об оспаривании решения об отказе в назначении трудовой пенсии



Дело № 2-1112/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

01 декабря 2011 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.

секретаря судебного заседания Мосягиной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Басаргиной Маргариты Юрьевны к государственному учреждению – управлению пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья,

У С Т А Н О В И Л:

Басаргина М.Ю. обратилась в суд с иском к государственному учреждению – управлению пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.

В судебном заседании истица на заявленных требованиях настаивала, суду пояснила, что в связи с наличием у нее 25-летнего стажа лечебной деятельности ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-УПФР в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она работает в должности медицинской сестры в МУЗ Архаринская ЦРБ. ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включены в специальный стаж. Кроме этого, в стаж работы периоды нахождения ее в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включены в календарном исчислении, а не в льготном, как 1 год за 1 го<адрес> месяца. Считает, отказ ГУ-УПФР в <адрес> нарушает ее конституционное право на пенсионное обеспечение, просит в судебном порядке включить спорные периоды в специальный стаж ее работы. Обязать ответчика назначить пенсию с учетом включения в ее стаж вышеуказанных периодов с момента обращения в ГУ-УПФР в <адрес>.

    Представитель ответчика – государственного учреждения Управления пенсионного фонда в <адрес> ФИО4 требования истицы не признала, просила отказать. В обоснование своих возражений ФИО4 суду пояснила, что кроме Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность и лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 781, при исчислении периодов работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 516 (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ № 516).

Указанные Правила содержат общие условия исчисления периодов работы, по которым в стаж работы засчитываются только периоды фактического осуществления деятельности, за исключением периодов, которые прямо оговорены в Правилах.

Периоды нахождения истицы на курсах, в отрезках времени указанных в исковом заявлении, не могут быть приняты к зачету при подсчете стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на том основании, что в соответствии с действующими Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации». При нахождении на курсах специалист не занят лечебной деятельностью в течение полного рабочего дня, с которой закон связывает право на досрочное назначение трудовой пенсии. Право на досрочное назначение трудовой пенсии возникает у лиц, которые 25 лет осуществляли лечебную деятельность, а не числились в штате, т.е. сохранение места работы, среднего заработка не имеет прямой связи с понятием осуществления профессиональной деятельности за исключением случаев прямо указанных законодателем.

Пункт 5 Правил исчисления периодов работы, № 516 конкретно предусматривает: какие периоды включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии - это периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков,

включая дополнительные. Курсы в данный перечень не входят. Следует иметь в виду, что в указанный стаж включаются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, предусмотренные статьей 116 Трудового кодекса РФ. К ним относятся отпуска, предоставляемые: работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; работникам, имеющим особый характер работы; работникам с ненормированным рабочим днем; работникам, работающим в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При дословном толковании вышеназванной нормы права следует обратить внимание на слово «ежегодные», т.е. те отпуска, которые предоставляются каждый год для отдыха в качестве дополнительного.

Другие отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы, с учетом которой досрочно назначается трудовая пенсия по старости, не включаются.

Истица не привела доказательств, что в период нахождения на курсах повышения квалификации она осуществляла лечебную деятельность именно в сельской местности и поселках городского типа и выполняла норму рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.

Данные периоды нахождения на курсах включены в страховой стаж, но не подлежит к зачету в специальный стаж.

Суд, заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, считает, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Согласно п. 20 ч.1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст.7 настоящего закона, следующим гражданам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела, истица была принята на должность медицинской сестры <адрес>ной больницы с ДД.ММ.ГГГГ.

При этом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась в отпуске по беременности и родам; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в отпуске по уходу за ребенком, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - на курсах повышения квалификации.

При рассмотрении вопроса о назначении пенсии ФИО1 комиссией государственного учреждения Управления пенсионного фонда в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания комиссии № 127 от ДД.ММ.ГГГГ) было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27 ч.1 п.п.20 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 173, в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, так как нет необходимого стажа лечебной деятельности. Специальный стаж составил 24 года 05 месяцев 01 день.

Комиссией государственного учреждения Управления пенсионного фонда в <адрес> при подсчёте ФИО1 специального стажа лечебной деятельности не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней), со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 месяц 26 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 01 день), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц).

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от ДД.ММ.ГГГГ, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В спорные периоды согласно материалам дела ФИО1 начислялась и выплачивалась заработная плата, за эти периоды производилась уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, следовательно, требования истца в этой части суд считает необходимым удовлетворить.

Периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ комиссией ГУ-УПФР в <адрес> были включены в специальный стаж в календарном порядке.

    Требования истицы о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца суд также считает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 3543 – I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно действовавшему в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совместному Постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от ДД.ММ.ГГГГ № 375/24-11 "Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска" (п. 7).

ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были предоставлены отпуска в период ее работы в должности медицинской сестры Архаринской центральной районной больницы. Занимаемая истицей должность и место работы подпадают под перечень, предусмотренный Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, исходя из приведенных выше правовых норм, периоды нахождения ФИО1 в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет соответственно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении.

Поскольку у ФИО1 при обращении к ответчику имелся достаточный специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, ее исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Басаргиной Маргариты Юрьевны к Государственному Учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья удовлетворить.

Обязать государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области включить периоды работы Басаргиной М.Ю. (периоды нахождения на курсах повышения квалификации):

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней),

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (26 дней),

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц 01 день),

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 месяц),

и периоды нахождения ФИО1 в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в льготном исчислении, как один год работы за один год и три месяца, в стаж работы в связи с лечебной деятельностью, дающей право на досрочное назначение пенсии.

Обязать государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в Архаринском районе Амурской области назначить Басаргиной Маргарите Юрьевне досрочную пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья с момента обращения, т.е. с 19 октября 2011 года.

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.

    Председательствующий:                 Л.А. Самойленко