о признании бездействия незаконным



Дело № 2-682/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

13 июля 2011 года                                                                   п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

секретаря судебного заседания Куклиной Е.С.,

с участием заместителя прокурора Денисюка В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Ядринского сельсовета незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

    У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Ядринского сельсовета незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что прокуратурой Архаринского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при подготовке Ядринского сельсовета к пожароопасному периоду 2011 года в ходе, которой установлено, что 14 апреля 2011 года отделением надзорной деятельности по Архаринскому району ГУ МЧС РФ по Амурской области проведена проверка администрации Ядринского сельсовета, в ходе которой было установлено, что администрацией Ядринского сельсовета в нарушение п.9 ст. 63 ФЗ № 123-ФЗ от 22.07.2008 не обеспечивается социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, в нарушение п. 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов Ядринского сельского совета, расположенных в лесных массивах, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие), в нарушение п. 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, не очищаются от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в с. Казановка для целей пожаротушения отсутствует переносная мотопомпа. По вышеуказанным нарушениям требований пожарной безопасности в отношении главы администрация Ядринского сельсовета ОНД по Архаринскому району составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5КоАПРФ. На основании вышеизложенного, просит суд признать бездействие органа местного самоуправления – администрации Ядринского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Ядринского сельсовета незаконными, обязать орган местного самоуправления - администрацию Ядринского сельсовета устранить в полном объеме нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в течение 1 месяца со дня получения решения.

             В судебном заседании прокурора Денисюк В.В. требования поддержал.

Представитель администрации Ядринского сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Поскольку действия (бездействие) органов местного самоуправления влечёт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 14 ч. 1 п. 9 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно информационному письму начальника отделения надзорной деятельности по Архаринскому району Прусакова С.А., 08 апреля 2011 года отделением надзорной деятельности по Архаринскому району проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Ядринского сельсовета, расположенного по адресу: с. Ядрино, с. Ессауловка, с целью контроля за исполнением предписания № 56/38/1-11 от 14 апреля 2010 года, а также по поручению Первого Заместителя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 25 февраля 2011 года № ИШ-П-1111. В результате проверки установлено, что ранее выданное предписание администрацией не выполнено, а именно: для населенных пунктов сельсовета не разработаны и не проведены мероприятия, исключающие возможность, перебросав огня при степных палах и лесных пожаров (устройство защитных противопожарных полос, удаление в летний период сухой растительности и другие), в населенных пунктах администрации Ядринского сельсовета своевременно не производится отчистка от сорной растительности в пределах противопожарных расстояний между зданиями и строениями, на территории сельсовета не в полной мере реализуются первичные меры пожарной безопасности на подведомственных территориях, не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров, не обеспечены необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных дружин, в с.Ядрино для целей пожаротушения отсутствует переносная пожарная мотопомпа.

По итогам проверки требований пожарной безопасности в отношении главы администрации Ядринского сельсовета составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, рассмотрен Архаринским районным судом.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03).

В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее -граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статьей 63 указанного закона установлен перечень первичных мер пожарной безопасности, которые включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава Ядринского сельсовета, администрация Ядринского сельсовета является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительными функции, который обязан принимать меры к недопущению пожара на территории Ядринского сельсовета, однако такие меры не принимает, что создает угрозу возникновения пожара и может затруднить меры по пожаротушению в случае возникновения пожара.

Суд считает, что срок, установленный прокурором для устранения выявленных нарушений является достаточным и разумным.

    Таким образом, требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Ядринского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Ядринского сельсовета незаконными и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Ядринского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Ядринского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Ядринского сельсовета незаконными и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Ядринского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными бездействие органа местного самоуправления - администрации Ядринского сельского совета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Ядринского сельсовета.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию Ядринского сельсовета в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц: организовать для населенных пунктов сельсовета мероприятия, исключающие возможность, перебросав огня при степных палах и лесных пожаров (устройство защитных противопожарных полос, удаление в летний период сухой растительности и другие), в населенных пунктах администрации Ядринского сельсовета своевременно производить отчистку от сорной растительности в пределах противопожарных расстояний между зданиями и строениями, создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров, обеспечить необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных дружин, в с.Ядрино для целей пожаротушения приобрести переносную пожарную мотопомпу.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий:                               Л.А. Самойленко

Полная редакция решения изготовлена 14 июля 2011 года