понуждение районной администрации предоставить жильё сироте



Дело № 2-446/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2010 годап. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

секретаря судебного заседания Куклиной Е.С.,

с участием помощника прокурора Архаринского района Салоутина В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Гвозденко Данилы Сергеевича к администрации Архаринского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд в интересах Гвозденко Д.С. с иском к администрации Архаринского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Салоутин В.Е. пояснил, что в мае 2010 года прокуратурой Архаринского района была проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в части обеспечения жильём детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В результате проверки было выявлено, что мать Гвозденко Д.С. - <данные изъяты> умерла 15 июня 1987 года, отца у Гвозденко Д.С. нет. Постановлением и.о. главы поселкового самоуправления от 14.09.1999 № 186 несовершеннолетний Гвозденко Д.С. поставлен на очередь на улучшение жилищных условий. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

Просит обязать администрацию Архаринского района предоставить Гвозденко Д.С. жилое помещение по договору социального найма в п. Архара Архаринского района Амурской области, общей площадью не менее 18 кв. метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Истец Гвозденко Д.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен своевременно надлежащим образом.

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца Гвозденко Д.С.

Представитель ответчика администрации Архаринского района Корякина Е.Н. исковые требования не признала, пояснила, что заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином. Гвозденко Д.С. достиг совершеннолетия (23 года), обращение к прокурору Архаринского района о защите нарушенных социальных прав на жилье отсутствует, что является основанием прекращения производства по делу и на момент подачи заявления, являлся студентом Благовещенского государственного педагогического университета очной формы обучения.

В соответствии с п. 24 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления жилья по договорам социального найма установлены Законом Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Согласно ст. 5 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частью 3 статьи 4 настоящего Закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенции.

Порядок расходования субвенций устанавливается Правительством области. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.

Главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихсябезпопечения родителей,детей,находящихсяподопекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения является министерство образования и науки Амурской области.

Уполномоченный орган в силу ч.2 ст. 5.2 Закона Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 обязан:

1)своевременно доводить до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, в пределах которых будет осуществляться финансовое обеспечение расходов на осуществление полномочий;

2)перечислять в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов средства, необходимые для исполнения полномочий.

В соответствии с п. 4 Порядка расходования субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (утв. постановлением Правительства Амурской области от 15 мая 2008 г. № 113) органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с установленным порядком реализации Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Частью 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.

Меры социальной поддержки детей-сирот и приравненных к ним категорий, установлены федеральным законом, предоставление данных льгот относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Поскольку предоставление жилья детям-сиротам является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, и финансовые средства на возмещение указанных расходов из областного бюджета районному бюджету были выделены не в полном объеме, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет средств казны субъекта Российской Федерации.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Гвозденко Д.С. из числа детей-сирот, является социально незащищенным и не имеет жилья, находится в тяжелом материальном положении, что затрудняет его самостоятельное обращение в суд.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года N6 258-0, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российское Федераций, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до ] 8 лет, умерли оба или единственный родитель а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Из материалов дела следует, что Гвозденко Данил Сергеевич относится к категории лиц из числа детей – сирот, так как мать Г.Л.Ф. умерла 15 июня 1987 года, отца нет.

Постановлением и.о. главы поселкового самоуправления п.Архара от 14.09.1999 года № 186 Гвозденко Д.С. поставлен на льготную очередь на улучшение жилищных условий.

Решением Архаринского поселкового совета народных депутатов №53 от 23 июня 1987 года Гвозденко Д.С. назначены опекунами его дедушка Г.Ф.И. и бабушка Г.Л.М.. С достижением Гвозденко Д.С. совершеннолетия 15 июня 2005 года.

Из справки № 688 от 23 января 2009 года следует, что Гвозденко Д.С. являлся студентом очной формы обучения Благовещенского государственного педагогического университета со сроком окончания обучения 30 июня 2010 года.

Из Уведомления № 03/001/2010-763 от 21 июня 2010 года следует, что сведения о правах Гвозденко Д.С. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение по договору социального найма истцу, как ребенку-сироте, предоставлено не было.

Согласно ч.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данный Федеральный закон в статье 5 предусматривает, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

На основании ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Гвозденко Д.С. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.

По смыслу правил ст. 49 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди лицам, относящимся к категории сирот оставшимся без попечения родителей, возложена именно на органы местного самоуправления.

При этом в соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при исполнении данной обязанности органы местного самоуправления имеют право на возмещение расходов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Абзацем 1 ч.3 ст.4 Закона Амурской области №472-ОЗ от 11 апреля 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Постановлением Губернатора Амурской области от 4 мая 2009 года №222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Данным порядком установлено, что вышеуказанные лица после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (подпункты 2, 3, 7, 8 Порядка).

Постановлением Правительства Амурской области от 15.05.2008 года № 113 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Из позиции представителя администрации Архаринского района следует, что выделенных денежных средств на обеспечение всех сирот недостаточно.

Доводы представителя ответчика в этой части суд находит не основанными на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Наличие указанных главой Архаринского района обстоятельств не освобождает ответчика от имеющейся у него законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу.

Таким образом, обязанность по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения лежит на администрации Архаринского района.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановлению администрации рабочего поселка Архара №126 от 21 октября 2009 года норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в рабочем поселке (пгт) Архара в размере 18,0 кв.м на одного члена семьи.

По смыслу ст. 15 ч. 2 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).

Иных требований к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, действующий в настоящее время Жилищный кодекс РФ не предъявляет.

Учитывая указанные законоположения, суд приходит, что исковые требования прокурора в интересах Гвозденко Д.С. к администрации Архаринского района о предоставлении по договору социального найма жилого помещения подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию Архаринского района Амурской области предоставить Гвозденко Данилу Сергеевичу жилое помещение по договору социального найма в п. Архара Архаринского района Амурской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий:Л.А. Самойленко