2-431/2011 Р Е Ш Е Н И Е с.Архангельское 08 ноября 2011 года Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Урманцева Ф.А., заявителя Латыповой Р.Х. представителя Администрации МР Архангельский район РБ Каримова А.С. действующего по доверенности от 05.10.2011 года, при секретаре Барковой В.А., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Латыповой Р.Х. о признании незаконным отказов от 17 марта 2011 года №685 и от 27.10.2011 года № 3385 в постановке на учет, как вдовы участника ВОВ 1941-1945г.г., нуждающейся в жилом помещении незаконным и обязывании Администрации муниципального района Архангельский район РБ поставить ее на льготную очередь, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий У С Т А Н О В И Л: Латыпова Р.Х. обратилась с заявлением о признании отказов от 17 марта 2011 года №685 и от 27.10.2011 года № 3385 в постановке на учет, как вдовы участника ВОВ 1941-1945г.г., нуждающейся в жилом помещении незаконным и обязывании Администрации муниципального района Архангельский район РБ поставить ее на льготную очередь, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны. Заключением №109 от 04.08.2010 года жилое помещение по адресу <адрес>, в котором она проживает на основании акта межведомственной комиссии, признано пригодным для дальнейшего постоянного проживания. Согласно выводам заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ фактический износ жилого дома, расположенного <адрес> составляет 65,5%. С данным заключением заявительница вновь обратилась в администрацию муниципального района Архангельский район РБ, однако письмом администрации от 27.10.2011 г. ей было отказано в постановке на учет. Просит признать отказ Администрации муниципального района Архангельский район РБ незаконным и обязать Администрацию муниципального района Архангельский район РБ поставить ее на льготную очередь, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании заявительница Латыпова Р.Х. заявление поддержала в полном объеме и сослалась на обстоятельства, изложенные в заявлении. Представитель Администрации МР Архангельский район РБ Каримов А.С. действующий по доверенности от 05.10.2011 года, не возражал против постановки Латыпову Р.Х. на учет. Однако считает, что у заявителя пропущен срок для обжалования отказа администрации от 17 марта 2011 года. Выслушав объяснения заявителя Латыповой Р.Х. представителя Администрации МР Архангельский район РБ Каримова А.С. изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". На основании пункта 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. Согласно ст. 4 ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение). Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и независимо от их имущественного положения. В силу ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 33, 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно акта обследования помещения №109 от 04.08.2010 года, расположенного в <адрес> износ здания составляет 36%, заключением от 04.08.2010 года помещение признано пригодным для дальнейшего проживания. Вместе с тем комиссия делает вывод о том, что дом требует ремонта здания: ремонт фундаментов, стен, крыши, перекрытия. Согласно краткой характеристике домовладения по состоянию на 14.05.2010 года указанный жилой дом является одноэтажным, материал стен - бревенчатый, износ дома равен 36%. Из технического паспорта на жилой дом по состоянию на 14.05.2010 года следует, что данное строение, 1981 года постройки, не имеет водопровода, канализации, горячего водоснабжения, оборудован печным отоплением, баллонным газоснабжением. Согласно выводам заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ фактический износ жилого дома, расположенного <адрес> составляет 65,5%, в связи с чем данное здание является непригодным для проживания, ввиду явных признаков аварийности, повреждений и деформаций несущих конструкций, что свидетельствует об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, а также нарушения санитарных требований в соответствии с ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, согласно своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений». В подтверждение требований заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Латыповой Р.Х. представлено вышеуказанное заключение от 27 июля 2011г., составленное экспертом - оценщиком ФИО1 которым установлено, что данное здание является непригодным для проживания, определен процент физического износа жилого дома, составляющий 65,5%. Отказывая заявителю 27 октября 2011 года администрация муниципального района Архангельский район РБ предложила решить данный вопрос в судебном порядке. При этом остается без внимания пункт 2.2 Положения об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529, согласно которому деревянные дома с физическим износом свыше 65% являются непригодными для постоянного проживания. Таким образом, с учетом данного заключения специалиста в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 администрацией муниципального района Архангельский район РБ заключение межведомственной комиссии о непригодности жилого помещения по <адрес> для проживания не принималось. В то же время выводы заключения специалиста, администрацией муниципального района Архангельский район РБ в судебном заседании не опровергнуты, (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ) и подлежат оценке наряду с иными, исследованными судом доказательствами. У суда также нет оснований сомневаться в выводах заключения специалиста, поэтому принимает данное заключение в качестве доказательства доводов заявителя, обратное, может повлечь необоснованное ограничение реализации заявителем предоставленного ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" права на меры социальной поддержки. Между тем, в нарушение требований законодательства при обследовании жилого дома межведомственной комиссией в ее составе не участвовали представители органов Госсанэпиднадзора и Ростехнадзора, кроме того Администрацией не представлено доказательств того, что указанные органы были извещены о проведении такого обследования, хотя их участие в комиссии определено законом. Таким образом, суд считает, что заявительнице необоснованно отказано в реализации предоставленного ст. 14 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" права на меры социальной поддержки. Принимая во внимание выводы специалиста, согласно которого установлено, что в здании дома, где проживает заявитель, существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования, согласно своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих конструкций зданий и сооружений», суд приходит к выводу, что занимаемое Латыповой Р.Х. жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, в силу чего она может быть признана лицом, нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Изложенное свидетельствует о том, что отказ администрации муниципального района Архангельский район РБ от 27 октября 2011 года №3385 не мотивировано, не имеет ссылки на нормы права, поэтому его нельзя признать законным и обоснованным. Поэтому в этой части заявление может быть судом удовлетворено. Между тем, заявитель оспаривает отказ администрации муниципального района Архангельский район РБ от 17 марта 2011 года. В силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Как указывает заявитель, она получила первый отказ №685 от 17 марта 2011 года и с этого момента ей стало известно о нарушенных правах. Представитель ответчика заявил о применении срока исковой давности Учитывая, что заявителем пропущен срок подачи жалобы на отказ администрации муниципального района Архангельский район РБ от 17 марта 2011 года, судом не может быть удовлетворено заявление в части признания отказа от 17 марта 2011 года незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,254,257,258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Латыповой Р.Х. - удовлетворить частично. Решение Администрации муниципального района Архангельский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № - признать незаконным. Обязать администрацию муниципального района Архангельский район РБ поставить вдову участника Великой Отечественной войны Латыпову Р.Х., проживающую по адресу <адрес> на льготную очередь, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Об исполнении решения Архангельского районного суда РБ в месячный срок после вступления решения в законную силу сообщить в Архангельский районный суд РБ. В удовлетворении остальной части заявления - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней. Председательствующий судья Ф.А.Урманцев