о признании бездействия незаконным



Дело № 2-919/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

20 сентября 2011 года                                                                   п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,

секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,

с участием заместителя прокурора Архаринского района Ивановой Л.П.,

главы Грибовского сельсовета Шамкина Р.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Грибовского сельсовета о признании незаконным бездействия в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Грибовского сельсовета и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

    У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Грибовского сельского совета незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что прокуратурой Архаринского района проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности при подготовке Грибовского сельсовета к пожароопасному периоду 2011 года в ходе, которой установлено, что 5.09.2011 отделением надзорной деятельности по Архаринскому району ГУ МЧС РФ по Амурской области была проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Грибовского сельсовета. Проверка проведена с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 02.02.2011 г. №11/1/6. В ходе проверки установлено, что администрацией Грибовского сельсовета работа по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности не проводилась. По состоянию на 05.09.2011 г. в Грибовском сельсовете имеются следующие нарушения:

    -    в нарушение п.17 приложения №3 Правил у огнетушителя ОП-5, установленного СДК с. Грибовка, сломано распыляющее устройство;

    -    в нарушение позиции 7.1. таблицы 1 Норм пожарной безопасности"Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НП 110-03), утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №315, помещения сельского дом культуры с.Грибовка, сельского клуба с.Могилевка, библиотеки и администрации Грибовского сельсовета не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

    в нарушение п.3.13. СНиП П-26-76 «Кровли» не произведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердака здания сельского дома культуры и библиотеки с. Грибовка;

    в нарушение п. 16 Правил в сельском доме культуры с.Грибовка и сельском клубе с.Могилевка отсутствуют планы эвакуации;

    в нарушение ст. 25 Федерального закона « О пожарной безопасности», пункта 7 Правил, заведующая библиотекой с.Грибовка не прошла обучение по программе пожарно-технического минимума в организации, имеющей соответствующую лицензию;

    в нарушение пункта 57 Правил, на подведомственных объектах не произведены замеры сопротивления изоляции электропроводки и контура заземления;

    в нарушение пункта 57 Правил, в помещениях администрации Грибовского сельсовета осветительная проводка проложена двухжильным алюминиевым проводом в одинарной изоляции под обоями;

    в нарушение пункта 27 Правил, в населенных пунктах Грибовского сельсовета отсутствует освещение улиц в темное время суток;

    в нарушение пункта 114 Правил, в населенных пунктах сельсовета не установлена звуковая сигнализация для оповещения людей на случай возникновения пожара;

    в нарушение пункта 90 Правил. у водонапорной башни в с.Грибовка, а также по на правлению движения к ней не установлены соответствующие указатели;

    в нарушение пункта 94 Правил, в с.Могилевка у р.Архара не оборудован подъезд твердым покрытием размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарной техники для забора воды в любое время года;

    в нарушение пункта 11 Правил, в населенных пунктах сельсовета не обеспечиваются необходимые условия для успешной деятельности пожарных дружин, не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров;

            - в нарушение ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности», статьи 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности на подведомственных территориях и объектах выполняются не в полном объеме;

    в нарушение пункта 112 Правил, не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах и степных палах на здания сооружения населенных пунктов;

    в нарушение ст.63 Федерального закона « Технический регламент о требования пожарной безопасности», пункта 106 Правил не разработан и не утвержден план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Не выполнение требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения нарушает права неопределенного круга лиц, установленные ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года. На основании вышеизложенного, просит суд признать бездействие органа местного самоуправления – администрации Грибовского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Грибовского сельсовета незаконным, обязать орган местного самоуправления - администрацию Грибовского сельсовета устранить в полном объеме нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц в течение 1 месяца со дня получения решения.

         В судебном заседании заместитель прокурора Иванова Л.П. требования поддержала.

        Глава Грибовского сельсовета Шамкин Р.И. суду пояснил, что требования прокурора признает в полном объеме. Просит суд установить реальный срок для устранения выявленных нарушений до 01.02.2012 года.

