Именем Российской Федерации
19 января 2010 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Лобань Т.Н.,
при секретаре Захаровой А.М.,
с участием истицы Алдохиной Л.М.,
представителя истицы Коркина А.Н., действующего по доверенности от 11 сентября 2009 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алдохиной Лидии Минаевнык Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по денежной компенсации за твердое топливо и потребленную электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Алдохина Л.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по денежной компенсации за твердое топливо за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей, за потребленную электроэнергию за 2005 год в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки и за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, всего <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований Алдохина Л.М. суду пояснила, что она является педагогом МОУ «СОШ с. Грибовка» и в соответствии с Законом РФ «Об образовании», а также законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» она пользуется льготой по коммунальным услугам в виде компенсации за твердое топливо и электроэнергию. Задолженность по компенсации за электроэнергию за 2005 год составляла 676 квт на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, за 2007 год 676 квт на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, за твердое топливо за 2007 год за 20 тонн угля на сумму <данные изъяты> рублей, всего задолженность составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. Поскольку решением Архаринского районного суда от 26 августа 2009 года по иску прокурора в её интересах состоялось решение суда, о взыскании задолженности по компенсации за электроэнергию за 2005 год составляла 676 квт на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, за 2007 год 676 квт на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, исковые требования были удовлетворены частично и в её пользу взыскана компенсация за электроэнергию за 2007 год 676 квт на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, в удовлетворении исковых требований за 2005 год ей было отказано по причине пропуска срока исковой давности. Данное решение суда кассационной инстанцией было оставлено без изменения, в связи с чем, она отказывается от требований по взысканию денежной компенсацию за электроэнергию за 2005, 2007 годы в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
Просит взыскать в её пользу задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за твердое топливо за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оплате государственной пошлине в сумме <данные изъяты> рубль.
Представитель истицы Коркин А.Н. доводы истицы поддерживает, просит взыскать в её пользу задолженность по твердому топливу в сумме <данные изъяты> рублей и расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рубль.
Представитель ответчика УФК по Амурской областив судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, по телефонограмме просил дело рассмотреть без его участия, исковые требования не признает, на доводах, представленных ранее настаивает.
Истица, представитель истицы, не возражают на рассмотрение дела в отсутствии представителя ответчика.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика.
Согласно доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление следует, что согласно подпункту 24 п. 2 ст. 26.3 закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
На основании ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ) полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Пунктом 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 (в редакции от 31.12.2005г.) «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что педагогическим работникам льготы по оплате жилой площади, отопления и освещения устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Данное положение подтверждается статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг (в редакции ФЗ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ), которой определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
На основании указанных выше нормативных актов Федеральным законом от 19.12.2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» финансовая помощь субъектам Российской Федерации на указанные цели не предусмотрена.
Статьей 4 Закона Амурской области от 05.12.2005 г. № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» определено право педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, пользоваться социальной поддержкой по оплате жилья и коммунальных услуг в виде снижения размера платы за жилье и коммунальные услуги.
Финансовое обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки граждан производится за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Объем средств на предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется по методике расчета субвенций муниципальным районам и городским округам на предоставление гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно приложению № 1 к Закону Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-03 педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, предоставляется льгота в виде 100% уменьшения оплаты за твердое топливо при печном отоплении. При наличии автономного отопления жилого помещения на жидком топливе или электрической энергии компенсация льгот производится в денежном эквиваленте по нормам твердого топлива.
В целях реализации Законов Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», от 13 декабря 2006 г. № 263-ОЗ «Об областном бюджете на 2007 год» постановлением Губернатора Амурской области от 23.12.2005 г. № 702 утверждены Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий и Порядок предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с Порядком предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги право на меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги согласно Закону имеют педагогические работники, работающие и проживающие в сельской местности, которым меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются на основании договоров, заключенных уполномоченными органами, утвержденными главами муниципальных районов и городских округов, с предприятиями и организациями, предоставляющими меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Педагогическим работникам, работающим в сельской местности и проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, меры социальной поддержки по оплате топлива, приобретаемого в пределах регионального стандарта нормативной площади жилья, предоставляются согласно заявлениям, поданным в уполномоченный орган, по выбору - в натуральной (оказание услуг топливоснабжающими предприятиями, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности) или в денежной форме путем:
перечисления денежных средств на лицевой счет получателя в кредитной организации или через обособленные структурные подразделения Управления Федеральной почтовой связи Амурской области - филиала ФГУП «Почта России»;
выплаты денежных средств из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах кредитных организаций или подразделений почтовой связи, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности граждане не имеют возможности открывать банковские счета или вклады до востребования и пользоваться ими.
Меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение, в т.ч. поставка твердого топлива при наличии печного отопления предоставляются гражданам в соответствии с размерами социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденными Законом.
Таким образом, указанные льготы предоставляются непосредственно организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги путем поставки топлива и в этом случае компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, осуществляется этим организациям из бюджетов субъектов Российской Федерации, или уполномоченными органами путем выделения денежных средств педагогам на оплату в полном объеме поставленного топлива.
Кроме того, в случае привлечения в качестве ответчика Минфина России суду следует учесть, что последний не может вступать в непосредственные отношения с физическим лицом и производить истице какие-либо выплаты, поскольку согласно п. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации физические лица не являются участниками бюджетного процесса, соответственно к правоотношениям, в которых одной из сторон выступают граждане, нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации не применимы, в связи с чем, требования истицы не могут быть удовлетворены путем взыскания непосредственно с Минфина России.
