об оспаривании действий должностного лица



Дело № 2- 677/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2011 года                                                                      п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,

секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Коршунова Владимира Александровича об оспаривании действий начальника отдела военного комиссариата Амурской области по Архаринскому району об отказе в постановке на воинский учет по месту жительства и выдаче предписания, взыскании компенсации морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника отдела военного комиссариата <адрес> об отказе в постановке на воинский учет по месту жительства и выдаче предписания, взыскании компенсации морального вреда в сумме 20 000 рублей.

             В обоснование заявленных требований ФИО1 в заявлении указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был призван на военную службу. Военную службу он проходил по призыву в звании рядового. В силу п. «а» ч. 1 ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы для него установлен в 24 месяца. В соответствии с ч. 3 ст. 50 указанного закона по истечению срока военной службы по призыву он уволен в запас с постановкой на воинский учет. В силу п. 7 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется военными комиссариатами. За состояние воинского учета отвечают военные комиссары. В соответствии с п/п. «а» п. 50 Положения граждане, подлежащие воинскому чету, обязаны состоять на воинском учете по месту жительства или месту пребывания в военном комиссариате. В силу п. 54 Положения граждане, виновные в неисполнении обязанностей по воинскому учету, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    ДД.ММ.ГГГГ заявитель явился в отдел военного комиссариата <адрес>, для постановки на воинский учет, однако начальник отдела отказался ставить его на учет, и выдал предписание, согласно которому он (ФИО1) обязан убыть в распоряжение военного прокурора Белогорского гарнизона в <адрес>.

    Данные действия начальника отдела военного комиссариата <адрес> считает незаконными, противоречащими действующему законодательству о военной службе. Военный прокурор не обладает полномочиями по постановке на воинский учет и он не проживает в <адрес>. С какой целью и на каком основании выдано предписание, ему разъяснено не было. Начальник отдела военного комиссариата <адрес> препятствует ему в постановке на воинский учет по месту жительства, что создает основания для привлечения его (ФИО1) к ответственности. Кроме того, выдачей предписания нарушено его право на свободный выбор места пребывания и жительства. Осознание безнравственного отношения к нему со стороны представителя государства причиняют ему нравственные страдания. Полагает, что моральный вред подлежит компенсации в сумме 20 000 рублей.

Просит признать незаконными действия начальника отдела военного комиссариата <адрес> об отказе в постановке на воинский учет по месту жительства и выдаче предписания, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.

Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие ФИО1

Представитель ФИО1 адвокат ФИО3 поддержал доводы заявления и суду пояснил, что ФИО1 в 2009 году было выдано начальником отдела ВКАО по <адрес> временное удостоверение, но ФИО1 не ставили на воинский учет, так как наличие временного удостоверения не является подтверждением того, что человек стоит на воинском учете. Подтверждением того, что человек стоит на воинском учете является печать в военном билете. У ФИО1 печати в военном билете нет, значит, ФИО1 на воинском учете не стоит. ФИО1 как рядового направили в распоряжение военного прокурора, что свидетельствует о нарушении конституционных прав ФИО1 Его фактически заставили встать на воинский учет в <адрес>. Морально – нравственные страдания ФИО1 заключались в том, что его фактически поставили в положение раба, заставляя встать на воинский учет в <адрес>, что можно расценивать, что ФИО1 заставляют поменять место жительства. ФИО1 должны были уволить ДД.ММ.ГГГГ. Однако этого не произошло, поскольку в это время, в отношении ФИО1 было возбуждено уголовное дело по ст.158 УК РФ и военные чиновники, являясь правоприменителями, применили в отношении ФИО1 неконституционную норму Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а именно ст.11 данного закона, о том, что военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы за исключением случаев, когда военнослужащий находится под следствием, и не уволили ФИО1 в положенный срок.

