Дело № 2-681/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 июля 2011 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
секретаря судебного заседания Куклиной Е.С.,
с участием заместителя прокурора Архаринского района Денисюка В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Урильского сельского совета незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Урильского сельского совета незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что прокуратурой Архаринского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при подготовке Урильского сельсовета к пожароопасному периоду 2011 года в ходе, которой установлено, что 14 апреля 2011 года отделением надзорной деятельности по Архаринскому району ГУ МЧС РФ по Амурской области проведена проверка администрации Урильского сельсовета. Администрацией Урильского сельсовета в нарушение п. 9 ст. 63 ФЗ № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года не обеспечивается социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, в нарушение п. 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов Урильского сельского совета, расположенных в лесных массивах, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие), в нарушение п. 21 ППБ 01-03 территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, не очищаются от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы, в нарушение п. 90 ППБ 01-03 у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), в нарушение п. 27 в населенных пунктах сельсовета отсутствует освещение улиц в темное время суток, на ст. Рачи не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай пожара, не организована и не проводится правовая пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности населения. По вышеуказанным нарушениям требований пожарной безопасности в отношении главы администрация Урильского сельсовета ОНД по Архаринскому району составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Не выполнение требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения нарушает права неопределенного круга лиц, установленные ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года. На основании вышеизложенного, просит суд признать бездействие органа местного самоуправления – администрации Урильского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Урильского сельсовета незаконными, обязать орган местного самоуправления - администрацию Урильского сельсовета устранить в полном объеме нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в течении 1 месяца со дня получения решения.
В судебном заседании заместитель прокурора Денисюк В.В. требования поддержал, указал, что одно из мероприятий Урильским сельсоветом выполнено- для населенных пунктов разработаны и проведены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах и степных палов на населенные пункты сельсовета, в этой части он от требований отказывается.
Глава администрации Урильского сельсовета Козлова Н.Г. в судебном заседании требования признала, пояснила, что все перечисленные выше мероприятия по предотвращению пожаров выполняются не в полной мере из-за отсутствия денежных средств. Освещение в населенном пункте Урил проведено.
Суд, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статья 14 ч. 1 п. 9 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно информационному письму начальника отделения надзорной деятельности по Архаринскому району Прусакова С.А., 08 апреля 2011 года отделением надзорной деятельности по Архаринскому району проведена внеплановая проверка подведомственных территорий администрации Урильского сельсовета с целью исполнения поручения Правительства РФ от 28 июля 2010 года № ИШ – II4-1111 от 25 февраля 2011 года и с целью контроля за исполнением предписания № 154/1/80 от 22 сентября 2010 года. Проверкой установлено, что глава администрации Урильского сельсовета не выполняет первичные меры пожарной безопасности на территории сельсовета, не выполняет в установленные сроки обязательные для исполнения предписания, а именно: не разработаны расписание выездов и план привлечения сил и средств для тушения пожаров в границах населенных пунктов администрации Урильского сельсовета, в населенных пунктах сельсовета отсутствует освещение улиц в ночное время, водонапорная скважина в с.Рачи не приспособлена для отбора воды пожарной техникой в любое время, в администрации Урильского сельсовета не определен порядок доставки пожарной мотопомпы к месту пожара, моторист пожарной мотопомпы не прошел специальную подготовку, для населенных пунктов сельсовета не разработаны и не проведены мероприятия, исключающие возможность перебросов огня при лесных пожарах и степных палов на населенные пункты сельсовета, в населенных пунктах сельсовета не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров, не обеспечиваются необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных дружин, на ст.Рачи не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай возникновения пожара, отсутствует телефонная и радиосвязь для сообщения о пожаре в пожарную охрану, у естественного водоема и пожарного крана в с.Урил, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские на светоотражающем покрытии), не разработан и не принят нормативно-правовой акт по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
По итогам проверки требований пожарной безопасности в отношении главы администрация Урильского сельсовета составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, рассмотрен Архаринским районным судом.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.
Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03).
В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее -граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 указанного закона установлен перечень первичных мер пожарной безопасности, которые включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава Урильского сельсовета, администрация Урильского сельсовета является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительными функции, который обязан принимать меры к недопущению пожара на территории Урильского сельсовета, однако такие меры не принимает, что создает угрозу возникновения пожара и может затруднить меры по пожаротушению в случае возникновения пожара.
Суд считает, что срок, установленный прокурором для устранения выявленных нарушений является достаточным и разумным.
Таким образом, требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Урильского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Урильского сельсовета незаконными и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Урильского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Урильского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Урильского сельсовета незаконными и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Урильского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными бездействие органа местного самоуправления - администрации Урильского сельского совета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Урильского сельсовета.
Обязать орган местного самоуправления - администрацию Урильского сельсовета в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц – разработать расписание выездов и план привлечения сил и средств для тушения пожаров в границах населенных пунктов администрации Урильского сельсовета, на ст.Рачи организовать освещение улиц в ночное время, приспособить водонапорную скважину в с.Рачи для отбора воды пожарной техникой в любое время, администрации Урильского сельсовета определить порядок доставки пожарной мотопомпы к месту пожара, в населенных пунктах сельсовета создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров, обеспечить необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных дружин, на ст.Рачи установить средства для звукового оповещения населения на случай возникновения пожара, у естественного водоема и пожарного крана в с.Урил, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские на светоотражающем покрытии).
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Л.А. Самойленко
Полная редакция решения изготовлена 26 июля 2011 года