о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-309/2012 года

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

14 августа 2012 года п. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Самойленко Л.А.,

секретаря судебного заседания Мосягиной Ю.А.,

с участием старшего помощника прокурора Архаринского района Маркусенко Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Грищени Евгения Владимировича к администрации Архаринского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Архаринского района Амурской области обратился в суд в интересах Грищени Евгения Владимировича с иском к администрации Архаринского района Амурской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

В обоснование заявленных требований помощник прокурора Маркусенко Т.Ю. пояснила, что в июле 2012 года прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в части обеспечения жильём детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что в органе опеки и попечительства отдела образования администрации <адрес> и администрации рабочего поселка (пгт) Архара ФИО1 состоит на учете, как лицо из числа детей-сирот, так как его родители ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав решением Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в отдельный список на внеочередное предоставление жилого помещения в <адрес>. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просит обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО2 жилое помещение по договору социального найма в <адрес>, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что в настоящее врем я проживает в семье у брата, своего жилья не имеет.

Представитель ответчика администрации <адрес> ФИО8 исковые требования признала частично, суду пояснила, что действительно ФИО1 имеет право на получение жилья, как лицо, оставшееся без попечения родителей. Со стороны администрации <адрес> все условия для предоставления истцу жилья выполнены, однако жилье гражданам данной категории выделяется за счет средств, выделяемых из областного бюджета. В 2012 году <адрес> данные средства не выделялись. В 2012 году для данной категории граждан запланировано строительство жилья, поэтому предоставление жилого помещения ФИО2 возможно только после поступления денежных средств из областного бюджета, либо после завершения строительства восьмиквартирного дома.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан (детей - сирот, нетрудоспособных малообеспеченных и др.), для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39 часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально - экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право на жилище.

Из материалов дела следует, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как его родители ФИО6 и ФИО7 лишены родительских прав решением Архаринского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в отдельный список на внеочередное предоставление жилого помещения в <адрес>.

ФИО1 обучался в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования <адрес> «профессиональное училище », что подтверждается дипломом о начальном профессиональном образовании.

Представитель администрации <адрес> не возражает против предоставления жилья истцу в <адрес>.

Как установлено в судебном заседании, жилое помещение по договору социального найма истцу как лицу, оставшемуся без попечения родителей, предоставлено не было.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Данный Федеральный закон в статье 5 предусматривает, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

На основании ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами ФИО1 имеет право на первоочередное предоставление жилого помещения.

По смыслу правил ст. 49 ЖК РФ обязанность по предоставлению жилого помещения вне очереди лицам, относящимся к категории сирот оставшимся без попечения родителей, возложена именно на органы местного самоуправления.

При этом в соответствии со ст. 5 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при исполнении данной обязанности органы местного самоуправления имеют право на возмещение расходов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Абзацем 1 ч. 3 ст. <адрес> -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети, переданные в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, и в порядке, определенном губернатором области.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Данным порядком установлено, что вышеуказанные лица после окончания их пребывания в образовательном учреждении, иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства за счет средств областного бюджета вне очереди жилой площадью по договору социального найма в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления. Министерство образования и науки <адрес> (далее - министерство) является главным распорядителем средств, выделяемых для финансового обеспечения жилой площадью лиц, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, в пределах средств, предусмотренных законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год, на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. На основании документов, направленных органом местного самоуправления, министерство принимает решение о перечислении денежных средств из областного бюджета для предоставления жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка. Орган местного самоуправления после приобретения жилых помещений в муниципальную собственность за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на очередной финансовый год в виде субвенции местным бюджетам на реализацию соответствующих государственных полномочий, принимает решение об их предоставлении лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (подпункты 2, 3, 7, 8 Порядка).

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок расходования субвенций, предоставляемой бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления после поступления субвенции осуществляют юридически значимые действия по приобретению жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.

Доводы представителя ответчика той части, что выделенных денежных средств на обеспечение всех сирот недостаточно, суд находит не основанными на законе, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Наличие указанных главой <адрес> обстоятельств не освобождает ответчика от имеющейся у него законной обязанности по предоставлению жилого помещения истцу.

Таким образом, обязанность по первоочередному предоставлению истице жилого помещения лежит на администрации <адрес>.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно Постановлению администрации рабочего поселка Архара от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в рабочем поселке (пгт) Архара в размере 18 кв. м на одного члена семьи.

По смыслу ст. 15 ч. 2 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).

Иных требований к жилому помещению, предоставляемому по договору социального найма, действующий в настоящее время Жилищный кодекс РФ не предъявляет.

Учитывая указанные законоположения, суд находит требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Грищени Евгения Владимировича к администрации Архаринского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Архаринского района Амурской области в интересах Грищени Евгения Владимировича к администрации Архаринского района о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию Архаринского района Амурской области предоставить Грищене Евгению Владимировичу жилое помещение по договору социального найма в п. Архара Архаринского района Амурской области, общей площадью не менее 18 квадратных метров, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий:          Л.А. Самойленко