о признании бездействия незаконным



Дело № 2-984/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

27 сентября 2011 года                                                                   п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,

секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,

с участием заместителя прокурора Архаринского района Денисюка В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вольненского сельсовета о признании незаконным бездействия в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Вольненского сельсовета и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

    У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Вольненского сельского совета незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований пожарной безопасности в Вольненском сельсовете в ходе, которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ отделением надзорной деятельности по <адрес> ГУ МЧС РФ по <адрес> была проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Вольненского сельсовета. Проверка проведена с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ . В ходе проверки установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Вольненском сельсовете имеются следующие нарушения:

    в нарушение пункта 57 Правил, на подведомственных объектах не произведены замеры сопротивления изоляции электропроводки и контура заземления;

    в нарушение пункта 13 Правил, в здании сельского клуба и библиотеки на видных местах не вывешены знаки пожарной безопасности (направление пути эвакуации);

    в нарушение пункта 6 приложения 1 Правил, в котельной отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности;

    в нарушение пункта 96 Правил, администрацией сельсовета не заключены договоры с организацией, имеющей лицензию, на проведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта автоматической пожарной сигнализации, установленной в сельском клубе, и установленной в здании администрации сельсовета;

    в нарушение пунктов 12.48*, 12.55. СНИП ДД.ММ.ГГГГ-85 « Электротехнические устройства», утвержденных постановлением Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ (НПБ 88-01), сигнал сработки установок автоматической пожарной сигнализации, установленной в здании сельского клуба, и установленной в здании администрации, не выведен в место с постоянным пребыванием людей;

    в нарушение пункта 27 Правил, на <адрес> и <адрес> в <адрес> отсутствует освещение улиц в темное время суток;

    в нарушение пункта 112 Правил, не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах и степных палах на здания и сооружения населенных пунктов сельсовета;

    в нарушение пункта 11 Правил, не в полном объеме обеспечиваются необходимые условия для успешной деятельности добровольной пожарной дружины;

    в нарушение пункта 31 Правил, в <адрес> отсутствует пожарная мотопомпа;

    в нарушение пункта 90 Правил, у естественных водоемов (мест забора воды пожарной техникой), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели;

    в нарушение пункта 98 Правил, автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией при пожаре, установленная в здании сельского клуба, находится в неисправном состоянии, не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака на здании сельского клуба;

    в нарушение пункта 11 Правил, не организована и не проводится противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности в <адрес> и в <адрес>;

    в нарушение пункта 114 Правил, в <адрес> отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара;

    в нарушение пункта 94 Правил, в <адрес> и в <адрес> к естественным водоемам (местам забора воды пожарной техникой) не обустроены подъезды с площадками размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды е любое время года.

         В судебном заседании заместитель прокурора ФИО2 требования поддержал.

Глава Вольненского сельсовета ФИО3 о времени и месте слушания уведомлена своевременно, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Прокурор не возражает о рассмотрении дела в её отсутствие.

При таких обстоятельствах судом принято решение о рассмотрении дела в соответствии со ст. 167 ГПК РФ при данной явке.

Суд, заслушав заместителя прокурора ФИО2, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

    Поскольку действия (бездействие) органов местного самоуправления влечёт нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статья 14 ч. 1 п. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Статья 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно информации, предоставленной главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ отделением надзорной деятельности по <адрес> проведена внеплановая проверка противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Вольненского сельсовета с целью контроля за исполнением ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ. В результате проверки установлено, что ранее выданное предписание администрацией не выполнено, а именно: замеры сопротивления изоляции электропроводки и контура заземления на подведомственных объектах не проведены; в сельском клубе и библиотеке на видных местах не вывешены соответствующие знаки пожарной безопасности установленного образца (направление путей эвакуации);

в котельной отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности; администрацией не заключен договор с организацией имеющей соответствующую лицензию на проведение технического обслуживания и планово - предупредительного ремонта автоматической пожарной сигнализации, установленной в сельском клубе; сигнал сработай установок автоматической пожарной сигнализации, установленной в здании сельского клуба не выведен в место с постоянным пребыванием людей; <адрес> в <адрес> и <адрес> в <адрес> не освещаются в ночноевремя суток;    для населенных пунктов сельсовета не проведены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при возникновении природных пожаров на населенные пункты сельсовета; не в полном объеме обеспечиваются необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных дружин; в <адрес> для целей пожаротушения отсутствует пожарная мотопомпа;

