Дело № 2-128/2011
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
с.Архангельское 17 марта 2011 года
Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л., при секретаре Галиной Р.Х.,
с участием заявителя Мустафиной Д.Я., представителя заявителя Мустафиной Д.Я. – Исхакова Р.М., действующего на основании доверенности от 14.03.2011 года № 1-581,
представителя Совета Муниципального района Архангельский район РБ – Гареева Р.Н., действующего на основании доверенности № б/н от 11 марта 2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мустафиной Дамиры Ягафаровны о признании незаконным решения Совета муниципального района Архангельский район РБ № 449 от 03 марта 2011 года,у с т а н о в и л:
Мустафина Д.Я. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Совета муниципального района Архангельский район РБ № 449 от 03 марта 2011 года. Свои требования Мустафина Д.Я. мотивировала следующими обстоятельствами.
03 марта 2011 года Совет муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан вынес решение за № 449, пунктом 1 которого решено освободить секретаря Совета Муниципального района Архангельский район РБ Мустафину Д.Я. от занимаемой должности. В обоснование своего решения Совет указал за фальсификацию решений Совета от 28.09.2010г., неполная и необъективная информация о работе Совета, давление на депутатов и игнорирование их мнения, установление ограничений доступа к решениям Совета.
По мнению Заявителя указанное решение Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан от 03 марта 2011 г. № 449 вынесено Советом муниципaльного района Архангельский район Республики Башкортостан за пределами своих полномочий, является незаконным, необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст.16 Регламента Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан решение Совета об освобождении секретаря Совета от должности принимается большинством голосов от установленной численности депутатов Совета по его личному заявлению или по предложению Совета. Однако, от секретаря Совета не поступало заявление об освобождении его от должности, также не было предложения Президиума Совета об освобождении занимаемой должности. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе» № 25-ФЗ от 02 марта 2007 г. указывается конкретный перечень оснований, которые могут служить основанием для освобождения от должности, однако, они Советом не были предъявлены. Трудовой кодекс РФ устанавливает перечень оснований расторжения трудовых отношений, где не указывается как основание предвзятое отношение Депутатов Совета. Факта фальсификации решений Совета от 28.09.2010 г. Советом не установлено.
Заявитель Мустафина Д.Я. просила суд признать пункт 1 Решения Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан от 03 марта 2011 г. № 449 «О секретаре Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан» - незаконным и недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании заявитель Мустафина Д.Я. заявленные требования поддержала, настаивала на их удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заявителя Исхаков Р.М. также заявленные требования поддержал, пояснил, что Решение Совета № 449 является незаконным в полном объеме, указанным решением грубо нарушены трудовые права на осуществление муниципальной службы. Решением Совета от 1 ноября 2008 года № 7 Мустафина назначена секретарем Совета. Согласно 6 раздела Приложения к Закону Республики Башкортостан от 23 декабря 2005 г. № 259-з «О Реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкортостан», должность Секретаря Совета является муниципальной должностью муниципальной службы, замещаемой в аппарате представительного органа муниципального района. Таким образом, заявитель является муниципальной служащей и на нее распространяются положения Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статьей 14 Регламента Совета муниципального района Архангельский район РБ предусмотрено, что правовой статус секретаря Совета устанавливается законодательством, регулирующим муниципальную службу и Уставом. Согласно части 2 статьи 3 ФЗ «О муниципaльной службе» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом. Статьей 19 ФЗ о муниципальной службе и Трудовым кодексом Российской Федерации установлены основания для расторжения трудового договора с муниципaльным служащим, в число которых не входят основания, положенные в основу обжалуемого Решения Совета. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, в частности статья 193 ТК РФ, ни одно из положений которой не соблюдены.
Кроме того, представитель заявителя сообщил, что и.о.прокурора Архангельского района направил Протест на Решение Совета муниципального района Архангельский район РБ от 03.03.2011 №449 «О секретаре Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан», в котором указывается, что данное решение принято с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене (изменению).
Представитель Совета Муниципального района Архангельский район РБ – Гареев Р.Н. заявление полагал необоснованным, просил суд оставить его без удовлетворения. Пояснил, что на внеочередном заседании Совета муниципального района Архангельский район РБ был рассмотрен протест прокурора района на Решение Совета муниципального района Архангельский район РБ от 03.03.2011 №449 «О секретаре Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан», по результатам принято Решение от 15 марта 2011 г. «Об изменении решения Совета муниципального района Архангельский район РБ от 03.03.2011 г. № 449 «О секретаре Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан». Таким образом, по мнению представителя Совета, на сегодняшний день Решение № 449 от 03.03.2011 г. отменено, предмета иска нет.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявление Мустафиной Д.Я. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6, 8, 9 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий.