    Начальник отдела Военного комиссариата <адрес> ФИО4 с требованиями ФИО1 не согласился, суду пояснил, что временное удостоверение в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, является документом персонального воинского учета. В октябре 2009 года ФИО1 обратился в отдел ВКАО по <адрес> с заявлением о выдаче ему временного удостоверения, взамен утерянного военного билета. ФИО1 был предупрежден, что ему необходимо являться 1 раз в месяц для продления временного удостоверения. Однако ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ в отделе ВКАО по <адрес> не появлялся. Одновременно, с выдачей временного удостоверения ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 в отделе ВКАО по <адрес>, были заведены алфавитная карточка и учетная карточка, которые также являются документами персонального воинского учета. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 пришел в отдел ВКАО по <адрес> и сказал, что он нашел военный билет, написал на его имя объяснительную, заявлений о постановке на воинский учет ФИО1 ни письменно ни устно не делал.

Предписание для убытия к прокурору Белогорского военного гарнизона он выдал ФИО1 на основании имеющихся в отделе ВКАО по <адрес> с 2009 года указаний из военно –следственного отдела по Якутскому гарнизону Следственного комитета при прокуратуре РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором прямо ему предписывалось принять меры к розыску военнослужащего ФИО1 и вручить последнему предписание для незамедлительного прибытия в ближайший военно – следственный отдел, и от ДД.ММ.ГГГГ из военно – следственного отдела по Белогорскому гарнизону в отношении рядового ФИО1 Кроме того, в военном билете, который принес ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ не стояло отметки об увольнении ФИО1 из рядов вооруженных сил. Тогда как в соответствии с Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами» п. 102 установлено, что об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в разделе II военного билета указывается номер и дата приказа Министра обороны Российской Федерации об увольнении из Вооруженных Сил военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выслуживших установленные сроки военной службы, и об очередном призыве граждан на военную службу. Указанные отметки заверяются подписью командира воинской части и скрепляются оттиском гербовой печати воинской части. А поскольку из пояснений ФИО1 и ответа на направленные им запросы следовало, что последнее место службы ФИО1 было определено распоряжением военного прокурора Белогорского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ и ФИО1 был прикомандирован в восковую часть 21720, которую самовольно покинул (со слов ФИО1) и ФИО1 разыскивался военно - следственным отделом по Белогорскому гарнизону, все это и послужило основанием для выдачи ФИО1 предписания для явки в распоряжение военного прокурора Белогорского гарнизона.

                Кроме того, он сразу же сделал запросы военному прокурору Белогорского гарнизона, командирам войсковых частей, в которых служил ФИО1, в архив Восточного военного округа. Однако ответы до сегодняшнего дня не поступили. Проверка в отношении ФИО1 была начата им еще в октябре 2009 года, после выдачи ему временного удостоверения и продолжается по сегодняшний день, в связи с обстоятельствами, установленными ДД.ММ.ГГГГ. Когда ему придут ответы из архива по вопросу окончания военной службы ФИО1, только тогда он сможет принять решение и поставить отметку ФИО1 в военном билете. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ стоит на воинском учете в отделе ВКАО по <адрес>.

              Свидетель ФИО5 суду пояснила, что работает в отделении учета, планирования, предназначения мобилизационных ресурсов отдела ВКАО по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 пришел к ним в отдел, чтобы встать на воинский учет. Военного билета у него не было, он написал заявление о выдаче временного удостоверения. Ему было выдано временное удостоверение, Она лично заполнила алфавитную карточку и учетную карточку на ФИО1 Алфавитная карточка и учетная карточка являются документами воинского учета, других форм документов не предусмотрено для ведения воинского учета. Из других документов, документом воинского учета является военный билет, но его у ФИО1 не было. Все документы заполняли в присутствии ФИО1 ФИО1 тогда пояснял, что ему необходимо устроиться на работу и для этого нужно встать на воинский учет. Ему объяснили, что нужно каждый месяц являться в отдел для продления временного удостоверения. Но он, ни разу не пришел с этой целью. Сразу после выдачи временного удостоверения, в отношении ФИО1 была начата проверка. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 пришел в отдел ВКАО с военным билетом без отметки об увольнении и в связи с этим проверка в отношении ФИО1 продолжается.

