Дело № 2-604/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2010 годап. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
при секретаре Ворониной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Отрошко Михаила Вячеславовича к Муниципальному образованию «Архаринский район» о признании незаконным отказа в назначении на вакантную должность начальника отдела по управлению муниципальным имуществом, возложении обязанности назначить на вакантную должность начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и заключить трудовой договор о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы Архаринского района Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным отказа в назначении на вакантную должность начальника отдела по управлению муниципальным имуществом, возложении обязанности назначить на вакантную должность начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и заключить трудовой договор о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы Архаринского района Амурской области.
В судебном заседании Отрошко М.В. заявленные исковые требования поддержал, в их обоснование пояснил, что он обратился в администрацию Архаринского района с заявлением от 09 июля 2010 года, в котором просил назначить его на вакантную должность начальника отдела по управлению имуществом, в противном случае – на другую вакантную должность в данном отделе либо другом отделе администрации района, в соответствии с его образованием, квалификацией, муниципальным стажем и заключить с ним трудовой договор. К заявлению он приложил копию диплома о высшем образовании Дальневосточного государственного университета с присужденной квалификацией инженер по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Также указал свою квалификацию и опыт работы на муниципальных должностях: с 07 февраля 1992 года по 01 апреля 1999 года заместителем главы администрации по строительству, с 01 апреля 1999 года по 31 января 2000 года заместителем главы администрации, председателем комитета по архитектуре и строительству, с 2004 года по 15 февраля 2010 года начальником отдела по управлению муниципальным имуществом.
Однако 14 июля 2010 года при очной встрече ему (Отрошко) в приеме на работу было отказано. Данный отказ противоречит ст.64 Трудового Кодекса РФ, и существенно нарушает право на труд.
Представитель ответчика – Муниципального образования «Архаринский район» - Корякина Е.Н. требования Отрошко М.В. не признала, указав, что на заявление Отрошко М.В. от 09 июля 2010 года о заключении договора на муниципальную службу 13 августа 2010 года дан ответ, согласно которому в связи с отсутствием вакансий в отделе по управлению муниципальным имуществом и других отделах администрации Архаринского района, соответствующих уровню и профилю образования, в аппарате администрации Архаринского района трудоустройство Отрошко В.М. невозможно. Заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя.
Кроме того, в нарушение требований Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», заявление Отрошко М.В. не указывает конкретную должность, на которую истец претендует, к заявлению не приложен ряд документов, в связи с чем считает требование о признании незаконным отказа в трудоустройстве на муниципальную службу необоснованным. Просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Согласно абз. 1, 5, 6 ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.
Из материалов дела видно, что 09 июля 2010 года Отрошко М.В. обращался с заявлением к Главе Архаринского района, в котором просил принять его на работу в качестве начальника отдела по управлению муниципальным имуществом, либо на другую должность в указанном отделе или другом отделе администрации Архаринского района, соответствующую его образованию, квалификации и стажу муниципальной службы.
В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. При этом законом установлена обязанность работодателя изготовить письменный отказ.
Отказ заключить с Отрошко М.В. трудовой договор направлен ему в письменном виде 3 августа 2010 года, данный отказ мотивирован отсутствием вакансий в отделе по управлению имуществом и других отделах администрации Архаринского района, соответствующих уровню и профилю профессионального образования, в аппарате администрации Архаринского района трудоустройство невозможно.
Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен порядок поступления на муниципальную службу.
Так, ст. 16 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» содержит перечень необходимых документов для поступления на муниципальную службу.
При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы;
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
3) паспорт;
4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
5) документ об образовании;
6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые;
7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;
8) документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
9) заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу;
10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
11) иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Судом установлено, что Отрошко М.В. при подаче заявления о заключении трудового договора представителю работодателя были представлены копия диплома и трудовая книжка, остальные все необходимые документы представлены не были.
Кроме того, устанавливая гарантии при заключении трудового договора для работников, ст. 64 ТК РФ вместе с тем не ограничивает право работодателя, в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. 1 и 2 ст. 35 Конституции РФ и абз. 2 ч. 1 ст. 22 Трудового кодекса РФ, самостоятельно, под свою ответственность, принимать кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом, а также оптимального согласования интересов работодателя и лица, ищущего работу. На это обстоятельство обращено внимание в Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». Верховный Суд РФ разъяснил, что заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, и Трудовой Кодекс РФ не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения.
Из представленных суду документов следует, что на момент обращения Отрошко М.В. с заявлением о заключении трудового договора, в отделе по управлению имуществом и администрации Архаринского района не имелось вакантных мест, соответствующих профилю его образования. Согласно диплому Отрошко М.В. имеет квалификацию инженера по специальности «Промышленное и гражданское строительство».
Занимаемая истцом до увольнения должность начальника отдела по управлению имуществом администрации Архаринского района была замещена, о чем свидетельствует распоряжения главы района №8-л от 16 февраля 2010 года и №47-л от 16 июля 2010 года, должность заместителя начальника данного отдела была исключена из свода штатных расписаний органов местного самоуправления Архаринского района.
Таким образом, требования Отрошко М.В. о признании незаконным отказа в назначении на вакантную должность начальника отдела по управлению муниципальным имуществом, возложении обязанности назначить на вакантную должность начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и заключить трудовой договор о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы Архаринского района Амурской области удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Отрошко Михаила Вячеславовича к муниципальному образованию «Архаринский район» о признании незаконным отказа в назначении на вакантную должность начальника отдела по управлению муниципальным имуществом, возложении обязанности назначить на вакантную должность начальника отдела по управлению муниципальным имуществом и заключить трудовой договор о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы Архаринского района Амурской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий:Л.А.Самойленко
Полная редакция решения изготовлена 17 августа 2010 года