Дело № 2-263/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Архангельское 3 декабря 2010 г.
Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л.,
с участием заместителя прокурора Таймасова В.Г.,
при секретаре Губиной О.А.,
с участием ответчика Администрации сельского поселения Краснокуртовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан в лице главы сельского поселения Стельмакова В.Т., действующего на основании Решения № 5 от 14.03.2007 года,
с участием представителя заинтересованного лица ГУ Архангельская ветеринарная станция РБ – Камалетдинова Р.З., действующего на основании удостоверения № 003291 от 15.12.2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Архангельского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Краснокуртовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и обязании ответчика обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения Краснокуртовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан как бесхозяйной недвижимой вещи,
у с т а н о в и л:
Прокурор Архангельского района Республики Башкортостан обратился в суд с указанными исковыми требованиями, обосновывая следующими обстоятельствами.
Прокуратурой Архангельского района Республики Башкортостан проведена проверка исполнения ответчиком законодательства при эксплуатации объектов по утилизации биологических отходов и соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду, в ходе которой выявлены нарушения. Установлено, что на территории сельского поселения Краснокуртовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан расположен скотомогильник, который в реестре муниципального образования не зарегистрирован, не имеет собственника. Указанный скотомогильник не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. По мнению истца, согласно ч.3 ст.225 ГК РФ должна быть принята на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. Ответчиком не приняты меры по постановке на учет в органах Федеральной регистрационной службы скотомогильника.
По мнению прокурора, неисполнение ответчиком обязанностей по постановке на учет скотомогильника, может привести к нарушениям права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, противоречит интересам государства.
В судебном заседании представитель истца заместитель прокурора Таймасов В.Г. поддержал иск, считая, что необходимо признать незаконным бездействие ответчика, заключающееся в непринятии мер по постановке на учет скотомогильников, обязать ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства - обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет скотомогильника как бесхозяйной недвижимой вещи.
Представитель ответчика Стельмаков В.Т не признал исковые требования прокурора, пояснил, что имеющийся на территории сельского поселения скотомогильник на балансе администрации сельского поселения не состоит, полномочия и денежные средства для оборудования скотомогильников муниципальному образованию не передавались, содержание скотомогильников и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения относится к расходным обязательством Российской Федерации и расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица ГУ Архангельская ветеринарная станция РБ – Камалетдинов Р.З. пояснил суду, что считает иск обоснованным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Суду не представлено убедительных доказательств того, что скотомогильники не имеют собственника или собственник их неизвестен. В судебное заседание истцом представлена справка от 02.12.2010 года № 250-47-1396 Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), из которой следует, что регистрация прав на скотомогильники как объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Архангельского района Республики Башкортостан в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним - не проводилась (л.д. 17).
Между тем, не представлены документы, подтверждающие отсутствие регистрации прав на скотомогильники до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п.7 Положения О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580), документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы. В данном случае, такие сведения могли быть получены в ГУП учета, инвентаризации и оценки недвижимости Архангельского района РБ, где государственная регистрация осуществлялась до 07.12.1998 года. Из пояснений представителя заинтересованного лица ГУ Архангельская ветеринарная станция РБ Камалетдинова Р.З. следует, что ранее скотомогильники находились в ведении колхозов и совхозов, СПК.
Кроме того, согласно ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Из указанной нормы закона следует, что принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи производится в заявительном порядке. Обязанности органа местного самоуправления по подаче заявления о принятии на учет данная норма закона не содержит.
Таким образом, суд не может признать обоснованной ссылку истца на ст.225 ГК РФ, поскольку из нее не следует обязанность ответчика обращаться с заявлением о принятии на учет скотомогильников как бесхозяйной недвижимой вещи. Суд также не может считать доказанным то, что скотомогильники являются бесхозяйной недвижимой вещью.
Далее.
В силу ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания и учета скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Ссылка истца на положения Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469, не свидетельствует об обоснованности требований, поскольку к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора (п.5.1 Правил).
Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу п. 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Суду не предоставлено доказательств того, что скотомогильники находятся в ведении ответчика. Тем самым нарушена ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Напротив, судом установлено, что имеющийся на территории сельского поселения скотомогильник на балансе администрации муниципального района и администрации сельского поселения - не состоит.
Из справки № 828 от 08.10.2010 г. Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Архангельскому району РБ следует, что скотомогильников в реестрах муниципальных образований муниципального района Архангельский район РБ не зарегистрировано (л.д. 5).
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для осуществления государственных полномочий по оборудованию и учету скотомогильников сельскому поселению не передавались. Также не передавались полномочия и денежные средства, требующиеся при подготовке необходимой документации для принятия на учет указанных объектов в силу пунктов 5, 6 Раздела II Положения О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580).
В этой связи у суда не имеется оснований для возложения на администрацию сельского поселения обязанности по принятию на учет скотомогильников без передачи необходимых полномочий и денежных средств.
Поэтому заявленные прокурором требования не могут быть удовлетворены судом.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Прокурора Архангельского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Краснокуртовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия и обязании ответчика обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии на учет скотомогильника, расположенного на территории сельского поселения Краснокуртовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан как бесхозяйной недвижимой вещи - отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Архангельский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Соколова И.Л.
Решение не вступило в законную силу