о назначении досрочной трудовой пенсии



Дело № 2-254/2011

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

с. Архангельское 17 августа 2011 года

Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л., при секретаре Галиной Р.Х.,

с участием истца Гималеевой А.Я., с участием представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ Султанбековой Л.Н., действующей по доверенности от 14 июня 2011 года № 36,

с участием представителей третьего лица ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие – Ивановой Г.А., действующей на основании доверенности № 298 от 17 августа 2011 года, Жигаловой Г.А., действующей на основании доверенности № 297 от 17 августа 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гималеевой А.Я. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ об отмене решения УПФ РФ в Архангельском районе № 6 от 28.02.2011 года как незаконного, об обязании ответчика включить в стаж работы - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, - период работы в должности медицинской сестры в ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие» с 15.07.2010 г. по 31.10.2010 г., обязать назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения в УПФ,

у с т а н о в и л :

Решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ в Архангельском районе (далее по тексту УПФ) от ДД.ММ.ГГГГ Гималеевой А.Я. было отказано в праве на досрочное назначение трудовой пенсии.

Считая данный отказ неправомерным, Гималеева А.Я. обратилась в суд с названным иском о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. Требование мотивировано тем, что ответчик незаконно не включил в специальный стаж ее – Гималеевой А.Я. периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период работы в должности медицинской сестры в ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие».

В судебном заседании Гималеева А.Я. исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям.

Представитель ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ Султанбекова Л.Н. иск не признала, поддержала свои письменные возражения на иск (л.д.58-59).

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Положения данной статьи реализуются через Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, утвердившее Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

В силу п. 3 названных Правил, работа в любой должности, указанной в разделе "Наименование должностей", включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим трудовую деятельность в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" Списка.

В указанных выше нормативных актах медицинские сестры, в том числе домов-интернатов для престарелых и инвалидов, фельдшеры, заведующие фельдшерско-акушерским пунктом - входят в перечень Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающая право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Это означает, что работа в должности медицинской сестры, фельдшера, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом дает право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

Как следует из материалов дела, Гималеева А.Я. с 21.01.1987 года работала в должности медицинской сестры, в последующем, фельдшера, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом, медицинской сестры, периодически проходила курсы повышения квалификации (л.д.7-11, 41, 42, 43, 44-48).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гималеева А.Я. обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии (л.д.4).

Решением ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначения досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого 25 летнего стажа лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. По данным ответчика, стаж истца составляет 24 года 2 месяца 10 дней (л.д.4). В специальный стаж не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства со ссылкой на то, что обучение на курсах не является работой, а также не включен период работы в должности медицинской сестры в ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие» с 15.07.2010 г. по 31.10.2010 г. со ссылкой на то, что работодателем не представлены сведения персонифицированного учета с указанием на особые условия труда (л.д.4, 58-59).

В соответствии с частью 4 статьи 196 Трудового кодекса РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

В силу статьи 54 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» и иных нормативных актов, условием допуска врача специалиста (и иных медицинских работников) к занятию медицинской деятельностью является послевузовское профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительное образование (повышение квалификации, специализация), или проверочные испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

При разрешении иска в части включения в специальный трудовой стаж Гималеевой А.Я. времени нахождения на курсах повышения квалификации суд исходит из того, что повышение квалификации является обязательным условием осуществления медицинской деятельности, в связи с чем, периоды такого обучения должны расцениваться как продолжение медицинской деятельности.

Судом установлено, что в периоды: 18.01.1993 г. по 25.06.1993 г. (5 месяцев 8 дней), 28.08.2000 г. по 08.09.2000 г. (10 дней), 09.10.2000 г. по 19.10.2000 г. (10 дней), 13.11.2006 г. по 24.11.2006 г. (12 дней), 10.01.2007 г. по 23.01.2007 г. (14 дней) – всего 6 месяцев 24 дня, истица находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства (л.д.4).

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу о том, что периоды обучения на курсах повышения квалификации (всего 6 месяцев 24 дня) подлежат включению в специальный трудовой стаж истицы.

