ч. 3 ст. 19.20 КоаП РФ



Дело № 5-3/2012

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

с. Архангельское                                                                     16 мая 2012 года

Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л.,

при участии представителей юридического лица ГБУЗ РБ Архангельская центральная районная больница (РБ Архангельский район с.Архангельское, ул.Больничная, 1) - Бочкарева Н.И., действующего на основании доверенности б/н от 04.05.2012 года, Романова К.Е., действующего на основании доверенности б/н от 04.05.2012 года,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица ГБУЗ РБ Архангельская Центральная районная больница (ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ) (адрес: РБ Архангельский район с.Архангельское, ул.Больничная, 1),

у с т а н о в и л:

Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обратилось в суд с заявлением о привлечении ГБУЗ РБ Архангельская Центральная районная больница к административной ответственности по ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Требование мотивировано тем, что Министерством здравоохранения РБ была проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности и обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ.

В ходе проведенной проверки установлено, что ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ в ходе осуществления фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений допущены нарушения лицензионных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений». Министерством здравоохранения составлен акт проверки в части соблюдения лицензиатами - юридическими лицами лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений от 28.03.2012 г. № 46, отражающий факты нарушения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. В отношении ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ 28.03.2012 г. составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

Представитель Министерства здравоохранения РБ в суд не явился, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела без участия их участия (л.д.63).

Представители ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ Бочкарев Н.И., Романов К.Е. в суде пояснили, что нарушения устранены, какого-либо ущерба они не причинили, по существу нарушения являлись малозначительными, фактически все, что необходимо, находилось под охраной и под сигнализацией.

От ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ также представлен письменный отзыв, в котором указано, что все нарушения, указанные в Предписании и в протоколе об административном правонарушении устранены. Данное правонарушение совершено не умышленно, а по неосторожности в форме небрежности, при этом оно не причинило существенного вреда интересам общества и государства, так как данное правонарушение является малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ. Просили не привлекать к административной ответственности (л.д.66).

Проверив представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований для привлечения к административной ответственности ГБУЗ РБ Архангельская Центральная районная больница по ст. 19.20 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса" Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.

В соответствии с ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав правонарушения образует:

осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -

Как следует из примечания к данной статье, Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно п.6 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Согласно ч.11 ст. 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Должностным лицом Министерства здравоохранения РБ не представлено доказательств того, что в результате установленного нарушения причинен какой-либо ущерб, что возникла угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и иные опасные последствия.

Из материалов дела следует, что Министерством здравоохранения РБ была проведена плановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований при осуществлении фармацевтической деятельности и обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ. В ходе проведенной проверки установлено, что ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ в ходе осуществления фармацевтической деятельности и деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений допущены нарушения лицензионных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений».

Министерством здравоохранения составлен акт проверки от 28 марта 2012 года (л.д.18), а также составлен протокол от 28 марта 2012 года об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ (л.д.9).

ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ имеет действующую лицензию на осуществление деятельности, связанной с оборотом психотропных средств, внесенных в Список III в соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» ЛО-02-06-000132 от 27.12.2010 г. сроком действия до 27.12.2015 г. (л.д.41-44).

Также ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ имеет действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности № ЛО-02-02-000-021 от 25 марта 2008 г. сроком действия до 25.03.2012 г. (л.д.48-50).

В результате проверки должностным лицом Министерства здравоохранения РБ сделан вывод о том, что ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ осуществляет деятельность с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), - за что предусмотрена административная ответственностьпо ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Между тем, вывод о грубом нарушении требований со стороны ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ, нельзя признать обоснованным.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Из материалов дела усматривается, что все нарушения были устранены на дату 20.04.2012 года. В суд представлены документы, подтверждающие указанное (л.д.67-83). Министру здравоохранения Республики Башкортостан направлено письмо о 10.04.2012 года с ответом об устранении всех недостатков (л.д.84). Из указанного письма следует, что:

- Издан приказ по устранению допущенных нарушений от 30.03.2012г. №129а и о дисциплинарном взыскании от 30.03.2012г. №128а (копии прилагаются).

- Во исполнение п.6 приказа МЗ и CP РФ от 23.08.2010г. 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»В помещении №19 (помещение приёма-распаковки) аптеки ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ стены и потолок покрашены масляной краской. В помещении хранения лекарственных препаратов №15 (материальная комната 10,7 кв.м) покрашены рамы и межоконные пространства (фото прилагается).

- Во исполнение п.32 приказа МЗ и CP РФ от 23.08.2010г. 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» спирт этиловый 70% 100мл, производитель ЗАО «Фармацевтический Комбинат», серия 03071,1 хранится в прохладном месте; спирт этиловый 95% 100 мл, производитель ООО «Гиппократ», серия 24042011 хранится в прохладном месте.

- Во исполнение п.5 пп. «г» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011г. №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», п.3.2., п.3.1. приказа МЗ и CP РФ от 12.02.2007г. №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» требования (накладные) структурного подразделения медицинской организации, направляемые в аптечную организацию, оформляются в соответствии с п.3.1. приказа. Требования (накладные) на получение из аптеки ЛПУ лекарственных препаратов в структурные подразделения соответствуют приказу. В требованиях (накладных) имеется штамп медицинской организации и способ применения (копия прилагается).

