Дело № 2-367/2011 РЕШЕНИЕ И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и с.Архангельское 16 ноября 2011 года Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л., при секретаре Галиной Р.Х., с участием помощника прокурора Щевелева А.Н., истца Насыровой А.Ф. с участием представителя ответчика Администрации Муниципального района Архангельский район РБ - Каримова А.З. действующего на основании доверенности от 05.10.2011 года, при участии представителя третьего лица Отдела образования Администрации МР Архангельский район РБ Рыковой Г.Ш. действующей на основании доверенности от 02.09.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Архангельского района РБ в интересах Насыровой А.Ф. к Правительству РБ, Администрации Муниципального района Архангельский район РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, у с т а н о в и л : Прокурор Архангельского района РБ в интересах Насыровой А.Ф.. обратился в суд с указанным иском об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте муниципального района. Требование мотивировано тем, что Постановлением Главы администрации муниципального образования Абзановский сельсовет Архангельского района РБ № от ДД.ММ.ГГГГ над Насыровой А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ г.р., учреждена опека, закрепленного жилья не имеется. Насырова А.Ф. имеет право на социальную поддержку, предусмотренную законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 № 159-ФЗ, в связи с чем, истец просил обязать ответчиков предоставить Насыровой А.Ф. вне очереди жилое помещение, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям. В судебном заседании истец исковые требования поддержал по указанным в иске основаниям. Представитель ответчика Администрации Муниципального района Архангельский район РБ, представитель третьего лица Отдела образования Администрации МР Архангельский район РБ полагали необходимым исковые требования рассмотреть в соответствии с законом. Ответчик - Правительство Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, возражений по существу исковых требований не представили. Третье лицо - Министерство образования Республики Башкортостан, в суд не явились, извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили, имеется заявление о рассмотрении дела без участия их представителей, с иском не согласны. Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, ст.8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок предоставления жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Пунктом 1 Постановления №200 постановлено - предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Согласно п.2 указанного Постановления, финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Судом установлено, что Насырова А.Ф.. осталась без попечения родителей, относится к категории детей-сирот: ее мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец признан решением суда безвестно отсутствующим (л.д.11-13). До совершеннолетия находилась под попечительством ФИО1 (л.д.15). Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, Насырова А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на регистрационном учете для получения жилья с 04.04.2008 года (л.д.14). Как следует из справки ГУП БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ Насырова А.Ф. по данным Архангельского территориального участка Кармаскалинского межрайонного филиала по состоянию на 26.03.1999г. собственного жилья в частной собственности не имеет (л.д.16). Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись об имеющемся недвижимом имуществе у Насыровой А.Ф.. (л.д.17). ДД.ММ.ГГГГ Насырова А.Ф. окончила <данные изъяты> что подтверждается дипломом (л.д.6-7). На дату постановки Насыровой А.Ф. на учет ей исполнилось 17 лет. До настоящего времени она жильем не обеспечена. Таким образом, судом установлено, материалами дела подтверждено, что Насырова А.Ф. оставшись без попечения родителей, как лицо, не имеющее закрепленного за ней жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении имеет право на обеспечение по месту жительства жилой площадью вне очереди не ниже установленных социальных норм. При этом, право Насыровой А.Ф. на получение жилья вне очереди не может ставиться в зависимость от наличия других лиц, обладающих подобным правом. Как следует из Решения Совета МР Архангельский район РБ № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет от 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (л.д.18). Вместе с тем, суд не может признать обоснованным исковое требование в части обязать предоставить жилое помещение Администрацию Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан. В силу п.2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20 июля 2007 г. № 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан. Вместе с тем, порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Согласно части 6 статьи 19 указанного закона, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов РФ. В развитие указанных предписаний статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. Соответственно, частью 4 ст.49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться по договорам социального найма органами местного самоуправления лишь при условии наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Применительно к изложенному выше, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вне очереди может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-з (ред. от 01.04.2010) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" определено, что органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан: по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Таким образом, Закон Республики Башкортостан, которым бы органы местного самоуправления были наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению жилой площадью указанной категории граждан, не принят, а потому исковое требование обязать Администрацию Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан предоставить Насыровой А.Ф. жилое помещение, является неправомерным. Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л : иск Прокурора Архангельского района РБ в интересах Насыровой А.Ф. к Правительству РБ, Администрации Муниципального района Архангельский район РБ об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди - удовлетворить частично. Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Насыровой А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты> кв.м. В части обязания Администрации Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан предоставить Насыровой А.Ф. жилое помещение по договору социального найма вне очереди - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан через Архангельский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Соколова И.Л.