осуществление деятельности без лицензии



Дело № 5- 11/ 2011 год

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

03 марта 2011 годап. Архара

Архаринский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,

секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара,

У С Т А Н О В И Л:

11 февраля 2011 года прокуратурой Архаринского района Амурской области проведена проверка осуществления образовательной деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара.

В ходе проверки установлено, что лицензия МОУ ДО «Детско-юношеский клуб физической подготовки «Лотос» на осуществление деятельности по образовательным программам была выдана 01 декабря 2006 года, срок действия лицензии был установлен до 01 декабря 2010 года. В ходе проверки также установлено, что постановлением главы района № 814-а от 08 ноября 2010 года МОУ ДО «Детско-юношеский клуб физической подготовки «Лотос» переименован в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара. 16 декабря 2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара. Таким образом, с 01 декабря 2010 года по настоящее время МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара осуществляет образовательную деятельность без лицензии, что является нарушением федерального законодательства, а также прав и законных интересов обучающихся.

По результатам проверки прокурором Архаринского района Амурской области постановлением от 14 февраля 2011 года в отношении МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании помощник прокурора Архаринского района Амурской области пояснил, что в действиях МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку проведенной 11 февраля 2011 года проверкой установлены нарушения требований Закона РФ «Об образовании». Просит привлечь МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара к административной ответственности по ст. 19.20 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Законный представитель МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара Ковалева В.Ф. суду пояснила, что действительно деятельность учреждения осуществляется без лицензии с 01 декабря 2010 года. На сегодняшний день весь пакет документов для получения лицензии собран.

Суд, заслушав законного представителя юридического лица, прокурора исследовав материалы дела, приходит к следующему.

14 февраля 2011 года в отношении МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении законный представитель МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» В.Ф, Ковалева присутствовала, права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ разъяснены.

Из материалов дела следует, что МОУ ДОД «Детско-юношеский клуб физической подготовки «Лотос» 08 ноября 2010 года на основании постановления главы района № 814-а переименован в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара. В Единый государственный реестр юридических лиц 16 декабря 2010 года внесена запись о государственной регистрации МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара. Устав МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара утвержден Постановлением главы муниципального образования «Архаринский район» от 15 июля 2010 года № 494. Лицензия на осуществление образовательной деятельности МОУ ДОД «Детско-юношеский клуб физической подготовки «Лотос» была выдана 01 декабря 2006 года, срок ее действия истек 01 декабря 2010 года.

Из ответа начальника отдела образования администрации Архаринского района № 182 от 11 февраля 2011 года следует, что на 09 февраля 2011 года в МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара лицензия на осуществление образовательной деятельности отсутствует. Пакет документов на проведение лицензионной экспертизы в отдел образования администрации Архаринского района не поступал.

В соответствии со ст. 19.20 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В соответствии с примечанием к ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно п. 15 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации.

Частью 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» устанавливается, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, а также иные действия предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277), осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а», «б», «г» - «е» пункта 8 настоящего Положения. Подпунктами «а», «б», «г» - «е» пункта 8 Положения предусматривается, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются: а) ведение лицензиатом или заявление к лицензированию соискателем лицензии образовательной деятельности по образовательным программам, предусмотренным для соответствующего типа образовательных учреждений или для научных организаций в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам заявленного уровня и направленности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, помещения для работы медицинских работников, питания обучающихся и воспитанников) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям; г) наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают реализацию образовательных программ заявленного уровня и направленности и отвечают установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям; д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации об образовании требований к организации образовательного процесса, а также прав участников образовательного процесса, в том числе требований к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся, установленных для образовательных программ соответствующего уровня и направленности; е) соблюдение лицензиатом предусмотренной лицензией предельной численности обучающихся и воспитанников.

Таким образом, ведение образовательной деятельности без лицензии не относится к грубому нарушению требований о лицензировании образовательной деятельности.

В соответствии с п. 46 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 года № 277) за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за ведение образовательной деятельности без лицензии предусмотрена ст. 19.20 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В действиях МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», право окончательной юридической квалификации действий лица Кодекс РФ об административных правонарушениях относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

Составы административных правонарушений, предусмотренные ч. 1 и ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, то есть им присущи одинаковые непосредственные объекты административного правонарушения, мотивы и условия их совершения. Санкция ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает менее строгое наказание, чем санкция ч. 3 указанной статьи.

Однако переквалификация действий (бездействия) МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара с ч. 3 на ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, повлечет изменение подведомственности рассмотрения дела, поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях относится в соответствии с ч.3 ст. 23.1 Кодекса к компетенции мирового судьи.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в действиях МОУ ДОД «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие состава административного правонарушения.

В силу п.1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л :

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» п. Архара.

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:З.Ю. Каралаш