Дело № 2-680/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 июля 2011 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Самойленко Л.А.,
секретаря судебного заседания Куклиной Е.С.,
с участием заместителя прокурора Денисюка В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Северного сельского совета незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Северного сельского совета незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что прокуратурой Архаринского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при подготовке Северного сельсовета к пожароопасному периоду 2011 года в ходе, которой установлено, что в период с 15 апреля 2011 по 22 апреля 2011 года отделением надзорной деятельности по Архаринскому району ГУ МЧС РФ по Амурской области проведена проверка администрации Северного сельсовета. Проверкой установлено, что администрацией Северного сельсовета в нарушение п. 27 ППБ 01 - 03 в населенных пунктах сельсовета отсутствует освещение улиц в ночное время, в нарушение п. 31 ППБ 01-03 в с. Скобельцино для целей пожаротушения отсутствует переносная мотопомпа, в нарушение п. 114 ППБ 01-03 отсутствует звуковая сигнализация для оповещения людей на случай пожара, в нарушение ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в населенных пунктах сельсовета не обеспечиваются необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных дружин, не организована и не проводится противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности, не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров. По вышеуказанным нарушениям требований пожарной безопасности в отношении и.о. главы администрация Северного сельсовета ОНД по Архаринскому району составлен административный протокол по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и.о.главы администрации Северного сельсовета привлечена к административной ответственности. В отношении юридического лица - администрации Северного сельсовета составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. На основании вышеизложенного, просит суд признать бездействие органа местного самоуправления – администрации Северного сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Северного сельсовета незаконными, обязать орган местного самоуправления - администрацию Северного сельсовета устранить в полном объеме нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в течение 1 месяца со дня получения решения.
В судебном заседании прокурора Денисюк В.В. требования поддержал.
Представитель администрации Северного сельсовета в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Поскольку действия (бездействие) органов местного самоуправления влечёт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статья 14 ч. 1 п. 9 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Согласно информационному письму начальника отделения надзорной деятельности по Архаринскому району Прусакова С.А., в период с 15 апреля 2011 по 22 апреля 2011 года отделением надзорной деятельности по Архаринскому району проведена внеплановая проверка подведомственных объектов и территорий администрации Северного сельсовета, расположенного по адресу: с. Северное, с. Скобельцино, с. Украинка, с целью контроля за исполнением предписания № 150/1/77 от 09 сентября 2010 года, а также по поручению Первого Заместителя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 25 февраля 2011 года № ИШ-П-1111. В результате проверки установлено, что ранее выданное предписание администрацией не выполнено, а именно: своевременно не проводится очистка населенных пунктов администрации Северного сельсовета от сорной растительности в пределах противопожарных расстояний между зданиями и строениями; в 2011 году не организовывается и постоянно не проводится противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности, проживающих на территории Северного сельсовета, не произведено эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы; не демонтированы глухие металлические решетки с оконных проемов в помещениях главы администрации, бухгалтерии и заместителя главы администрации; не произведены замеры сопротивления изоляции электрической проводки и контура заземления на подведомственных объектах администрации Северного сельсовета; в населенных пунктах сельсовета отсутствует освещение улиц; водонапорная скважина в с. Украинка ивс.Северное не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года; для с. Северное и с. Украинка не проведены мероприятия, исключающие возможность, переброса огня при степных палах на населенные пункты сельсовета; не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; добровольные пожарные дружины на территории населенных пунктов не обеспечены боевой одеждой; администрацией Северного сельсовета не обеспечено выполнение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета в полном объеме; в с. Скобельцино для целей пожаротушения не приобретена пожарная мотопомпа; в населенных пунктах сельсовета не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай возникновения пожара; распорядительным документом за пожарной мотопомпой не закреплен: моторист, прошедший специальную подготовку, не отработан порядок доставки мотопомпы к месту пожара; не произведена очистка населенных пунктов администрации Северного сельсовета от сорной растительности в пределах противопожарных расстояний между зданиями и строениями.
По итогам проверки требований пожарной безопасности в отношении главы администрации Северного сельсовета составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, рассмотрен мировым судьей.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.
Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03).
В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее -граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статьей 63 указанного закона установлен перечень первичных мер пожарной безопасности, которые включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава Северного сельсовета, администрация Северного сельсовета является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительными функции, который обязан принимать меры к недопущению пожара на территории Северного сельсовета, однако такие меры не принимает, что создает угрозу возникновения пожара и может затруднить меры по пожаротушению в случае возникновения пожара.
Суд считает, что срок, установленный прокурором для устранения выявленных нарушений является достаточным и разумным.
Таким образом, требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Северного сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Северного сельсовета незаконными и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Северного сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 - 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Северного сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Северного сельсовета незаконными и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Северного сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными бездействие органа местного самоуправления - администрации Северного сельского совета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Северного сельсовета.
Обязать орган местного самоуправления - администрацию Северного сельсовета в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц –организовывать и постоянно проводить противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, проживающих на территории Северного сельсовета, установить в населенных пунктах сельсовета освещение улиц; создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров, в с. Скобельцино для целей пожаротушения приобрести пожарную мотопомпу; в населенных пунктах сельсовета установить средства звуковой сигнализации для оповещения населения на случай возникновения пожара.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: Л.А. Самойленко
Полная редакция решения изготовлена 11 июля 2011 года