Дело № 12-13/2011 Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и с. Архангельское 27 июня 2011 года Архангельский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Соколовой И.Л., рассмотрев материалы административном дела по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении сельского поселения Ирныкшинский сельсовет, жалобу Администрации сельского поселения Ирныкшинский сельсовет МР Архангельский район РБ на Постановление № 31 от 19.04.2011 года по делу об административном правонарушении, у с т а н о в и л: Постановлением № 31 по делу об административном правонарушении от 19.04.2011 года Администрация сельского поселения Ирныкшинский сельсовет МР Архангельский район РБ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа на сумму 10000 (десять тысяч) рублей. Не согласившись с указанным постановлением Администрация сельского поселения Ирныкшинский сельсовет МР Архангельский район РБ обратились с жалобой, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении от составлен без учета вины привлекаемого лица, постановление № 31 вынесено в отношении ненадлежащего субъекта, в отношении лица, которое не должно нести ответственность за пожарную безопасность. Просят признать незаконным и отменить постановление № 31 от 19.04.2011 года, составленное государственным инспектором Архангельского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РБ. Представитель Администрации сельского поселения Ирныкшинский сельсовет МР Архангельский район РБ, представитель УГПН отделения ГПН Архангельского района УНД ГУ МЧС России по РБ в суд не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени судебного заседания. В соответствии с ч.2 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, с учетом сроков рассмотрения и разрешения дел. Изучив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению. В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Согласно ч.1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Статьей 20.4 частью 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Субъективная сторона состоит в наличии вины. Судом не установлено наличие виновных действий (бездействий) Администрации сельского поселения Ирныкшинский сельсовет, в связи с чем суд не может согласиться с выводами о виновности Администрации сельского поселения в нарушениях правил пожарной безопасности. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" одним из вопросов местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Положениями ст. 19 Федерального закона "О пожарной безопасности" определены полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Из материалов дела не усматривается, что в настоящее время нормативными актами определены организационно-правовые, финансовые, материально-технические основы обеспечения первичных мер пожарной безопасности. В материалах дела отсутствуют доказательства, того, что у Администрации сельского поселения Ирныкшинский сельсовет имеется фактическая, техническая и экономическая возможность обеспечения первичных мер пожарной безопасности, а также устройства и финансирования: средств звуковой сигнализации для оповещения людей, выполнения проездов, площадок или пирсов с твердым покрытием для забора воды в любое время года, обеспечения наружным освещением в полном объеме для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря и подъездов к пирсам пожарных водоемов, устройства переносной пожарной мотопомпы, установки указателей (объемных со светильником или плоских) с цифрами, указывающими расстояние до водоисточника, изменения расстояния от границ застройки участков до лесного массива (Постановление, л.д.3). Напротив, в Постановлении № 31 от 19 апреля 2011 года указано, что установлено отсутствие финансирования на устранение нарушений требований пожарной безопасности (л.д.3). При таких обстоятельствах вывод о виновности администрации сельского поселения нельзя признать законным и обоснованным, так как отсутствуют основания утверждать, что имелась возможность соблюдения пожарных норм и правил, но исключительно в силу умысла или неосторожности администрации сельского поселения они не были соблюдены. Отсутствие нормативных положений, которые устанавливали бы финансовую и материальную основу первичных противопожарных мер свидетельствуют об отсутствии возможностей решать указанные вопросы местного значения администрацией сельского поселения. При отсутствии обеспечения бюджетного финансирования нельзя признать правомерным возложение обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности. В силу ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При условии того, что денежные средства на обеспечение мер пожарной безопасности сельскому поселению не передавались, нет оснований для выводов о виновности Администрации сельского поселения. Кроме того, ряд нарушений, вмененных администрации сельского поселения не может быть отнесен к полномочиям сельского поселения, так как требуемые меры не относятся к первичным мерам пожарной безопасности. В их числе, устройство проездов, площадок или пирсов с твердым покрытием для забора воды в любое время года, изменение расстояния от границ застройки участков до лесного массива, что относится к вопросам муниципального района в силу ст.15 ФЗ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Возложение обязанности по обеспечению мер пожарной безопасности на субъект, не наделенный соответствующими полномочиями и при отсутствии соответствующих источников финансирования - не может способствовать надлежащему обеспечению пожарной безопасности. При таких обстоятельствах, Постановление № 31 от 19.04.2011 года нельзя признать законным и обоснованным. В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Руководствуясь с ч.1 п.3 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд Р Е Ш И Л: Жалобу Администрации сельского поселения Ирныкшинский сельсовет МР Архангельский район РБ - удовлетворить. Постановление № 31 от 19.04.2011 года, составленное государственным инспектором Архангельского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РБ, которым Администрация сельского поселения Ирныкшинский сельсовет МР Архангельский район РБ признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде штрафа на сумму 10000 (десять тысяч) рублей – отменить, производство по делу прекратить на основании статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава правонарушения. Решение суда вступает в законную силу со дня его принятия и не подлежит кассационному обжалованию. Судья Соколова И.Л.