о признании бездействия незаконным



Дело № 2-685/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 июля 2011 года                                                                   п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

секретаря судебного заседания Куклиной Е.С.,

с участием заместитель прокурора Денисюка В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Новосергеевского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Новосергеевского сельсовета незаконными и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Новосергеевского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц,

    У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Новосергеевского сельского совета незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что прокуратурой Архаринского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при подготовке Новосергеевского сельсовета к пожароопасному периоду 2011 года, в ходе которой установлено, что 28 апреля 2011 года отделением надзорной деятельности по Архаринскому району ГУ МЧС РФ по Амурской области проведена проверка администрации Новосергеевского сельсовета. Администрацией Новосергеевского сельсовета в нарушение п. 31 ППБ 01-03 на ст. Богучан для целей пожаротушения отсутствует переносная мотопомпа, в нарушение п.94 ППБ 01-03 скважина с. Новосергеевка не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года, к скважине отсутствует подъезд. По вышеуказанным нарушениям требований пожарной безопасности в отношении главы администрация Новосергеевского сельсовета ОНД по Архаринскому району составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Не выполнение требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения нарушает права неопределенного круга лиц, установленные ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года. На основании вышеизложенного, просит суд признать бездействие органа местного самоуправления – администрации Новосергеевского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Новосергеевского сельсовета незаконными, обязать орган местного самоуправления - администрацию Новосергеевского сельсовета устранить в полном объеме нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в течении 1 месяца со дня получения решения.

         В судебном заседании заместитель прокурора Денисюк В.В. требования поддержал.

Глава Новосергеевского сельсовета в судебное заседание не явился, возражения не представил. О времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора,                                                                                                                    приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Поскольку действия (бездействие) органов местного самоуправления влечёт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 14 ч. 1 п. 9 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно информационному письму начальника отделения надзорной деятельности по Архаринскому району Прусакова С.А., 28 апреля 2011 года на основании распоряжения № 47 главным государственным инспектором Архаринского района по пожарному надзору Прусаковым С.А. и государственным инспектором Архаринского района по пожарному надзору Боклаг Д.В. проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Новосергеевского сельсовета с целью контроля за исполнением предписания № 58/40/1-9 от 19 апреля 2010 года. Проверкой установлено, что данное предписание не исполнено, а именно: помещения зданий администрации, библиотеки и клубов с.Новосергеевка и ст.Богучан не оборудованы установками пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не проведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердачных помещений зданий администрации и библиотеки, заведующие сельских клубов и библиотекой не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума с получением удостоверения установленного образца, в организации имеющей лицензию на данный вид деятельности, на ст. Богучан для целей пожаротушения отсутствует переносная мотопомпа, скважина с. Новосергеевка не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время года, к скважине нет подъезда.

По итогам проверки требований пожарной безопасности в отношении главы администрация Новосергеевского сельсовета составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ и направлен на рассмотрение мировому судье.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03).

В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее -граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статьей 63 указанного закона установлен перечень первичных мер пожарной безопасности, которые включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава Новосергеевского сельсовета, администрация Новосергеевского сельсовета является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительными функции, который обязан принимать меры к недопущения пожара на территории Новосергеевского сельсовета, однако такие меры не принимает, что создает угрозу возникновения пожара и может затруднить меры по пожаротушению в случае возникновения пожара.

Суд считает, что срок, установленный прокурором для устранения выявленных нарушений является достаточным и разумным.

    Таким образом, требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Новосергеевского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Новосергеевского сельсовета незаконными и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Новосергеевского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Новосергеевского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Новосергеевского сельсовета незаконными и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Новосергеевского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными бездействие органа местного самоуправления - администрации Новосергеевского сельского совета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Новосергеевского сельсовета.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию Новосергеевского сельсовета в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц- приобрести на ст. Богучан для целей пожаротушения переносную мотопомпу, провести мероприятия по приспособлению скважины в с. Новосергеевка для отбора воды пожарной техникой в любое время года, оборудовать подъезд к данной скважине.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий:                               Л.А. Самойленко