Дело № 2-578/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 августа 2010 годап. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
секретаря судебного заседания Ворониной О.В.,
с участием помощника прокурора Ивановой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в защиту прав, свобод и законных интересов Романенко Анны Германовны к Министерству финансов Амурской области, Финансовому управлению администрации Архаринского района о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 год,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Романенко А.Г. к Министерству финансов Амурской области, Финансовому управлению администрации Архаринского района о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 год.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора Иванова Л.П. суду пояснила, что основанием для подачи искового заявления в суд послужило обращение педагога МОУ «СОШ №1 им. П.П. Гайдара»» Романенко А.Г. в прокуратуру Архаринского района о направлении в ее интересах искового заявления о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 год. Указанная льгота ей гарантирована Законом РФ «Об образовании», Законом Амурской области от 05.12.2005 года «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений), а так же постановлением губернатора Амурской области от 23.12.2005 года №702, которым утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате жилья и коммунальных услуг. Романенко А.Г. по месту жительства в 2007 году было потреблено электроэнергии на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, однако социальная поддержка по оплате электроэнергии за 2007 год Романенко А.Г. до настоящего времени не предоставлена.
Просит суд взыскать с Министерства финансов Амурской области в пользу Романенко А.Г. задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В судебное заседание истица Романенко А.Г. не явилась, о времени и месте слушания дела уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении дела слушанием не поступало.
Представитель ответчика Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлён своевременно, просил дело рассмотреть без его участия.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истицы и представителя ответчика Министерства финансов Амурской области.
Согласно доводам представителя ответчика Министерства финансов Амурской области, изложенным в возражениях на исковое заявление следует, что заявленные требования не признает в полном объеме по следующим основаниям.
В спорный период, статьей 2 Закона Амурской области от 05.12.2005 года №99-ОЗ было установлено, что гражданам предоставляется такая мера социальной поддержки как снижение размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Статьей 4 данного закона установлено, что социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется путем снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Приложение №1 к вышеуказанному закону устанавливает процент уменьшения цен и тарифов для населения, а в целях реализации указанного закона в части предоставления мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Постановлением губернатора области от 23.12.2005 г. №702 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги. Данным постановлением так же утвержден Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий. Нормативно-правовыми актами для граждан установлено право не на получение денежной компенсации, а право на снижение размера платы предприятиями и организациями, оказывающими коммунальные услуги, т.е. льготы должны быть оказаны в натуральной форме. В дальнейшем производится компенсация предприятиям и организациям, оказывающим коммунальные услуги и предоставившим гражданам, предусмотренные законом льготы. Поскольку в силу ст.1,152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны субъекта РФ. Удовлетворение требований может привести к двойному взысканию сумм, как в пользу организации, так и в пользу потребителя. Предоставление льгот гражданам действовавшим в спорный период законодательством возложено непосредственно на предприятия и организации, оказывающие коммунальные услуги, с последующей компенсацией их расходов из соответствующего бюджета, поэтому надлежащим ответчиком по данному к спору должно являться именно предприятие, оказывающее коммунальные услуги.
Представитель ответчика Финансового управления администрации Архаринского района – Корякина Е.Н. исковые требования не признала, суду пояснила, что в спорный период педагогические работники образовательных учреждений, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением на основании закона РФ «Об образовании» и законодательства Амурской области. Социальная поддержка указанной категории граждан предоставлялась путем снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги и финансовое обеспечение производилось за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматривались в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций. Частью 3 ст.20 ФЗ от 06.102003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения. Поскольку предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан является расходным обязательством субъекта РФ и финансовые средства на возмещение указанных расходов из областного бюджета районному бюджету были выделены не в полном объеме, считает, что исковые требования должны быть удовлетворены за счет средств казны субъекта РФ.
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из заявления Романенко А.Г. следует, что она работает учителем английского языка в МОУ «СОШ им. А.П. Гайдара» с 1981 года по настоящее время.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» пенсионеры и педагогические работники образовательных учреждений имеют право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ «Об основах жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Законом Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-03 «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе педагогические и руководящие работники (специалисты) государственных, муниципальных образовательных учреждений и государственных учреждений социального обслуживания, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающие и работающие в сельской местности (пункт 10 части 1 статьи 1).
