о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения природоохранного законодательства



Дело № 2-155/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

с. Архангельское 17 мая 2011 года

Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л., при секретаре Галиной Р.Х.,

с участием помощника прокурора Щевелева А.Н.,

с участием представителя ответчика Администрации сельского поселения Узунларовский сельсовет – главы сельского поселения Хасанова Ф.Р., действующего на основании Решения №5 от 28 марта 2011 года,

с участием представителя заинтересованного лица Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ – Камалова А.Ф., действующего на основании доверенности от 21.01.2011 года № 01/276, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Архангельского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Узунларовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,

установил:

Прокурор Архангельского района Республики Башкортостан, действуя в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с указанными исками. Требование мотивировано тем, что ответчики – администрации сельских поселений, незаконно бездействуя, не приняли мер по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не представили его на утверждение в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (территориальный орган Росприроднадзора), в результате чего нарушены интересы неопределенного круга лиц – населения МО Архангельский район РБ, отсутствие проекта ухудшает экологическую обстановку, наносит вред окружающей среде и жителям района (л.д.1-3).

В судебном заседании помощник прокурора Щевелев А.Н. исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Хасанов Ф.Р. иск не признал, поддержал письменные возражения на иск (л.д.22), суду пояснил, что образование отходов не является деятельностью по обращению с отходами, также пояснил, что в бюджете сельского поселения не предусмотрены денежные средства, необходимые для оплаты проекта нормативов образования отходов и содержания свалки.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно пункту 3 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отношения в области обращения с отходами производства и потребления регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации, каковым является Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". В преамбуле вышеуказанного нормативного правового акта указано, что он определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления и предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов – это хранение и захоронение отходов.

В обоснование исковых требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что ответчик в процессе своей деятельности образует отходы, но, не принимая мер по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, наносит вред окружающей среде и жителям района, что может повлечь тяжкие последствия. Данный довод нельзя признать обоснованным.

В силу статьи 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях уменьшения количества их образования.

Согласно статье 18 Закона N 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предприятиям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Под лимитом на размещение отходов понимают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (статья 1 Закона № 89-ФЗ).

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами (п.п. 3, 4 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).

Названный порядок установлен в соответствии с Порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (далее - Порядок).

В силу пункта 4 Порядка, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

В силу указанных выше правовых норм, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение должны быть установлены только тем индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые осуществляют деятельность по размещению отходов и непосредственно связаны с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение или захоронение. При этом понятие хранения отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Захоронением является изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Пункт 7 статьи 12 указанного Закона устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Создание объектов размещения отходов предусматривает наличие специального разрешения органов исполнительной власти с определением места строительства на основе специальных исследований при положительном заключении государственной экологической экспертизы с последующей регистрацией объекта в государственном реестре.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Из содержания статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что в числе вопросов местного значения поселения отсутствует деятельность, связанная с обращением с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов), а также деятельность по размещению отходов (по хранению и захоронению отходов). Также, деятельность администраций сельских поселений не связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, суд не усматривает оснований для выводов о том, что ответчик – администрация сельского поселения, является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по размещению отходов, в связи с чем, у ответчика отсутствует обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Также, нельзя признать обоснованным довод истца о том, что отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ухудшает экологическую обстановку, наносит вред окружающей среде и жителям района, так как ответчик не осуществляет специализированной деятельности по обращению с отходами производства и потребления.

В силу пункта 18 части 1 статьи 14 закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно п.14 части 1 статьи 15 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со статьей 8 закона "Об охране окружающей среды", к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В материалах дела имеются договора на вывоз отходов на свалку ТБО силами работников свалки ТБО (35, 36), что соответствует пункту 18 части 1 статьи 14 закона № 131-ФЗ, так как к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов.

Довод истца о том, что факт направления ответчиком отчетов в Росстат по форме № 2-тп (отходы) (л.д.37-42) свидетельствует о его деятельности в области обращения с отходами, суд не может признать обоснованным, поскольку образование отходов не является специализированной деятельностью по обращению с отходами (сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, хранение и захоронение отходов).

Таким образом, суд пришел к выводу о недоказанности того обстоятельства, что ответчики осуществляют деятельность по размещению отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ, то есть занимаются специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах, для создания которых в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 89-ФЗ необходимо разрешение федеральных органов власти, и что основания для возложения на ответчиков обязанности разработать и представить на утверждение (согласование) проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - отсутствуют.

Наряду с этим, в нарушение ст.56 ГПК РФ, истцом не представлено доказательств, что бездействие ответчиков и отсутствие проекта ухудшает экологическую обстановку, наносит вред окружающей среде и жителям района. Также не представлено доказательств того, что ответчики имеют необходимые целевые бюджетные денежные средства для оплаты указанного проекта. Напротив, из представленной справки следует, что ассигнования на содержание свалок бюджетом не предусмотрены (л.д.30).

В этой связи суд не усматривает законных оснований для удовлетворения иска в рамках заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 194–198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Прокурора Архангельского района Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Узунларовский сельсовет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по неисполнению требований природоохранного законодательства, заключающееся в непринятии мер по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, непредставлении на утверждение в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (территориальный орган Росприроднадзора) и обязании ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства - разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представить его на утверждение в территориальный орган Росприроднадзора – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Архангельский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Соколова И.Л.