    Суд, заслушав стороны, свидетеля, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества - долг и обязанность гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», которым осуществляется правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также в соответствии с которым граждане проходят военную службу, как по призыву, так и в добровольном порядке (по контракту).

В качестве основной формы реализации конституционной обязанности по защите Отечества указанный Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву, согласно ч. 1 ст. 22 которого призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Статьей 38 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и призванных на военную службу до ДД.ММ.ГГГГ, установлен в 24 месяца.

Согласно ст. 50 указанного Федерального закона, увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.

Военнослужащие увольняются с военной службы в запас (за исключением военнослужащих, указанных в подпунктах "б" - "д" пункта 3 настоящей статьи, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку.

Военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:

а) уволенных с военной службы в отставку;

б) женского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования и не имеющих военно-учетной специальности;

в) избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;

г) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

д) являющихся иностранными гражданами.

В силу ст. 51 указанного Федерального закона, военнослужащий подлежит увольнению с военной службы: по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта.

        В соответствии со ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) началом военной службы считается для граждан, призванных на военную службу, не пребывавших в запасе, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы.

        В соответствии с ч. 11 ст.38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда:

военнослужащий находится на стационарном лечении;

военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком;

военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас;

военнослужащий участвует в походах кораблей;

военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного;

военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим;

в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части;

а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

    Из военного билета серии АХ следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ призывной комиссией <адрес> призван на военную службу. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 убыл к месту прохождения военной службы из ВК <адрес>.

В соответствии с п. 13 оформления раздела III Приложения «Порядок ведения и хранения военного билета солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана» Приказа Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ », в пунктах 8,10, и 15 военного билета записываются дата и основание увольнения военнослужащего с военной службы, а также куда направлен и срок, до истечения которого гражданин должен прибыть к месту назначения и встать на воинский учет.

    Материалами дела установлено, что раздел III, пункты 8 и 10 военного билета ФИО1 не заполнены. В учетно-послужной карточке к военному билету на имя ФИО1 указан год призыва – 2006 год, дата увольнения с военной службы не указана.

              Из объяснительной ФИО1 на имя военного комиссара ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ он был призван Архаринским РВК, направлен для прохождения службы по призыву в/ч 62266 <адрес>-2, в октябре 2007 года направлен для прохождения службы в <адрес>-3, находящийся в <адрес> (Якутия), в/ч 30118, в декабре 2008 года военной прокуратурой Тиксинского гарнизона отправлен в командировку на сборный пункт, спустя 2 недели он самовольно оставил сборный пункт и прибыл в прокуратуру <адрес>, откуда в январе был отправлен домой до выяснения обстоятельств зам. прокурора Белогорского гарнизона ФИО6 До настоящего времени его никто не разыскивает, и он находится без военного билета.

              Согласно предписанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданному начальником отдела ВКАО по <адрес> рядовому ФИО1 предложено убыть ДД.ММ.ГГГГ в распоряжение военного прокурора Белогорского гарнизона <адрес>

    .

    Согласно справке администрации рабочего поселка (п.г.т.) Архара от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, пер. Красноармейский, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии с п. 7 раздела I «Положения о воинском учете» утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , персональный воинский учет граждан по их месту жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) осуществляется военными комиссариатами.

    Согласно п. 14 п.п. б) раздела I «Положения о воинском учете» воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат граждане, пребывающие в запасе (далее военнообязанные).

    В соответствии с п. 48 раздела VIII «Положения о воинском учете» перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации..