у естественных водоемов (мест забора воды пожарной техникой), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов сельсовета в полном объеме не выполняются. Также при проведении проверки установлены вновь выявленные нарушения требований пожарной безопасности: администрацией не заключен договор с организацией имеющей соответствующую лицензию на проведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта автоматической пожарной сигнализации, установленной в здании администрации; сигнал сработки установок автоматической пожарной сигнализации, установленной здании администрации не выведен в место с постоянным пребыванием людей; автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре установленная в здании сельского клуба находится в неисправном состоянии; не проверяется состояние огнезащитной пропитки деревянных конструкций чердака на здании сельского клуба; в 2011 году не организована и не проводится противопожарная пропаганда и обучение населения в <адрес> и <адрес> мерам пожарной безопасности; в <адрес> не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара; к естественным водоемам (местам забора воды пожарной техникой) в <адрес> и <адрес> не обустроены подъезды с площадками размерами не менее 12x12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

По итогам проверки противопожарного состояния объектов и подведомственных территорий администрации Вольненского сельсовета, в отношении главы администрации Вольненского сельсовета составлен административный протокол по ч.12 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение ранее выданного предписания и направлен на рассмотрение в мировой суд, а также администрации Вольненского сельсовета выдано обязательное для исполнения предписание.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относится разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением.

Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03).

В соответствии с п. 1 ППБ 01-03 настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о пожарной безопасности» № 123-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Статьей 63 указанного закона установлен перечень первичных мер пожарной безопасности, которые включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара, получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны; участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава Вольненского сельсовета, администрация Вольненского сельсовета является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительными функции, который обязан принимать меры к недопущению пожара на территории Вольненского сельсовета. Однако такие меры администрация Вольненского сельсовета принимает не в полном объеме, что может затруднить меры по пожаротушению в случае возникновения пожара, следовательно требования прокурора подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия органа местного самоуправления - администрации Вольненского сельсовета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Вольненского сельсовета незаконным и возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию Вольненского сельсовета устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконными бездействие органа местного самоуправления - администрации Вольненского сельского совета в части невыполнения требований пожарной безопасности на территории населенных пунктов Вольненского сельсовета.

    Обязать орган местного самоуправления - администрацию Вольненского сельсовета в течение 1 месяца со дня получения решения устранить допущенные нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, а именно: на подведомственных объектах произвести замеры сопротивления изоляции электропроводки и контура заземления; в здании сельского клуба и библиотеки на видных местах вывесить знаки пожарной безопасности (направление пути эвакуации); разработать и вывесить в котельной на видном месте инструкцию о мерах пожарной безопасности; заключить договоры с организацией, имеющей лицензию, на проведение технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта автоматической пожарной сигнализации, установленной в сельском клубе, и установленной в здании администрации сельсовета; сигнал сработки установок автоматической пожарной сигнализации, установленной в здании сельского клуба, и установленной в здании администрации, вывести в место с постоянным пребыванием людей; на <адрес> и <адрес> в <адрес> установить освещение улиц в темное время суток; выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах и степных палах на здания и сооружения населенных пунктов сельсовета;      в полном объеме обеспечить необходимые условия для успешной деятельности добровольной пожарной дружины; приобрести для <адрес> пожарную мотопомпу; у естественных водоемов (мест забора воды пожарной техникой), а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели; отремонтировать автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией при пожаре, установленной в здании сельского клуба; провести проверку состояния огнезащитной обработки деревянных конструкцийчердака на здании сельского клуба; организовать и проводить противопожарную пропаганду и обучение мерам пожарной безопасности в <адрес> и в <адрес>; установить в <адрес> средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара; в <адрес> и в <адрес> к естественным водоемам ( местам забора воды пожарной техникой) обустроить подъезды с площадками размерами не менее 12 на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий:                               З.Ю. Каралаш