В соответствии с частью 1 статьи 4 названного Закона гражданам, указанным в п.п. 2 - 6, 9 - 11 части 1 статьи 1 настоящего Закона, социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется путем снижения размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласно приложению № 1, а пункт 4 статьи 9 устанавливает обеспечение предусмотренных настоящим Законом мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенций.
Постановлением Губернатора Амурской области от 23 декабря 2005 года № 702 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, в силу пункта 4 которого меры социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9, 10 пункта 1 статьи 1 Закона, на основании заявления и документов, подтверждающих право на оказание мер социальной поддержки и поданных по месту работы в государственные или муниципальные учреждения.
Решение о назначении мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 1 Закона, принимается руководителем соответствующего государственного или муниципального учреждения и оформляется протоколом.
Вышеуказанным постановлением Губернатора Амурской области утвержден также Порядок предоставления и использования субвенций, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов на оказание мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, пункт 2 которого предусматривает, что главными распорядителями бюджетных средств по перечислению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов являются финансовый департамент администрации области в части финансирования расходов на предоставление мер социальной поддержки гражданам отдельных категорий, указанным в подпунктах 9-11 пункта 1 статьи 1 Закона. При этом пунктами 4 и 5 названного Порядка устанавливается, что финансовые органы перечисляют средства субвенций, поступившие из финансового департамента администрации области, уполномоченным органам, утвержденным главами муниципальных районов или городских округов, которые в свою очередь перечисляют денежные средства, предусмотренные на оказание мер социальной поддержки граждан отдельных категорий, предприятиям, организациям, учреждениям, предоставляющим меры социальной поддержки по видам услуг.
Таким образом, законодательством Амурской области установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели, в связи с чем надлежащим ответчиком по настоящему спору является Министерство финансов Амурской области. Несоблюдение субъектом Российской Федерации приведенного порядка финансирования льгот по оплате коммунальных услуг педагогам, не может служить основанием для нарушения их права, установленного федеральным законодательством.
Согласно ст.140 Бюджетного Кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии с информацией, предоставленной Финансовым управлением администрации Архаринского района, компенсация затрат понесенных предприятиями, организациями, предоставляющие меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2007 году произведена не в полном объеме, в результате чего на 01.01.2008 года сложилась кредиторская задолженность по предоставлению мер социальной поддержки специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, в сумме 3 433,7 тыс. рублей, из них льготы работникам образования – 2 111, 1 тыс. рублей. На 01.01.2008 года задолженность по предоставлению мер социальной поддержки, специалистам работающим и проживающим в сельской местности составила 5 350,7 тыс. рублей, из них льготы работникам образования – 3 478,6 тыс. рублей.
Таким образом, задолженность по предоставлению мер социальной поддержке по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2007 году, в том числе работникам образования, сложилась в виду недостаточности средств областного бюджета, выделенных на реализацию полномочий по предоставлению гражданам мер социальной поддержки.
Согласно сведениям, представленным ОАО ДЭК филиалом Амурэнергосбыт Райчихинским отделением от 10 июня 2001 года и от 01 июля 2010 года, сумма предъявленной к оплате потребленной электроэнергии за 2007 год Романенко А.Г., проживающей <адрес>, составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и задолженность по оплате потребленной в 2007 году электрической энергии у неё на 01.07.2010 года отсутствует.
Из справки, предоставленной МОУ «СОШ им. А.П. Гайдара», следует, что работникам МОУ «СОШ им. А.П. Гайдара» выплаты по осуществлению мер социальной поддержки по оплате за электроэнергию за 2007 год не производились.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора Архаринского района Амурской области в защиту прав, свобод и законных интересов Романенко А.Г. к Министерству финансов Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 год подлежат удовлетворению.
На основании п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, следовательно, требования прокурора Архаринского района Амурской области о взыскании с Министерства финансов Амурской области госпошлины в доход государства не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Архаринского района Амурской области в защиту прав, свобод и законных интересов Романенко Анны Германовны к Министерству финансов Амурской области о взыскании задолженности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 год удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Амурской области в пользу Романенко Анны Германовны задолженность по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за 2007 год в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий:Л.А. Самойленко