В силу п. 3 ст. 17 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
Случаи расторжения трудового договора с муниципальным служащим предусмотрены помимо оснований для расторжения трудового договора на основании ТК РФ, также положениями ст. 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Из представленных суду документов усматривается следующее:
Решением Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан от 1 ноября 2008 года № 7 Мустафина Д.Я. назначена секретарем Совета (л.д.18).
Согласно Раздела 1 Должностной инструкции Секретаря Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан, Секретарь Совета является муниципальным служащим Республики Башкортостан. Правовой статус Секретаря Совета определяется законодательством, регулирующим вопросы муниципальной службы (л.д.24).
В соответствии со ст.16 Регламента Совета муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан решение Совета об освобождении секретаря Совета от должности принимается большинством голосов от установленной численности депутатов Совета по его личному заявлению или по предложению Президиума Совета (л.д.33).
03.03.2011 года Советом муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан принято Решение от 03 марта 2011 г. № 449 «О секретаре Совета мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан», из которого следует, что за фальсификацию решений Совета от 28.09.2010г., неполная и необъективная информация о работе Совета в районных газетах и на сайте Архангельского района, давление на депутатов и игнорирование их мнения, установление ограничений доступа к решениям Совета даже для депутатов, Совет муниципального района решил освободить секретаря Совета мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан Мустафину Д.Я. от занимаемой должности (л.д.5).
Текст указанного Решения Совета от 03 марта 2011 г. № 449 не содержит ссылок на нормы закона, Регламент Совета, Устав Муниципального района Архангельский район РБ в силу которых Совет принял решение освободить Мустафину Д.Я. от занимаемой должности.
Суду также не представлено личное заявление Мустафиной Д.Я. или предложение Президиума Совета освободить секретаря Совета от занимаемой должности.
Согласно статье 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13 и 14 настоящего Федерального закона;
4) применения административного наказания в виде дисквалификации.
Указанные обстоятельства судом не установлены.
Также судом не установлены основания для расторжения трудового договора, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.
В Протесте от 11.03.2011 года № 4д-204, внесенном прокурором Архангельский район Республики Башкортостан на Решение Совета муниципального района Архангельский район РБ от 03.03.2011 №449 «О секретаре Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан», указано, что данное решение принято с нарушением норм действующего законодательства и подлежит отмене (изменению) (л.д.14).
Протест прокурора Архангельский район Республики Башкортостан от 11.03.2011 года № 4д-204 Советом муниципального района Архангельский район РБ был принят к сведению, его предписания исполнены следующим образом.
На внеочередном 33 заседании Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан было принято Решение б/н от 15 марта 2011 г. «Об изменении решения Совета муниципального района Архангельский район РБ от 03.03.2011 г. № 449 «О секретаре Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан» (л.д.15).
Согласно данного Решения, рассмотрев протест и.о.прокурора Архангельского района Республики Башкортостан Таймасова В.Г., Совет МР Архангельский район Республики Башкортостан решил привести в соответствие законодательству решение Совета от 03.03.2011 г. № 449 и изложить его в другой редакции.
Таким образом, имеет место фактическое признание ответчиком – Советом муниципального района Архангельский район РБ незаконности Решения Совета от 03.03.2011 г. № 449.
Между тем, из содержания Решения б/н от 15.03.11 г. не усматривается, что отменен пункт 1 Решения № 449 от 3.03.11 г. об освобождении Мустафиной Д.Я. от занимаемой должности, а также, что отменено Решение № 449 в целом.
Поэтому, суд не может признать обоснованным довод представителя Совета о том, что Решение № 449 от 03.03.2011 г. фактически отменено Решением б/н от 15.03.11 г.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст.249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства Орган принявший решение - Совет Муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан не представил доказательств того, что оспариваемое решение от 03 марта 2011 г. № 449 соответствует нормам действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие соглашения сторон, предложения Президиума Совета об освобождении от должности Секретаря Совета, оснований предусмотренных Трудовым кодексом РФ, законом "О муниципальной службе в Российской Федерации", суд приходит к выводу, что принятое Советом Решение от 03 марта 2011 года № 449 не может быть признано законным.
Руководствуясь статьями 194-198, 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
заявление Мустафиной Д.Я. о признании незаконным Решения Совета муниципального района Архангельский район РБ № 449 от 03 марта 2011 года – удовлетворить.
признать Решение Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан от 03 марта 2011 г. № 449 «О секретаре Совета Мyниципального района Архангельский район Республики Башкортостан» - незаконным и недействительным со дня его принятия.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Архангельский районный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Соколова И.Л.