прокурор принудил организацию встать на учёт в качестве плательщика за вред, наносимый деятельностью, окружающей среде



Дело № 2-273/2010 год Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 марта 2010 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Лобань Т.Н.,

при секретаре Захаровой А.М.,

с участием помощника прокурора Архаринского района Салоутина В.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Архаринского района в интересах Российской Федерации и прав неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия ООО «Амурская Оцзя» в части не произведения расчета оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Ростехнадзоре по Амурской области, возложении на ООО «Амурская Оцзя» обязанности произвести расчет оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, встать на учет в Ростехнадзоре по Амурской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Архаринского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и прав неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия ООО «Амурская Оцзя» в части не произведения расчета оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Ростехнадзоре по Амурской области, возложении на ООО «Амурская оцзя» обязанности произвести расчет оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, встать на учет в Ростехнадзоре по Амурской области.

В обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Салоутин В.Е., пояснил, что согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ: сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

В соответствии с. ч. 1 и 3 ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", указанная организация осуществляет нормативное правое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с приказом от 2 августа 2005 г. N 545 Ростехнадзора РФ, утвержден порядок постановки на учёт плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно п.п. 7, 8 указанного Порядка установлено, что «основанием для постановки на учет является осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации.. Постановка на учет осуществляется в течение 30 дней после получения территориальными органами Ростехнадзора информации об осуществлении выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещении отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В соответствии с выпиской из единого государственного реестра установлено, что ООО «Амурская Оцзя» осуществляет выращивание Масличных культур, выращивание зерновых и зернобобовых культур, выращивание кормовых культур; заготовка растительных кормов, овощеводство, сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов, разведение свиней, разведение сельскохозяйственной птицы, лесозаготовки, распиловка и строгание древесины; пропитка древесины, оптовая торговля лесоматериалами, обработка металлических отходов и лома, обработка отходов и лома цветных металлов, оптовая торговля отходами и ломом, хранение и складирование прочих грузов, деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта, производство общестроительных работ по возведению зданий, производство строительных металлических изделий, оптовая торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты, розничная торговля фруктами, овощами и картофелем, розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты.

Однако, согласно сведениям предоставленным Управлением Ростехнадзора по Амурской области установлено, что по состоянию на 27 января 2010 года ООО «Амурская оцзя» не зарегистрирован в Ростехнадзоре по Амурской области в качестве природопользователя осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду и вносящего за это плату.

В силу ч. 1 ст. 51, 57,62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляются по нормативам: в федеральный бюджет-20 процентов, в бюджет субъекта РФ -40%, в местный бюджет - 40%.

Отсутствие регистрации внесения ООО «Амурская Оцзя» в качестве природопользователя в Управлении Ростехнадзора по Амурской области влечет невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду, что в свою очередь влечет недополучение бюджетами РФ, Амурской области, Архаринского района денежных средств, что в свою очередь не позволило увеличить расходы на реализацию своих обязательств, в том числе и на природоохранные мероприятия.

На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие ООО «Амурская Оцзя» в части не произведения расчета оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Ростехнадзоре по Амурской области, возложить на ООО «Амурская Оцзя» обязанность произвести расчет оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, встать на учет в Ростехнадзоре по Амурской области.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал в полном объеме, уточнил, что срок для постановки ООО «Амурская Оцзя», на учет в Ростехнадзоре по Амурской области необходимо установить до 15.04.2010 года.

Представитель ответчика ООО « Амурская Оцзя» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен своевременно, что подтверждается уведомлением о получении письма, ходатайство об отложении дела слушание не поступало, при таких обстоятельствах и соответствии со ст. 167 ч.4 ГПК РФ, судом принято решение о рассмотрение дела в отсутствии представителя ответчика.

Представитель Дальневосточного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в суд не явился, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со ст. 167 ч.3 ГПК РФ. Согласно поступившему отзыву на иск, Дальневосточное управление Ростехнадзора поддерживает исковые требования прокурора, в нем указано, что негативное воздействие на окружающую среду является платным, субъекты хозяйственной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить плату за загрязнение окружающей среды. Указанные платежи являются обязательными платежами в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ и местные бюджеты. Администратором этих поступлений является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Дальневосточному управлению Ростехнадзора представлены полномочия по ведению учета плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду. Учету начисленных и уплаченных сумм платы, по осуществлению контроля за правильностью начисления, полной и своевременной уплаты в бюджетную систему, а также взысканию задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду. Дальневосточное управление Ростехнадзора осуществляет данные полномочия на территории Приморского грая, Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономной области. Основанием для постановки на учет является осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации. ООО « Амурская Оцзя» осуществляет деятельность. В результате которой, оказывается негативное воздействие на окружающую среду. Однако, в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду в Дальневосточном управлении Ростехнадзора не зарегистрировано. Следовательно, ООО « Амурская Оцзя» обязанности по возмещению наносимого вреда окружающей среде и экономического ущерба государству, а также исполнения обязанности по постановки на учет в качестве плательщика платы не выполняет. Тем самым нарушает действующее законодательство в области окружающей среды. Права и интересы РФ, граждан. Организаций и других лиц, являющихсяучастниками гражданских правоотношений.

