Дело № 2- 208/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 марта 2011 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
при секретаре Ворониной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дужниковой Софьи Борисовны в интересах несовершеннолетней Фирстовой Марии Владимировны о признании действий (бездействия) отдела образования администрации Архаринского района по нарушению права на получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования незаконными и необоснованными и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, обеспечить подвоз Фирстовой М.В. к МОУ «СОШ № 172»,
У С Т А Н О В И Л:
Дужникова Софья Борисовна обратилась в суд с заявлением в интересах несовершеннолетней Фирстовой Марии Владимировны о признании бездействия отдела образования администрации Архаринского района по нарушению права на получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования незаконным и необоснованным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
В обосновании заявления Дужникова С.Б. указала, что отдел образования администрации Архаринского района в нарушение п.1 ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» отказался подвозить выпускников МОУ «ООШ с. Грибовка» к МОУ «СОШ № 172 п. Архара», чем нарушает гарантированное государством право на доступное и бесплатное среднее (полное) общее образование, вынуждает опекуна (попечителя) нести незаконные расходы на наем частного транспорта для подвоза опекаемой к МОУ «СОШ № 172», поскольку ребенку необходимо получить среднее (полное) общее образование. Вместе с тем, отдел образования, в качестве муниципального органа управления образованием, наделен полномочиями для предоставления доступного и бесплатного среднего (полного) общего образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов федерации. Просит признать действия (бездействие) отдела образования администрации Архаринского района по нарушению права Марии Фирстовой на получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования незаконным и необоснованным и возложить обязанность устранить допущенное нарушение и обеспечить подвоз Марии Фирстовой к МОУ «СОШ № 172» п. Архара.
Представитель заявителя Коркин А.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, суду пояснил, что при реорганизации МОУ «СОШ с. Грибовка» администрация района в лице начальника отдела образования Натыкан Н.А. на сходе жителей с. Грибовка, гарантировала подвоз выпускников МОУ «ООШ с. Грибовка» в любую среднюю (полную) общеобразовательную школу п. Архара по выбору родителей (ответственных представителей), если их дети изъявят желание получить среднее (полное) общее образование. Гарантированные ч.ч. 2, 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» права ребенка нарушены отказом отдела образования администрации района подвозить выпускников МОУ «ООШ с. Грибовка» из с. Грибовка в МОУ «СОШ № 172». Эту школу родители (ответственные представители) выбрали для продолжения обучения своих детей на основании права, предоставленного ч. 1 ст. 52 Закона РФ «Об образовании». 31 августа 2010 года при обсуждении способа и порядка подвоза выпускников МОУ «ООШ с. Грибовка» в кабинете главы администрации района начальник отдела образования Натыкан Н.А. в устной форме отказала в подвозе детей к МОУ «СОШ № 172», а 01 сентября 2010 года ими был получен ответ в письменной форме. Отдел образования необоснованно ссылается на требования п. 2.1.7. Санитарно-эпидемиологических правил САнПин 2.4.2.1178 - 02, так как школа № 172 не является сельской, а городской, то в данном случае должен быть применен п. 2.1.6 данного САнПина. Если в МОУ «СОШ № 172» нет автобуса, то отделу образования надлежало найти перевозчика для организации подвоза Фирстовой М.В..
Привлеченная к участию в деле несовершеннолетняя Фирстова М.В. требования заявителя Дужниковой С.Б. и ее представителя Коркина А.Н. требования поддержала, суду пояснила, что после окончания девяти классов Грибовской школы, она решила продолжить обучения и выбрала для этого школу №172 пос. Архара, поскольку ее же выбрала другая выпускница Грибовской школы. Ей нравится эта школа, она желает в ней учиться, считает, что может получить качественное образование, обучаться в Аркадьевской школе не желает.
Представитель отдела образования администрации Архаринского района Тарасова С.Г. заявленные требования не признала, суду пояснила, что отдел образования в качестве муниципального органа управления образованием планирует, организует, регулирует и контролирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования, а также обеспечивает гражданам, проживающим на подведомственной территории, возможности выбора образовательной учреждения. В МОУ «COШ № 172» отсутствует школьный транспорт и в смете школы не предусмотрены финансовые средства на эти цели, а также согласно нормам СанПиН предельный радиус обслуживания обучающихся 2-3 ступеней не должен превышать 15 км. Транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских общеобразовательных учреждений, проживающие на расстоянии свыше 1 км от учреждения. Расстояние с. Грибовка до п. Архара составляет - 25 км. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования, однако не могут настаивать на реализации каких - либо образовательных программ, услуг, форм получения образования, не включенных в Устав данного учреждения. Так как устав МОУ «СОШ № 172» не предусматривает подвоз учащихся, а соответственно отсутствует и финансирование на эти цели школы, Дужниковой С.Б. было предложено подать заявление на обучение ребёнка в другое общеобразовательное учреждение, где предоставляется услуга подвоза детей в общеобразовательные учреждения. Опекуны Фирстовой М.В. от данной услуги отказались, и подвоз учащейся осуществляют самостоятельно.
