Дело № 2-699/2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
14 июля 2011 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
секретаря судебного заседания Куклиной Е.С.,
с участием помощника прокурора Архаринского района Маркусенко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Радчука Анатолия Викторовича к администрации Архаринского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд в интересах Радчука А.В. с иском к администрации Архаринского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований помощник прокурора Архаринского района Маркусенко Т.Ю. пояснила, что Радчук А.В. является сиротой, так как его отец Радчук В.П. умер 13 сентября 1994 года, мать – Радчук Г.А. решением Архаринского районного суда от 25 ноября 2004 года лишена родительских прав. Постановлением главы Архаринского муниципального образования № 76 от 28 марта 2005 года Радчук А.В. внесен в отдельный список на первоочередное предоставление жилого помещения. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просит обязать администрацию Архаринского района предоставить Радчуку В.П. жилое помещение по договору социального найма в п. Архара Архаринского района Амурской области, общей площадью не менее 18 кв. метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Истец Радчук А.В. в судебное заседание не явился по неизвестно причине, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Архаринского района Корякина Е.Н. исковые требования признала частично, суду пояснила, что действительно Радчук А.В. имеет право на получение жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Со стороны администрации Архаринского района все условия для предоставления истцу жилья выполнены, однако жилье гражданам данной категории выделяется за счет средств, выделяемых из областного бюджета. В 2011 году в областном бюджете на эти цели Архаринскому району выделены 681,3 тыс.рублей. Этих средств недостаточно даже на исполнение одного решения, поэтому администрация Архаринского района не может обеспечить жильем Радчука А.В. в 2011 году.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 года №6 258-0, осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российское Федераций, в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как указано в его преамбуле, определяет общие принципы содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.
Из материалов дела следует, что Радчук А.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как отец Радчук В.П. умер 13 сентября 1994 года, мать Радчук Г.А. решением Архаринского районного суда от 25 ноября 2004 года лишена родительских прав.
Согласно постановлению главы Архаринского муниципального образования № 76 от 28 марта 2005 года Радчук А.В. внесен в отдельный список на первоочередное предоставление жилого помещения.
Постановлением главы Архаринского муниципального образования № 286 от 01 августа 2005 года над несовершеннолетним Радчук А.В. установлена опека, опекуном назначена Хруслова Т.П..
Радчук А.В. с 01 сентября 2008 года по 03 июня 2011 года обучался в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования Амурской области «Профессиональном училище № 24» г. Благовещенска, что подтверждается представленной справкой.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение по договору социального найма истцу как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было.
Согласно ч.1 ст. 8 ФЗ от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Данный Федеральный закон в статье 5 предусматривает, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
На основании ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Радчук А.В. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения.
По смыслу правил ст. 49 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди лицам, относящимся к категории сирот оставшимся без попечения родителей, возложена именно на органы местного самоуправления.
При этом в соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при исполнении данной обязанности органы местного самоуправления имеют право на возмещение расходов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1 ч.3 ст.4 Закона Амурской области №472-ОЗ от 11 апреля 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.
Постановлением Губернатора Амурской области от 4 мая 2009 года №222 утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Данным порядком установлено, что вышеуказанные лица после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки Амурской области (далее - министерство) является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (подпункты 2, 3, 7, 8 Порядка).
Постановлением Правительства Амурской области от 15.05.2008 года № 113 утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Доводы представителя ответчика той части, что выделенных денежных средств на обеспечение всех сирот недостаточно, суд находит не основанными на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Наличие указанных главой Архаринского района обстоятельств не освобождает ответчика от имеющейся у него законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу.
Таким образом, обязанность по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения лежит на администрации Архаринского района.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно Постановлению администрации рабочего поселка Архара №126 от 21 октября 2009 года норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в рабочем поселке (пгт) Архара в размере 18,0 кв. м на одного члена семьи.
По смыслу ст. 15 ч. 2 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).
Иных требований к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, действующий в настоящее время Жилищный кодекс РФ не предъявляет.
Учитывая указанные законоположения, суд находит требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Радчука А.В. к администрации Архаринского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию Архаринского района Амурской области предоставить Радчуку Анатолию Викторовичу жилое помещение по договору социального найма в п. Архара Архаринского района Амурской области общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Л.А. Самойленко