Суд, помощника прокурора, изучив материалы дела, считает необходимым требования прокурора удовлетворить.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.02 г. № 284-0 данное Постановление, принято Правительством РФ во исполнение полномочий, предоставленных ему федеральным законом, и предусматривает взимание платежей неналогового характера, подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ.

В силу положений п.п.8-10 «Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух» (утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.09.07 г. № 626), плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются: юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; индивидуальные предприниматели; иностранные физические лица. Обязанность по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера). ..Обязанность по уплате платы должна быть исполнена лицом, признающимся плательщиком, самостоятельно.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 июня 2006 г. № 557 «Об установлении сроков оплаты за негативное воздействие на окружающую среду», установлен срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.

В силу ч.1 ст.ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ, плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и зачисляется по нормативам: в федеральный бюджет - 20%, в бюджет субъекта РФ - 40%, в местный бюджет - 40%.

В соответствии с Выписками из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.02.2010 г. и 18.02.2010 г. общество с ограниченной ответственностью «Амурская Оцзя» состоит на учёте в налоговом органе - Межрайонной ИФНС №2 по Амурской области с 05.03.2005 г., зарегистрировано за Основным государственным регистрационным номером(ОГРН) № 1052800281291, и осуществляет и в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001(ОКВЭД) (КДЕС Ред.1) введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст), следующие виды экономической деятельности - выращивание Масличных культур, выращивание зерновых и зернобобовых культур, выращивание кормовых культур; заготовка растительных кормов, овощеводство, сбор дикорастущих и недревесных лесопродуктов, разведение свиней, разведение сельскохозяйственной птицы, лесозаготовки, распиловка и строгание древесины; пропитка древесины, оптовая торговля лесоматериалами, обработка металлических отходов и лома, обработка отходов и лома цветных металлов, оптовая торговля отходами и ломом, хранение и складирование прочих грузов, деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта, деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта, производство общестроительных работ по возведению зданий, производство строительных металлических изделий, оптовая торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты, розничная торговля фруктами, овощами и картофелем, розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты.

Однако, согласно сведениям предоставленным Управлением Ростехнадзора по Амурской области установлено, что по состоянию на 27 января 2010 года ООО «Амурская Оцзя» не зарегистрировано в Ростехнадзоре по Амурской области в качестве природопользователя осуществляющего негативное воздействие на окружающую среду и вносящего за это плату.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Амурская Оцзя» осуществляет основную экономическую деятельность в виде лесозаготовки, однако, в Управлении Ростехнадзора по Амурской области в качестве природопользователя не зарегистрировано, не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Отсутствие регистрации ООО «Амурская Оцзя» в качестве природопользователя в Управлении Ростехнадзора по Амурской области влечет нарушение действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды, прав граждан, а также недополучение бюджетами всех уровней денежных средств. Невнесение данным хозяйствующим субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду влияет на увеличение расходов на природоохранные мероприятия со стороны государственных органов.

Поэтому суд приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения прав неопределенного круга граждан подлежат устранению путем возложения обязанности на ООО «Амурская Оцзя» произвести расчет оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду и встать на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в Ростехнадзоре по Амурской области в срок до 15 апреля 2010 года.

Поскольку прокурор в соответствии со ст.333.36 ч.1 п.9 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст.103 ч.1 ГПК РФ с ООО «Амурская Оцзя», не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина, которая в соответствии со ст.333.19 ч.1 п.З НК РФ составляет 4000 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Архаринского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Общества с Ограниченной Ответственность «Амурская Оцзя» в части не произведения расчета оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, не принятия мер по постановке на учет в Ростехнадзоре по Амурской области.

Обязать Общество с Ограниченной Ответственность «Амурская Оцзя» произвести расчет оплаты за оказание негативного воздействия на окружающую среду, встать на учет в Ростехнадзоре по Амурской области в срок до 15 апреля 2010 года.

Взыскать с Общества с Ограниченной Ответственность «Амурская Оцзя» государственную пошлину в сумме 4000 (четыре тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная с 3 марта 2010 года.

Председательствующий: Т.Н.Лобань