Согласно постановлению главы Архаринского района № 471 от 29.05.2009 года изменен статус школы с. Грибовка из средней школы на основную. Комиссией отдела образования сразу было определено, что обучение учащихся 10 - 11 класса возможно в Аркадьевской школе, в которой есть все условия для обучения учащихся, имеются 2 автобуса, полученные в рамках национального проекта «Образование», которые подвозят учащихся из соседних сел. МОУ «СОШ с. Аркадьевка» имеет лицензию, прошла аккредитацию, полностью укомплектована педагогическими кадрами, отвечает всем требованиям законодательства об образовании. Открытие нового школьного маршрута входит в компетенцию органов местного самоуправления. Было издано распоряжение главы администрации района об открытии школьного маршрута. На сегодняшний день никакого распоряжения об открытии дополнительного школьного маршрута из с. Грибовка до с. Аркадьевка не издавалось, потому что родители отказались подать заявление на обучение детей в Аркадьевской школе, хотя возможность открыть этот маршрут была, и они объясняли это родителям. Закон не обязывает отдел образования организовать подвоз детей в школу по желанию родителей.
Представитель администрации Архаринского района Корякина Е.Н. требования не признала, суду пояснила, что заявление о приеме Фирстовой М.В. в образовательное учреждение поступило в МОУ «СОШ № 172» 28 июня 2010 года, при этом заявителю было разъяснено, что подвоз учащихся к школе №172 осуществляться не будет, поскольку Устав указанного образовательного учреждения не предусматривает организацию подвоза школьников из сельских населенных пунктов Архаринского района. В образовательном учреждении отсутствует транспорт и в смете учреждения не предусмотрены финансовые средства на подвоз учащихся. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбора образовательного учреждения, однако не могут требовать оказание какой-либо услуги образовательным учреждением, не предусмотренной Уставом образовательного учреждения. Предоставление общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования на территории района организовано. Для учащихся школы с. Грибовка подвоз было предложено организовать в МОУ «СОШ с. Аркадьевка», однако законные представители с указанным вариантом не согласились. Подвоз школьников из с. Грибовка в школу № 172 п. Архара не будет соответствовать требованиям п. 2.1.7 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» для обучающихся 2 и 3 ступеней обучения радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании – не более 30 минут. Предельный радиус обслуживания обучающихся 2 – 3 ступеней не должен превышать 15 км. Расстояние от с. Грибовка до п. Архара составляет 25 км. Считает, что право Фирстовой М.В. на получение общедоступного и бесплатного образования не нарушены, образование ей предоставляется бесплатно. Предоставление общедоступного бесплатного образования на территории района организовано. Отказов в предоставлении бесплатного образования не было ни со стороны отдела образования, ни со стороны образовательного учреждения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора директор МОУ «СОШ № 172» Герасимов О.В. суду пояснил, что после окончания государственной итоговой аттестации 25 июня 2010 года школа начала прием учащихся в 10 класс. В 2010 году они принимали детей в 10-й профильный класс. На момент подачи заявлений обратились родители троих выпускников школы с. Грибовка. На момент приема заявлений родителям сообщалось, что школа не осуществляет подвоз учащихся, так как в школе нет автобуса, в смете на данные расходы денежные средства не заложены. Родители были ознакомлены с Уставом школы, лицензией, аккредитацией. По подвозу школьников в школу нужно заранее закладывать средства в смету школы. На сегодняшний день в школе обучается 317 человек. В подвозе нуждаются 2 детей, это Смолякова и Фирстова.
Суд заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГПК РФ права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет защищают в процессе их законные представители.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
На основании ч. 2-3 ст. 5 вышеуказанного Закона, государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Кроме того, в соответствии с п.п. 1,2 ст. 52 Закона РФ «Об образовании» родители (законные представители) несовершеннолетних детей до получения последними общего образования имеют право выбирать формы получения образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка. Родители (законные представители) обучающихся, воспитанников обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 32.1 Устава Архаринского района Амурской области к полномочиям администрации Архаринского района относятся полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, законами Амурской области.
