятельство, что наименование детского учреждения «детский комбинат» не предусмотрено списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Исследовав материалы дела (трудовая книжка, Заключение государственной экспертизы условий труда от 10 июня 2010 года № 3016-08), оценив должностные обязанности Покаместовой Л.Ю., условия ее труда в спорный период времени, суд пришел к выводу, что детский комбинат № 341, сочетал в себе функции детских яслей и детского сада, являлся детским дошкольным учреждением, а истица выполняла в нем обязанности воспитателя.

В силу постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 мая 1959 года № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» проведение тождества в наименовании данного учреждения не требуется.

В период работы истицы в детском комбинате право на льготное пенсионное обеспечение давала работа в детских садах и объединенных яслях-садах в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», и в дошкольных образовательных учреждениях всех наименований в соответствии со Списком 1991 года, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 06 сентября 1991 года № 463.

Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22 сентября 1999 года (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ от 20 марта 2000 года № 240 и от 01 февраля 2001 года № 79) был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, который применялся с 01 ноября 1999 года до утверждения нового Списка 2002 года.

С введением в действие Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» был разработан и вступил в законную силу с 4 ноября 2002 года новый Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п/п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», который не предусматривает в качестве наименования учреждений «детский комбинат».

В силу правил действия закона во времени и требований ст.55 Конституции РФ к спорному периоду подлежат применению действующие в тот период времени - с 1996 по 1999 годы - правила исчисления специального стажа.

Таким образом, период работы Покаместовой с 07 февраля 1996 по 25 мая 1999 воспитателем в детском комбинате № 341 подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Поскольку на момент обращения для назначения пенсии стаж работы Покаместовой Л.Ю., превышал 25 лет, требования истицы о назначении ей досрочной трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента обращения, то есть с 29 сентября 2009 года подлежат удовлетворению.

Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что ГУ УПФ РФ в Архаринском районе не является надлежащим ответчиком в части возмещения судебных расходов, а также то, что требования истца о возмещении ответчиком убытков т.е. судебных расходов не подлежат удовлетворению, так как в действиях ответчика не усматривается неправомерных действий, суд считает несостоятельными.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьей 88 ч.1 ГК РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, взыскиваются все понесенные по делу судебные расходы за счет другой стороны.

Из п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" следует, что в силу ст. 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии).

В соответствии с п.п. 2 и 5 п. 2 ст. 333.36 ч.2 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции освобождаются истцы, являющиеся инвалидами I и II группы, а по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, - истцы-пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.

Учитывая это, заявления граждан, не являющихся получателями пенсии, по делам по спорам между ними и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, подлежат оплате государственной пошлиной в размере и порядке, предусмотренных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса РФ.

В случае удовлетворения требований гражданина, понесенные им по делу судебные расходы (в том числе и уплаченная государственная пошлина) подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным статьями 98 и 100 ГПК РФ.

Истица и представитель истицы в судебном заседании не настаивали на взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 1000 рублей.

Из материалов дела следует, что истцом при подачи заявления в суд истцом была оплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Покаместовой Лилии Юрьевны к ГУ - управлению пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение - управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области включить периоды работы:

- с 15 сентября 1981 года по 15 июня 1982 года в должности учителя начальных классов Озерновской школы;

- с 6 августа 1982 года по 30 января 1984 года, в должности воспитателя Канского хлопчатобумажного комбината;

- с 7 февраля 1996 года по 25 мая 1999 года в должности воспитателя детского комбината № 341 в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Архаринском районе назначить Покаместовой Лилии Юрьевне досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента её обращения, то есть с 29 сентября 2009 года.

Взыскать с Государственного Учреждения Управления пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области в пользу Покаместовой Лилии Юрьевны судебные расходы в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 5 июля 2010 года.

Председательствующий: Т.Н. Лобань