о взыскании задолженности



Дело № 2-69/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 марта 2011 года                                                                         п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

при секретаре Ворониной О.В.,

с участием помощника прокурора Салоутина В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Федяиновой Веры Иннокентьевны к Министерству финансов Амурской области, ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме <данные изъяты>,

    У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Федяиновой Веры Иннокентьевны к Министерству финансов Амурской области, ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме <данные изъяты>.

    В судебном заседании в обоснование заявленных требований помощник прокурора суду пояснил, что основанием для подачи искового заявления в суд послужило обращение педагога МОУ «СОШ с. Черниговка» Федяиновой Веры Иннокентьевны в прокуратуру Архаринского района о направлении в ее интересах искового заявления о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме <данные изъяты>. Указанная льгота ей гарантирована Законом РФ «Об образовании», однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в 2010 году педагогу не в полном объеме возмещены затраты на потребленную электроэнергию. Просит суд взыскать с Министерства финансов Амурской области в пользу Федяиновой Веры Иннокентьевны невозмещенные затраты на потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме <данные изъяты>.

В судебное заседание истица Федяинова В.И. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика – Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, свои возражения суду не представил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» Филипова Н.В. в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что Федяинова В.И. состоит на учете в ГБУ УСЗН по Архаринскому району и пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогический работник на селе. В соответствии с Законом Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий», а также п.1 приложения № 1 к данному закону, п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», педагоги пользуются социальной поддержкой в размере 100% не на всю потребленную энергию, а только на освещение. Постановлением Правительства Амурской области от 24 декабря 2009 года № 623 «Об утверждении расхода электроэнергии на оплату освещения» утвержден расход электроэнергии на освещение одного квадратного метра площади жилого помещения в месяц в размере 0,96 кВт/ч. Таким образом, размер ежемесячной социальной выплаты на освещение определяется по формуле: общая площадь жилого помещения х 0,96 х стоимость 1 кВт (руб), при этом стоимость 1 кВт в 2010 году составила 1 рубль 58 копеек. Просит отказать в удовлетворении требований прокурора Архаринского района. Ежемесячная социальная выплата Федяиновой В.И. в 2010 году произведена в полном объеме.

Суд, изучив материалы дела, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, приходит к следующему.

Согласно п.п. «е», «ж», «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативно – правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Как следует из справки, предоставленной директором МОУ «СОШ с.Черниговка», Федяинова В.И. является педагогом МОУ «СОШ с.Черниговка» и пользуется льготами по коммунальным услугам.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07 февраля 2008 года № 383-О-П, во взаимосвязи с положениями преамбулы, настоящий Федеральный закон принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения.

Настоящий Федеральный закон указывает на задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Таким образом, конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

При этом требование статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, т.е. не только на постановления, но и на определения и заключения.

Законом Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-ОЗ «0 социальной поддержке граждан отдельных категорий» определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку) работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности (п. 10 ч. 1 ст. 1).

Статьей 4 указанного Закона Амурской области установлено, что социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг представляется гражданам отдельных категорий из числа лиц, указанных в пп. 2-6, 9-11 части 1 статьи 1 настоящего Закона, независимо от вида жилищного фонда в форме ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕСВ). ЕСВ определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размерах, установленных приложением № 1 к настоящему 3aкону.

Согласно Приложению № 1 указанного Закона педагогические работники образовательных учреждений имеют право на 100% уменьшение платы за отопление и освещение в пределах фактически занимаемой жилой площади.

Статьей 9.5. указанного Закона Амурской области установлено, что финансирование расходов на предоставление мер социальной поддержки, а также расходов на оплату услуг почтовой связи по доставке денежных выплат с учетом налога на добавленную стоимость и расходов на оплату банковских услуг осуществляется за счет средств областного бюджета.

Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 года № 66 «Об утверждении Порядков предоставления гражданам отдельных категорий мер социальной поддержки» в Приложении № 8 установлен Порядок назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На основании п.2 указанного Порядка установлено, что ежемесячная социальная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг назначается и выплачивается государственными бюджетными учреждениями – управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (ГБУ - УСЗН) по месту жительства граждан.

В п. 21 Порядка установлено, что финансирование министерства социальной защиты населения области на выплату ЕСВ осуществляется в месяце, предшествующем месяцу выплаты ЕСВ. Министерство социальной защиты населения области осуществляет финансирование ГБУ УСЗН выплаты ЕСВ. ГБУ УСЗН на основании заключенных договоров (соглашений) направляют денежные средства в кредитные организации, обособленные структурные подразделения Управления Федеральной почтовой связи Амурской области - филиалы ФГУП "Почта России" на выплату ЕСВ.

Указанная льгота является государственной мерой социальной поддержки, установленной действующим законодательством субъекта Российской Федерации и является расходным обязательством Амурской области, поэтому заявленные требования подлежат взысканию с Министерства финансов Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 24 декабря 2009 года № 623 «Об утверждении расхода электроэнергии на оплату освещения» утвержден расход электроэнергии на освещение одного квадратного метра площади жилого помещения в месяц в размере 0,96 кВт/ч. Данную расчетную величину постановлено применять при предоставлении мер социальной поддержки по оплате освещения гражданам отдельных категорий.

Из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 07 февраля 2008 года № 383-О-П, следует, что субъект Российской Федерации не наделяется полномочиями снижать объем полагающихся мер гражданам, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, по оплате жилья, отопления и освещения по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Поскольку нормативный правовой акт – Закон Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» противоречит федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, то он не может быть применим к возникшим правоотношениям в части установления нормативов потребления электроэнергии.

ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» в 2010 году выплатило педагогу Федяиновой В.И. ежемесячную социальную выплату на оплату жилого помещения и социальных услуг в сумме <данные изъяты>.

Согласно справке Райчихинского отделения филиала «Амурэнергосбыт» ОАО «ДЭК» фактически в 2010 году Федяиновой В.И. на оплату потребленной электроэнергии было направлено <данные изъяты>.

Таким образом, выплаченная педагогу в 2010 году ежемесячная социальная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в указанной сумме не возместила всех понесенных педагогом затрат на оплату электроэнергии и этим нарушено право педагога на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, установленное Законом Российской Федерации «Об образовании».

Поскольку предоставленная педагогическим работникам льгота является федеральной мерой социальной поддержки, установленной действующим федеральным законодательством, требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Федяиновой Веры Иннокентьевны к Министерству финансов Амурской области, ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме <данные изъяты>, подлежат удовлетворению.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, государственные органы и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, следовательно, требования прокурора Архаринского района Амурской области о взыскании с Министерства финансов Амурской области госпошлины в доход государства не подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Федяиновой Веры Иннокентьевны к Министерству финансов Амурской области, ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме <данные изъяты> удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Амурской области за счет казны субъекта Российской Федерации в пользу Федяиновой Веры Иннокентьевны задолженность за потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий:        подпись                Л.А. Самойленко

Верно судья                                  Л.А. Самойленко

              секретарь                          О.В. Воронина