Из материалов дела следует, что Дужникова С.Б. является опекуном Фирстовой М.В., 02 декабря 1994 года рождения, на основании постановления главы администрации Грибовского сельсовета Архаринского района Амурской области № 25 от 25 ноября 2003 года.
Из справки МОУ «СОШ № 172» следует, что Фирстова М.В. в настоящее время обучается в 10 класс № 2 МОУ «СОШ № 172», зачислена приказом о зачислении учащихся 01 сентября 2010 года, дата окончания школы июнь 2012 года.
В соответствии с приказом начальника отдела образования администрации Архаринского района № 106 от 20.04.2009 года, в целях анализа организации и предоставления доступного начального общего, основного (общего), среднего общего образования в малочисленных школах Архаринского района, создана комиссия отдела образования, для проведения экспертной оценки и представления заключения по вопросу организации и предоставлении доступного начального общего, основного (общего), среднего общего образования с целью изменения государственного статуса муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Грибовка» из средней общеобразовательной школы, в основную.
В соответствии с экспертной оценкой, представленной комиссией отдела образования, комиссия считает целесообразным изменение статуса образовательного учреждения. В соответствии с п. п. 5,6 Экспертной оценки обучение учащихся 10,11 классов возможно в Аркадьевской школе. В данном образовательном учреждении есть все условия для обучения учащихся. В средней школе с. Аркадьевка для организации подвоза детей на занятия имеется 2 автобуса, которые получены в рамках национального проекта «Образование», дорога соответствует нормативным требованиям, проблем с открытием школьного маршрута не возникнет. Школа укомплектована педагогическими кадрами. В рамках национального проекта «Образование» школа ежегодно получает оборудование. В 2008-2009 г.: компьютерный класс, кабинет истории. На базе школы работает муниципальная экспериментальная площадка по апробации модели школа – социокультурный центр.
В соответствии с Постановлением главы Архаринского района № 471 от 29 мая 2009 года в целях реорганизации малокомплектных школ изменен государственный статус муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Грибовка» на «Основную общеобразовательную школу с. Грибовка».
Устав МОУ «СОШ № 172» утвержден постановлением главы Архаринского района № 784 от 16 сентября 2008 года, не предусматривает подвоз учащихся к МОУ «СОШ № 172».
В соответствии с п. 2.1. Порядка приема, перевода, отчисления и исключения обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений Архаринского района, утв. Постановлением главы Архаринского района № 342 от 18.05.2010 года право граждан на получение общего образования реализуется созданием сети муниципальных общеобразовательных учреждений различных типов и видов.
На основании п. 2.3. указанного Порядка, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования, однако не могут настаивать на реализации каких – либо образовательных программ, услуг, форм получения образования, не включенных в устав данного учреждения.
В соответствии с п. 1.1. Положения об отделе образования администрации Архаринского района, утв. Постановлением главы Архаринского района № 626 от 26.07.2009 года, отдел образования является структурным подразделением администрации Архаринского района. На основании п..3.1. указанного Положения, основными задачами отдела образования являются создание необходимых условий для реализации прав граждан на образование в сфере образования, обеспечение эффективного функционирования и развития системы образования на территории Архаринского района. В соответствии с п.3.2 указанного Положения отдел образования в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет на подведомственной территории, в том числе следующие функции: планирует, организует, регулирует и контролирует деятельность муниципальных образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; обеспечивает гражданам, проживающим на подведомственной территории, возможность выбора общеобразовательного учреждения.
Из ответов начальника отдела образования администрации Архаринского района Натыкан Н.А. на имя Н.А. Смоляковой и О.В. Хромченко от 23 августа 2010 года и на имя Н.А. Смоляковой от 01 сентября 2010 года следует, что в МОУ «СОШ № 172» подвоз учащихся не осуществляется, вопросы организации подвоза Уставом учреждения не оговорены, автобуса в школе нет, школьный маршрут по данному направлению из с. Грибовка до МОУ «СОШ № 172» п. Архара не открыт, для перевозки школьников в смете учреждения не предусмотрены финансовые средства на подвоз учащихся. Отдел образования рассмотрел возможность организовать подвоз выпускников МОУ «СОШ с. Грибовка» с целью дальнейшего обучения в 10 классе и предлагает обучение в школе с. Аркадьевка, так как данная школа является средней общеобразовательной, имеет лицензию, кадрами укомплектована, по данной школе организован подвоз учащихся, открыты школьные маршруты, соответствующие требованиям и по расстоянию это учреждение находится ближе, чем школа № 172 п. Архара.