- Во исполнение п. 19 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» на фельдшерско-акушерских пунктах имеются ценники на лекарственные препараты (копии прилагаются).

- Во исполнение п.1 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. №735н на Заринском фельдшерско-акушерском пункте запрещён отпуск изделий медицинского назначения (шприцы, бинты).

- Во исполнение п.9 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. №735н на фельдшерско-акушерских пунктах имеются документы, подтверждающие качество лекарственных препаратов, в товарной накладной указана сертификация лекарственных средств (копия прилагается).

- Во исполнение п. 10 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №735н на фельдшерско-акушерских пунктах имеются товарные чеки (форма чека прилагается).

- Во исполнение п.4.16. Постановления МЗ РФ от 10.04.2002г. №15 «О
введении в действие санитарно-эпидемиологических правил» на Заринском
фельдшерско-акушерском пункте осуществляется раздельное хранение лекарственных препаратов и медицинских иммунобиологических препаратов.

- Во исполнение п.5 пп. «з» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011г. №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности», ст.58 Федерального закона от 12.04.2010г. №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», п.7 приказа МЗ и CP РФ от 23.08.2010г. №706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» в помещении Заринского фельдшерско-акушерского пункта в холодильнике «Апшерон» имеются проверенные термометры TC-7-MI исп.6, заводской №11890, №10275.

- Во исполнение п.10 приказа МЗ и CP РФ от 23.08.2010г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» на фельдшерско-акушерских пунктах в соответствии с приказом хранящиеся лекарственные средства идентифицированы с помощью стеллажной карты, содержащей информацию о хранящемся лекарственном средстве (наименование, форма выпуска и дозировка, номер серии, срок годности, производитель лекарственного средства) (прилагается).

- Во исполнение п.11 приказа МЗ и CP РФ от 23.08.2010г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» издан приказ от 12.04.2012г. №133 о порядке ведения учёта лекарственных препаратов с ограниченным сроком годности на фельдшерско-акушерских пунктах (копия прилагается).

- Во исполнение п. 12 приказа МЗ и CP РФ от 23.08.2010г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» на фельдшерско-акушерских пунктах имеется специально выделенная и обозначенная (карантинная) зона для хранения лекарственных средств с истекшим сроком годности (фото прилагается).

- Во исполнение п.32 приказа МЗ и CP РФ от 23.08.2010г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» на Заринском фельдшерско-акушерском пункте осуществляется хранение термолабильных лекарственных препаратов согласно инструкции.

- Во исполнение п. 5 пп. «е» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011г. №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений», в нарушение ст.20 Федерального закона от 08.01.1998г. №3-Ф3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009г. №1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» по ЦРБ издан приказ о лицах, имеющих право доступа в помещение хранения наркотических средств и психотропных веществ - материальная комната №14 аптеки ЛПУ (копия приказа прилагается).

- Во исполнение п.4 Постановления Правительства РФ от 31.12.2009г. №1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» готовится папка документов для лицензирования помещений 3-й категории.

- Во исполнение п.2 приказа МЗ РФ от 12.11.1997г. №330 «О мерах по улучшению учёта, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных веществ» ответственность возложена на зам. главного врача по АПУ Острякову О.В. (копия приказа прилагается).

- Во исполнение п.5 пп. «н» Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011г. №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений», ст.26 Федерального закона от 8.01.1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», в нарушение п.5 приложения 15 приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007г. №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» формы актов на уничтожение использованных ампул соответствует приказу (копии прилагаются).

- По проверке представленного акта №8 от 20.03.2012г., в котором на стр.1 количество пустых ампул - семь (промедол) на стр.2 количество пустых ампул из под промедола - шесть штук, сделана техническая ошибка (копии журналов и акта прилагается).

Учитывая, что нарушения устранены, при этом, они не повлекли неблагоприятных последствий, не создали существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд приходит к выводу о том, что доводы представителей ГБУЗ РБ Архангельская ЦРБ о малозначительности нарушения заслуживают внимания.

При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит указаний на невозможность применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в т.ч. состав которого имеет формальный характер.

В настоящем случае суд считает, что совершенное ГБУЗ РБ Архангельская Центральная районная больница правонарушение является малозначительным, поскольку не создает существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В рассматриваемом случае при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение, не содержит угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества, государства.

К данному выводу суд, пришел исходя из материалов дела об административном правонарушении, которыми установлено, что фактически ГБУЗ РБ Архангельская Центральная районная больница вменено правонарушение, выразившееся в отсутствии покраски стен и потолков масляной краской, несоответствии форм актов, накладных, товарных чеков форме, установленной в нормативных актах (приказах МЗ и CP РФ и др.), в не вывешивании ценников, в нераздельном хранении лекарственных препаратов, и другие, которые в настоящее время приведены в соответствии и нарушения устранены.

Исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, оценив характер совершенного нарушения, в том числе степень вины правонарушителя, суд пришел к выводу, что в рассматриваемой ситуации возможно применение понятие положений ст. 2.9 КоАП РФ.

На основании ст.ст. ст.29.9 п.2 ч.1.1, 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

ГБУЗ РБ Архангельская Центральная районная больница от административной ответственности по ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях - освободить на основании ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.

Прекратить производство по делу в отношении юридического лица ГБУЗ РБ Архангельская Центральная районная больница на основании п.2 ч.1.1 ст.29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                                                                                       Соколова И.Л.