        Суд, изучив материалы дела, заслушав участников процесса, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Поскольку действия (бездействие) органов местного самоуправления влечёт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 14 ч. 1 п. 9 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно информационному письму начальника отделения надзорной деятельности по Архаринскому району Прусакова С.А., 05 сентября 2011 года отделением надзорной деятельности по Архаринскому району проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Грибовского сельсовета с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания № 11/1/6 от 02 февраля 2011 года. В результате проверки установлено, что ранее выданное предписание администрацией не выполнено, работа по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности не проводилась вообще, а именно: у огнетушителя ОП-5, установленного в СДК с. Грибовка сломано распыляющее устройство; помещения сельского дома культуры с. Грибовка, сельского клуба с. Могилевка, библиотеки и администрации с. Грибовка не оборудованы установками автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; не произведена огнезащитная пропитка деревянных конструкций чердака здания сельского дома культуры и библиотеки с. Грибовка; в сельском доме культуры с. Грибовка и сельском клубе с. Могилевка отсутствуют планы эвакуации; заведующая библиотекой не прошла обучение по программе пожарно-технического минимума в организации имеющей соответствующую лицензию; на подведомственных объектах администрации не произведены замеры сопротивления изоляции электропроводки и контура заземления; в помещениях администрации осветительная проводка проложена двухжильным алюминиевым проводом в одинарной изоляции под обоями; в населенных пунктах сельсовета отсутствует освещение улиц в темное время суток; в населенных пунктах сельсовета не установлена звуковая сигнализация для оповещения людей на случай возникновения пожара; у водонапорной башни в с. Грибовка, а также по направлению движения к ней не установлены соответствующие указатели; в с. Могилевка у р. Архара не оборудован подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не мене 12x12 м. для установки пожарной техники для забора воды в любое время года; в населенных пунктах сельсовета не обеспечиваются необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных дружин, не созданы условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; первичные меры пожарной безопасности на подведомственных территориях и объектах администрации Грибовского сельсовета выполняются не в полном объеме. В ходе проверки выявлены новые нарушения требований пожарной безопасности, а именно: в с. Могилевка не организована и не проводится противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности; не разработаны и не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах и степных палах на здания и сооружения населенных пунктов администрации Грибовского сельсовета; не разработан и не утвержден план привлечения сил и средств для устранения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории администрации Грибовского сельсовета.

По итогам проверки требований пожарной безопасности глава администрации Грибовского сельсовета привлечена к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и в отношении администрации Грибовского сельсовета составлен административный протокол по ч.1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.

Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03).

В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статьей 63 указанного закона установлен перечень первичных мер пожарной безопасности, которые включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава Грибовского сельсовета, администрация Грибовского сельсовета является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительными функции, который обязан принимать меры к недопущению пожара на территории Грибовского сельсовета. Однако такие меры администрация Грибовского сельсовета принимает не в полном объеме, что может затруднить меры по пожаротушению в случае возникновения пожара и требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.

Суд считает, что срок, который прокурор просит установить для устранения выявленных нарушений, является не достаточным для принятия администрацией Грибовского сельсовета мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

В соответствии с предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 114/58 от 05.09.2011 года, выданным главным государственным инспектором Архаринского района по пожарному надзору Прусаковым С.А. срок устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности установлен до 01.04.2012 года.

       Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает возможным установить администрации Грибовского сельсовета срок для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности до 01.02.2012 года, который по мнению суда является достаточным для принятия администрацией Грибовского сельсовета мер по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Грибовского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Грибовского сельсовета незаконным и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Грибовского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными бездействие органа местного самоуправления - администрации Грибовского сельского совета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Грибовского сельсовета.

Обязать орган местного самоуправления - администрацию Грибовского сельсовета в срок до 01 февраля 2012 года устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц – отремонтировать у огнетушителя ОП-5, установленного в СДК с. Грибовка распыляющее устройство; помещения сельского дома культуры с. Грибовка, сельского клуба с. Могилевка, библиотеки и администрации с. Грибовка оборудовать установками автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; произвести огнезащитную пропитку деревянных конструкций чердака здания сельского дома культуры и библиотеки с. Грибовка; в сельском доме культуры с. Грибовка и сельском клубе с. Могилевка разработать и на видных местах вывесить планы эвакуации; заведующей библиотекой с. Грибовка пройти обучение по программе пожарно-технического минимума в организации имеющей соответствующую лицензию; на подведомственных объектах произвести замеры сопротивления изоляции электропроводки и контура заземления; в помещениях администрации осветительную проводку проложить в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов по электроэнергетике; в населенных пунктах Грибовского сельсовета установить освещение улиц в темное время суток; в населенных пунктах Грибовского сельсовета установить звуковую сигнализацию для оповещения людей на случай возникновения пожара; у водонапорной башни в с. Грибовка, а также по направлению движения к ней установить соответствующие указатели; в с. Могилевка у р. Архара оборудовать подъезд с площадкой с твердым покрытием размерами не мене 12x12 м. для установки пожарной техники для забора воды в любое время года; в населенных пунктах Грибовского сельсовета обеспечить необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных дружин, создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности на подведомственных территориях и объектах администрации Грибовского сельсовета в полном объеме; выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах и степных палах на здания и сооружения населенных пунктов администрации Грибовского сельсовета; разработать и утвердить план привлечения сил и средств для устранения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории администрации Грибовского сельсовета.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий:                               З.Ю. Каралаш