Требование истицы о включении в специальный стаж периода работы в должности медицинской сестры в ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 16 дней) суд находит обоснованным, в силу следующего.

Судом установлено, что Гималеевой А.Я. в указанный период работала в должности медицинской сестры в ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие» (л.д.44-48).

Из пояснений представителя ответчика следовало, что данный период не включен в специальный стаж работы потому, что работодателем не представлены сведения о коде персонифицированного учета с указанием на особые условия труда, со ссылкой на п. 2 ст. 13 Закона N 173-ФЗ, о том, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Работодатель ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие» за указанный период работы истицы сдал индивидуальные сведения без кода условия для досрочного назначения трудовой пенсии. Кроме того, по мнению ответчика, наименование «ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие» не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывает в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года), где в графе "наименование учреждений" в п.31 предусмотрено наименование "Учреждения социального обслуживания: дом-интернат для престарелых и инвалидов".

Суд не может согласиться с указанными доводами представителя ответчика по следующим основаниям.

Как пояснили представители третьего лица ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие» Иванова Г.А., Жигалова Г.А., ранее, они в органы пенсионного фонда не предоставляли сведения персонифицированного учета у указанием на особые условия труда, так как этого им не требовалось, кроме того, они думали, что это к ним не относится, однако, в 2010 году, после возникновения необходимости оформить пенсию Гималеевой А.Я., с целью приведения в соответствие всей документации, они обратились в соответствующие органы, после чего получили документы, позволяющие с 2011 года предоставлять сведения персонифицированного учета с указанием кодов особых условий труда.

Наряду с этим, организация, в которой протекала трудовая деятельность истицы в спорный период, относится к категории «дом-интернат для престарелых и инвалидов», предусмотренной п.31 Списка. Истица занимала должность медицинской сестры, занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, что подтверждается Трудовым договором № 68 от 15.07.2010 года (л.д.44-45), функциональными обязанностями дежурной медсестры (л.д.46), должностными обязанностями (л.д.47), работала по полной ставке (л.д.48).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года 3 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложена на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ").

Суд пришел к выводу о том, что на застрахованное лицо по обязательному пенсионному страхованию не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем (в данном случае ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие») своих обязательств по представлению правильных достоверных сведений персонифицированного учета в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Приведенные выше нормы Закона не содержат в качестве обязательного условия код льготы, следовательно это не может являться основанием для отказа во включении спорного периода в стаж истца и отказа в перерасчете пенсии.

На основании изложенного, период работы в должности медицинской сестры в ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие» с 15.07.2010 г. по 31.10.2010 г. (3 месяца 16 дней) необходимо включить в специальный стаж.

Таким образом, судом установлено, материалами дела подтверждено, что специальный стаж истицы на момент ее обращения за назначением досрочной трудовой пенсии составляет: 24 года 2 месяца 10 дней + 3 месяца 16 дней (период работы в должности медицинской сестры) + 6 месяцев 24 дня (периоды обучения на курсах повышения квалификации) = 25 лет 0 месяцев 20 дней, что достаточно для назначения трудовой пенсии на день обращения – 18.02.2011 года.

При этом пенсия должна быть назначена с момента обращения в ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ в соответствии со статьей 19 Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.

В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск Гималеевой А.Я. к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ - удовлетворить.

Решение ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным в части не включения в стаж работы Гималеевой А.Я.

- периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: 18.01.1993 г. по 25.06.1993 г. (5 месяцев 8 дней), 28.08.2000 г. по 08.09.2000 г. (10 дней), 09.10.2000 г. по 19.10.2000 г. (10 дней), 13.11.2006 г. по 24.11.2006 г. (12 дней), 10.01.2007 г. по 23.01.2007 г. (14 дней) – всего 6 месяцев 24 дня,

- периода работы в должности медицинской сестры в ГУ Архангельский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Милосердие» с 15.07.2010 г. по 31.10.2010 г. (3 месяца 16 дней), обязать ответчика включить указанные периоды в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ, назначить Гималеевой А.Я. досрочную трудовую пенсию с 18 февраля 2011 года.

Взыскать с ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе РБ в пользу Гималеевой А.Я. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Архангельский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Соколова И.Л.