Дело № 2- 356/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
секретаря судебного заседания Куклиной Е.С.,
с участием заместителя прокурора Архаринского района Денисюка В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Новоспасского сельсовета незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Новоспасского сельсовета незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В судебном заседании заместитель прокурора Архаринского района Денисюк В.В. на заявленных требованиях настаивал, суду пояснил, что прокуратурой Архаринского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при подготовке Новоспасского сельсовета Архаринского района к пожароопасному периоду 2011 года. 06 апреля 2011 года отделением надзорной деятельности по Архаринскому району ГУ МЧС РФ по Амурской области проведена проверка администрации Новоспасского сельсовета, в ходе которой установлено, что администрацией Новоспасского сельсовета, в нарушение п. 9 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности» не обеспечивается социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, в нарушение п. 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов Новоспасского сельского совета, расположенных в лесных массивах, не разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие), в нарушение п. 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, не очищаются от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в с. Казановка для целей пожаротушения отсутствует переносная мотопомпа, в нарушение п. 106 ППБ 01-03 пожарный автомобиль в с. Новоспасск находится в неисправном состоянии, не укомплектован пожарно-техническим вооружением, в нарушение п. 27 в с. Казановка, с. Домикан, с. Свободное отсутствует освещение улиц в темное время суток. По вышеуказанным нарушениям требований пожарной безопасности глава администрация Новоспасского сельсовета ОНД по Архаринскому району привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не выполнение требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения нарушает права неопределенного круга лиц, установленные ст. 34 Федерального закона от 20 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Просит признать бездействие администрации Новоспасского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Новоспасского сельсовета незаконным, обязать администрацию Новоспасского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в течение 1 месяца со дня получения решения.
Представитель заинтересованного лица - глава администрации Новоспасского сельсовета Петрова Г.Н. суду пояснила, что требования прокурора Архаринского района признает. Причиной существующих нарушений требований пожарной безопасности на территории Новоспасского сельсовета является недостаток средств в местном бюджете на указанные цели. Кроме того, в нормативных правовых актах Новоспасского сельсовета действительно нет положений о социальном и экономическом стимулировании участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, противопожарные защитные полосы вокруг населенных пунктов не соответствуют установленным нормативам.
Суд, заслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд.
Поскольку действия (бездействие) органов местного самоуправления влечёт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 14 ч.1 п.9 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 42 Устава Новоспасского сельсовета, принятого 17 мая 2005 года, к полномочиям администрации Новоспасского сельсовета в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством, законодательством Амурской области, Уставом, иными нормативными правовыми актами, относятся полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, законами Амурской области.
Из информации о противопожарном состоянии подведомственных объектов и территорий администрации Новоспасского сельсовета от 12 апреля 2011 года следует, что 06 апреля 2011 года на основании распоряжения № 34 отделением надзорной деятельности по Архаринскому району Амурской области проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Новоспасского сельсовета с целью контроля исполнения ранее выданного предписания № 44/30/1-15 от 24 марта 2010 года. Ранее выданное предписание администрацией Новоспасского сельсовета в полном объеме выполнено не было, в результате проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в с. Казановка, с. Домикан, с. Свободное отсутствует освещение улиц в темное время суток, в с. Казановка для целей пожаротушения отсутствует переносная пожарная мотопомпа, водонапорная скважина в с. Домикан не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года, в населенных пунктах сельсовета не обеспечиваются необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных дружин, не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров, не проведены мероприятия, исключающие возможность перебросов огня при степных палах и лесных пожарах на населенные пункты, пожарный автомобиль в с. Новоспасск находится в неисправном состоянии, не укомплектован пожарно-техническим вооружением согласно норм положенности, населенные пункты сельсовета своевременно не очищаются от сорной растительности в пределах противопожарных расстояний между зданиями и строениями.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 указанного Федерального закона установлен перечень первичных мер пожарной безопасности, которые включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Таким образом, суд приходит к выводу, что бездействие администрации Новоспасского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Новоспасского сельсовета имеет место, нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся и проживающих на территории Новоспасского сельсовета, на пожарную безопасность, и является незаконным.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
Таким образом, требования прокурора Архаринского района о возложении обязанности на администрацию Новоспасского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в течение 1 месяца со дня получения решения также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования прокурора Архаринского района Амурской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Новоспасского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Новоспасского сельсовета незаконным.
Обязать администрацию Новоспасского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в течение 1 месяца со дня получения решения.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: подпись З.Ю. Каралаш
Верно судья З.Ю.Каралаш