Из п.9 Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утв. Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по выполнению в вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ » следует, что формами документов воинского учета являются военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика, мичмана; военный билет офицера запаса; временное удостоверение, выданное взамен военного билета; временное удостоверение, выданное взамен военного билета офицера запаса; удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Согласно п. 1 Общих положений Порядка ведения и хранения временного удостоверения, выданного взамен военного билета (временного удостоверения, выданного взамен военного билета офицера запаса), являющегося приложением к форме и 4 Приказа Минобороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по выполнению в вооруженных силах Российской Федерации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ », временное удостоверение, выданное взамен военного билета, является одним из основных документов персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнообязанного, а также его отношение к исполнению воинской обязанности.

Согласно п. 2 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания. Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

В соответствии со абз. 18 п. 2 ст.8 указанного закона, осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается в случае создания на территории поселения или городского округа структурного подразделения военного комиссариата.

На основании п. 17 раздела II «Порядок осуществления первичного воинского учета в органах местного самоуправления» Положения о воинском учете (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), документами первичного воинского учета являются для прапорщиков, мичманов, старшин, сержантов, солдат и матросов запаса – алфавитные карточки и учетные карточки.

           В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании его заявления о выдаче военного билета, было выдано в Военном комиссариате <адрес> временное удостоверение взамен утраченного военного билета. Кроме того, на ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в Военном комиссариате <адрес> были заведены документы первичного воинского учета – алфавитная карточка и учетная карточка.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что ФИО1 состоит на воинском учете в отделе ВКАО по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В отношении ФИО1 начальником ВКАО по <адрес> проводится проверка по вопросу увольнения ФИО1 с военной службы. Ответы на направленные начальником ВКАО по <адрес> запросы на имя военного прокурора Белогорского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ, Архив Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ на сегодняшний день на имя начальника ВКАО по <адрес> не поступили.

Утверждение заявителя и его представителя о том, что ФИО1 не состоит на воинском учете в отделе ВКАО по <адрес>, суд находит несостоятельными и опровергающимися материалами дела.

В части требований заявителя о признании выдачи предписания незаконным суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что на имя начальника ВКАО по <адрес> от заместителя руководителя – старшего следователя военно – следственного отдела по Якутскому гарнизону ДД.ММ.ГГГГ было направлено указание о необходимости принятия мер по розыску воннослужащего ФИО1 в связи с расследованием в отношении последнего уголовного дела, вручении ФИО1 предписания для незамедлительного прибытия в ближайший военно – следственный отдел и сообщении в ОВД о розыске ФИО1

Из пояснений начальника ВКАО по <адрес> ФИО4 следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1а. было вручено предписание для явки в военно – следственный отдел по Белогорскому гарнизону.

ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ВКАО по <адрес> поступила телефонограмма из военно – следственного отдела по Белогорскому гарнизону о том, что ФИО1 по выданному предписанию ДД.ММ.ГГГГ не явился и место нахождение его неизвестно.

Из сообщения командира войсковой части 30118 на имя военного комиссара <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следовало, что ДД.ММ.ГГГГ по распоряжению военного прокурора Белогорского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был прикомандирован в СПД при 1 ОХВТ (м) войсковой части 21720.

Из объяснения ФИО1 от 21.10 2009 года на имя военного комиссара <адрес> следовало, что он самовольно покинул сборный пункт в декабре 2008 года.

В военном билете ФИО1 и учетно – послужной карточке к военному билету отметок об увольнении с военной службы ФИО1 не стоит.

Указанные обстоятельства, установленные судом по делу, явились основанием для выдачи ФИО1, явившемуся в отдел ВКАО по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, начальником отдела ВКАО по <адрес> предписания для убытия в распоряжение военного прокурора Белогорского гарнизона.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконным выдачи предписания, нет.

             На основании вышеизложенного, заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Коршунова Владимира Александровича об оспаривании действий начальника отдела военного комиссариата Амурской области по Архаринскому району об отказе в постановке на воинский учет по месту жительства и выдаче предписания, взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

Председательствующий:                                               З.Ю. Каралаш

Решение в окончательной форме изготовлено 18 октября 2011 года.