В соответствии с п. 5 Распоряжения Губернатора Амурской области от 1 июня 2010 года № 195-р «О подготовке образовательных учреждений Амурской области к 2010/2011 учебному году», главам муниципальных районов рекомендовано принять необходимые меры по организации подвоза школьников, провести мониторинг технического состояния транспортных средств, осуществляющих подвоз, эксплуатационного состояния специальных (школьных) автобусных маршрутов на предмет их соответствия установленным нормативам.
Согласно п. 2.1.7. Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 23 июля 2008 года), в сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для обучающихся I ступени обучения радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании. Для обучающихся II и III ступеней обучения радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании - не более 30 минут. Предельный радиус обслуживания обучающихся II - III ступеней не должен превышать 15 км.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, расстояние от с. Грибовка до п. Архара составляет 25 км. Следовательно, открытие школьного маршрута между указанными пунктами будет нарушать установленные нормативы.
Доводы представителя администрации Архаринского района о пропуске заявителем срока обращение в суд, суд считает несосотоятельными.
В ходе судебного заседания было установлено, что заявление на обучение Фирстовой Маши было подано законным представителем Дужниковой С.Б. в МОУ «СОШ № 172» в 20-х числах июня 2010 года. На момент подачи заявления законный представитель Фирстовой М., Дужникова С.Б. была ознакомлена с Уставом МОУ «СОШ № 172», при этом оговаривался вопрос об отсутствии подвоза к образовательному учреждению. Законные представители, в том числе Дужникова С.Б., пояснили директору школы, что будут обращаться дальше по вопросу организации подвоза детей. Установлено, что письменные ответы на имя Смоляковой Н.А. о том, что подвоз выпускников МОУ «ООШ с. Грибовка» не будет осуществляться в МОУ «СОШ № 172» за подписью начальника отдела образования, были получены Смоляковой Н.А. 23 августа 2010 года и 01 сентября 2010 года. О содержании ответов Дужникова С.Б. знала. Кроме того, 02 сентября 2010 года в ходе встречи Коркина А.Н. и Смоляковой Н.А. с главой администрации Архаринского района, начальником отдела образования Натыкан Н.А. был также дан отрицательный ответ по вопросу подвоза выпускников МОУ «ООШ с. Грибовка» в МОУ «СОШ № 172» п. Архара. При таких обстоятельствах, суд не может принять доводы представителя администрации Архаринского района о пропуске заявителем срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ.
В ходе судебного разбирательства не нашли подтверждения изложенные заявителем факты о нарушении прав несовершеннолетней Фирстовой М.В. на получение общедоступного, бесплатного среднего (полного) общего образования со стороны отдела образования администрации Архаринского района. Отдел образования администрации Архаринского района действовал в рамках своих полномочий, установленных нормативно – правовыми актами. При изменении статуса МОУ «СОШ с. Грибовка» в МОУ «ООШ с. Грибовка» отделом образования администрации Архаринского района была предусмотрена возможность для выпускников МОУ «ООШ с. Грибовка» продолжения обучения в 10,11 классах в МОУ «СОШ с. Аркадьевка», так как школа отвечает всем требованиям законодательства об образовании в РФ, расположена ближе всех к с. Грибовка Архаринского района, имеет школьные автобусы для организации подвоза детей из сел.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление Дужниковой С.Б. в интересах несовершеннолетней Фирстовой Марии Владимировны о признании действий (бездействия) отдела образования администрации Архаринского района по нарушению права на получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования незаконными и необоснованными и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, обеспечить подвоз Фирстовой М.В. к МОУ «СОШ № 172» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Дужниковой Софье Борисовне в удовлетворении заявления в интересах несовершеннолетней Фирстовой М.В. о признании действий (бездействия) отдела образования администрации Архаринского района по нарушению права на получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования незаконными и необоснованными и возложении обязанности устранить допущенное нарушение, обеспечить подвоз Фирстовой М.В. к МОУ «СОШ № 172» отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: подпись Л.А. Самойленко
Полная редакция решения изготовлена 17 марта 2011 года
Верно судья Л.А. Самойленко
секретарь О.В. Воронина