Считает, что взыскание должно производиться за счет средств казны Амурской области и просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать как ненадлежащему ответчику по данному спору.
Суд, заслушав истицу, представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему:
Как следует из материалов дела, Алдохина Л.М. является педагогом МОУ СОШ с. Грибовка, проживает по адресу: с. Грибовка и пользуется льготами по коммунальным услугам. Задолженность за электроэнергию за 2005 год составляет - 676 киловатт на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, за 2007 год - 676 киловатт на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки; за твердое топливо за 2007 год за 20 тонн угля на сумму <данные изъяты> рублей, всего задолженность составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
Согласно п.п. «е, ж, к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (ч.2 и ч.5 Конституции Российской Федерации).
В абзаце 3 пункта 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу требований ст. 8 федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие ЖК РФ.
Таким образом, данная льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством в натуральной форме. Каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено.
Закон Амурской области от 05 декабря 2005 года № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» принят во исполнение закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». Вышеуказанный закон не устанавливает, а регулирует механизм осуществления данной федеральной меры социальной поддержки на территории Амурской области.
Согласно абз.1 ч.1 ст. 84 БК РФ, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законом при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, отнесённым в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Так же статья 26.3 указанного федерального закона не относит социальную поддержку педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрено отнесение финансирования социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности и рабочих поселках в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
При этом, в силу абз.1 ч.1 ст. 84 БК РФ, данное обязательство, как возникшее в результате принятия федерального закона, является федеральным.
Поскольку льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг
педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской
местности,установлены федеральным законом, предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Как отмечено в определении Конституционного суда РФ от 08 февраля 2007 года № 322-О-П, Российская Федерация не устраняется от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абз.3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» уровня мер социальной поддержки.
В силу ч.2 ст. 84 БК РФ, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Поскольку финансирование социальной поддержки педагогических работников в виде компенсации на приобретение твердого топлива и электроэнергии является расходным обязательством Российской Федерации, следовательно, взыскание компенсации должно производиться с Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области, поэтому доводы представителя ответчика о том, что Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Амурской области является ненадлежащим ответчиком являются необоснованными.
Предметом рассматриваемого иска является не оспаривание действий предприятий и организаций по не предоставлению услуг и оспаривание расчетов, а возмещение понесенных истицей расходов по оплате услуг, которые должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Материалы дела не содержат сведений о возмещении указанным предприятиям и организациям из какого-либо бюджета затрат по предоставлению педагогическим работникам льгот по оплате коммунальных услуг в виде отопления и электроэнергии, поэтому доводы представителя ответчика о том, что льготы по оплате коммунальных услуг в виде отопления и электроэнергии предоставляются истице непосредственно организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и компенсация расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществляется из бюджетов субъектов РФ, являются необоснованными.
Суд так же находит необоснованными доводы представителя ответчика о том, что Министерство финансов РФ не может вступать в непосредственные отношения с физическим лицом и производить истице какие-либо выплаты, так как физические лица не являются участниками бюджетного процесса согласно п.1 ст.152 Бюджетного кодекса РФ и к правоотношениям, в которой одной из сторон выступают граждане, нормы БК РФ не применимы, поскольку это не бюджетные отношения, а государственные полномочия, которые должны исполняться.
Согласно справке, представленной отделом образования администрации Архаринского района по состоянию на 22 сентября 2009 года перед педагогическим работником МОУ «СОШ с. Грибовка» перед Алдохиной Л.М. имеется задолженность по денежной компенсации за твердое топливо за 2007 год в сумме 17 000 рублей, за потребленную электроэнергию за 2005 год в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки и за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, всего <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
В судебном заседании установлено, что ранее прокурор Архаринского района Амурской области обращался в суд в интересах педагогов МОУ «СОШ с. Грибовка» в том числе в интересах Алдохиной Л.М. к отделу образования администрации Архаринского района, финансовому управлению администрации Архаринского района, Министерству финансов Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за жилье и коммунальные услуги за электроэнергию за 2005 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, всего в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки.
Решением Архаринского районного суда Амурской области от 26 августа 2009 года требования прокурора Архаринского района в интересах Алдохиной Л.М. удовлетворены частично, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Алдохиной Лидии Минаевны взыскана задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за электроэнергию за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, о взыскании задолженности по оплате за электроэнергию за 2005 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки отказано.
Согласно кассационному определению Амурского областного суда Амурской области от 09 декабря 2009 года данное решение оставлено без изменения, и вступило в законную силу.
В судебном заседании истца отказалась от требований по взыскании мер социальной поддержки по оплате за электроэнергию за 2005, 2007 годы в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки и просила взыскать только задолженность по денежной компенсации за твердое топливо за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования Алдохиной Л.М. о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за твердое топливо за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 631 рубль подлежат взысканию с ответчика на основании ст. 98 ГПК РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Алдохиной Лидии Минаевны удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Алдохиной Лидии Минаевны задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате за твердое топливо за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в сумме 610 (шестьсот десять) рублей.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней, начиная со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. с 25 января 2010 года.
Председательствующий Т.Н. Лобань