Дело № 2-899/2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
19 октября 2011 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
секретаря судебного заседания Мосягиной Ю.А.,
с участием старшего помощника прокурора Архаринского района Салоутина В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Тютюник Светланы Анатольевны к Министерству финансов Амурской области, ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» о взыскании невозмещенных затрат на потребленную электроэнергию за 2010 год,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Архаринского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Тютюник Светланы Анатольевны к Министерству финансов Амурской области, ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» о взыскании невозмещенных затрат на потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме 9 044 рубля 31 копейки.
В судебном заседании в обоснование заявленных требований прокурор суду пояснил, что основанием для подачи искового заявления в суд послужило обращение педагога МОУ «СОШ № 95 им. Н.Щукина» Тютюник С.А. в прокуратуру Архаринского района о направлении в ее интересах искового заявления о взыскании невозмещенных затрат на потребленную электроэнергию за 2010 год. Указанная льгота ей гарантирована Законом РФ «Об образовании», однако проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в 2010 году педагогу не в полном объеме возмещены затраты на потребленную электроэнергию. Просит суд взыскать с Министерства финансов Амурской области в пользу Тютюник С.А. невозмещенные затраты на потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме 9 044 рубля 31 копейки.
Истица Тютюник С.А., представители ответчиков – Министерства финансов Амурской области и ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Прокурор не возражает о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах судом принято решение о рассмотрении дела в соответствии со ст. 167 ГПК РФ при данной явке.
Согласно отзыву на исковое заявление, Министерство финансов Амурской области с исковыми требованиями прокурора не согласно в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об образовании» (в редакции, действующей в спорный период) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Мерой социальной поддержки, предусмотренной законом Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» для данной категории граждан является ежемесячная социальная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕСВ). Приложением № 1 установлен размер ЕСВ в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения и процент уменьшения цен и тарифов на оплату коммунальных услуг – 100 % платы за отопление и освещение. Норма Закона Амурской области «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» полностью соответствует норме Федерального закона «Об образовании», снижения объемов полагающихся мер социальной поддержки педагогическим работникам законодательством Амурской области не установлено. Меры социальной поддержки распространяются не на всю электрическую энергию, потребляемую гражданином, а лишь на электроэнергию, предназначенную для освещения. Согласно информации, представленной в сводном отчете министерства социальной защиты населения Амурской области, в 2010 году денежные выплаты педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) составили 251 045 338,79 рубля, в том числе по Архаринскому району – 10 684 666,08 рубля, задолженности нет.
Представитель ответчика ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» отзыв на исковое заявление суду не представил.
Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Основанием для обращения прокурора Архаринского района в суд с настоящим иском явилось обращение Тютюник С.А. о защите ее нарушенных прав и направлении в суд искового заявления.
Согласно п. п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству (ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).В соответствии с ч. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из справки, предоставленной МОУ «СОШ № 95 им. Н.Щукина», Тютюник С.А. работает учителем в МОУ «СОШ № 95 им. Н.Щукина» с 1980 года по настоящее время.
Законом Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» определены категории граждан, имеющих право на получение социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе педагогические и руководящие (имеющие педагогическую нагрузку) работники (специалисты) государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающие и работающие в сельской местности (п. 10 ч. 1 ст. 1).
Статьей 4 указанного Закона Амурской области установлено, что социальная поддержка по оплате жилого помещения и коммунальных услуг представляется гражданам отдельных категорий из числа лиц, указанных в п.п. 2-6, 9-11 части 1 статьи 1 настоящего Закона, независимо от вида жилищного фонда в форме ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - ЕСВ). ЕСВ определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размерах, установленных приложением № 1 к настоящему 3aкону.
Согласно приложению № 1 к данному закону педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, размер социальной поддержки установлен в пределах фактически занимаемой площади жилого помещения, процент уменьшения цен и тарифов для населения по оплате коммунальных услуг установлен в размере 100% платы за отопление и освещение.
В силу ч. 3 ст. 4 указанного закона нормативы потребления коммунальных услуг определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению, газоснабжению. Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, газоснабжению для предоставления мер социальной поддержки утверждаются Правительством области. Расход электроэнергии на освещение одного квадратного метра жилого помещения в месяц утверждается Правительством области.
Согласно абз. 3 п. 10 Порядка назначения и выплаты гражданам отдельных категорий ежемесячной социальной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Амурской области от 21 марта 2008 года № 66, при расчете размера ЕСВ для всех категорий граждан используются нормативы потребления коммунальных услуг для предоставления мер социальной поддержки, установленные Правительством области, в том числе и для граждан, оплачивающих коммунальные услуги по показаниям приборов учета.
Постановлением Правительства Амурской области № 623 от 24 декабря 2009 года «Об утверждении расхода электроэнергии на оплату освещения» в целях реализации Закона Амурской области от 05.12.2005 года № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий» утвержден расход электроэнергии на освещение одного квадратного метра площади жилого помещения в месяц в размере 0,96 кВт/ч.
Таким образом, мера социальной поддержки педагогам в виде права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предоставляется в размере 100% не на всю потребленную электроэнергию, а только на освещение в размере, установленном Законодательством, т.е. 0,96 кВт/ч на освещение одного квадратного метра площади жилого помещения в месяц.
Согласно информации, представленной ОАО «ДЭК» филиала «Амурэнергосбыт», Тютюник С.А. за 2010 год оплачено за потребленную электроэнергию 10 311 рублей 75 копеек.
Согласно сведениям, представленным начальником ГБУ УСЗН по Архаринскому району Филиповой Н.В., Тютюник С.А. состоит на учете в ГБУ УСЗН по Архаринскому району и пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник на селе в соответствии с Законом Амурской области от 5 декабря 2005 года № 99-ОЗ «О социальной поддержке граждан отдельных категорий». В 2010 году Тютюник С.А. на освещение была предоставлена ЕСВ в размере 1 267 рублей 44 копейки исходя из площади жилого помещения 48,90 кв.м.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Тютюник С.А., как педагогу образовательного учреждения, проживающему и работающему в сельской местности, мера социальной поддержки по оплате освещения за 2010 год согласно нормативам потребления электроэнергии на освещение предоставлена в полном объеме, следовательно, требования прокурора Архаринского района в интересах Тютюник С.А. о взыскании невозмещенных затрат на потребленную электроэнергию за 2010 год в сумме 9 044 рубля 31 копейки удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Архаринского района в интересах Тютюник Светланы Анатольевны к Министерству финансов Амурской области, ГБУ «Управление социальной защиты населения по Архаринскому району» о взыскании невозмещенных затрат на потребленную электроэнергию за 2010 год отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение десяти дней.
Председательствующий: З.Ю. Каралаш