Управление Роспотребнадзора по Челябинской области обратилось в суд с иском к МУ `Управление Худайбердинского ЖКХ` в защиту прав неопределенного круга лиц о признании действий противоправными. прекращении противоправных действий, обязании устранит



дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Аргаяшский районный суд

<адрес>, в составе :

Председательствующего М.М.Гиниятуллиной

При секретаре С.Ю. Блиновой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Управления Роспотребнадзора по <адрес> к МУ « «Управление <данные изъяты> ЖКХ» в защиту прав неопределённого круга лиц о признании действий противоправными, прекращении противоправных действий, обязании устранить допущенные нарушения

У С Т А Н О В И Л :

Управление Роспотребнадзора по <адрес> обратилось в суд с исками к муниципальному учреждению « Управление <данные изъяты> жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту МУ «Управление <данные изъяты> ЖКХ» о признании противоправными в отношении неопределённого круга лиц (потребителей) действия ответчика :

по нарушению прав на получение в наглядной и доступной форме информации о реализуемых коммунальных услугах потребителям, на получение коммунальных услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья.

Истец просил обязать ответчика :

впредь не осуществлять реализацию услуг с выявленными нарушениями, внести в типовой договор МУ «Управление <данные изъяты> ЖКХ» на оказание коммунальных услуг информацию для потребителя о государственной регистрации юридического лица, о режиме работы, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, указать номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб.

организовать лабораторный контроль за качеством питьевой воды, произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны скважины, в соответствии с требованиями Санитарных правил.

довести до сведения потребителей решение суда, в месячный срок с даты вступления в законную силу через средства массовой информации.

В обоснование заявленных требований Управление Роспотребсоюза указало, что в ходе проверок представители истца исследовали материалы, документы, провели обследования, проверили договора на оказание коммунальных услу<адрес> проведении проверки выявлены признаки несоответствия предоставляемой коммунальной услуги гражданам - потребителям требованиям законодательства о защите прав потребителей.

В ходе проверки установлены нарушения обязательных требований статьи 7 Закона «О защите прав потребителей» на право потребителя на безопасность предоставляемой услуги.

Установлено, что ответчиком не организован производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды подаваемой населению (потребителям) из обслуживаемого водопровода.

Не проводятся лабораторные исследования проб воды из водоисточника (скважины) и распределительной сети в рамках производственного контроля за качеством подаваемой населению (потребителям) воды.

Территория первого пояса зоны санитарной охраны скважины не огорожена.

В представленном типовом договоре на оказание коммунальных услуг МУ « Управление <данные изъяты> ЖКХ» отсутствуют обязательные данные, предусмотренные п.49 подпунктом «п» постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а именно, не указаны :

Сведения о государственной регистрации юридического лица;

Сведения о режиме работы;

Номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб;

Предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг.

Предоставление МУ «Управление <данные изъяты> ЖКХ» информации о коммунальной услуге, с указанием в договоре не полной информации следует расценивать как непредставление необходимой информации потребителям, предоставление информации в объёме меньшем, чем определено правовыми актами и нарушение прав потребителей на информацию о предоставляемых услугах.

Представитель истца Журавлёв В.Н. заявленные требования в суде поддержал.

Представитель ответчика Гурин С.Е. иски признал в части, пояснив, что лабораторные анализы питьевой воды не проводятся, договор на оказание коммунальных услуг типовой. Вся информация вывешивается на информационном стенде ЖКХ. Собственником скважины ответчик не является, собственник сельский Совет. ЖКХ скважину только обслуживает.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда. В соответствии с пунктами 1,4 Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»
(утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N322) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, а также по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с п. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.

Согласно ст. 8 указанного Закона потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

В соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» информация о товарах в обязательном порядке должна содержать :

Адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортёра;

Информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров.

В соответствии с подпунктом «п» ст. 49 постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» исполнитель обязан предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе:

наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов);

адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно- диспетчерской служб.

Материалами дела установлено, что в период с 10 мая по ДД.ММ.ГГГГ истцом проведена плановая выездная проверка, в период с 22 июня по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка выполнения ранее выданного предписания.

В ходе проверок выявлены нарушения обязательных требований ст. 7 Закона « О защите прав потребителей» на право потребителя на безопасность предоставляемой услуги.

В частности, выявлено, что МУ «Управление <данные изъяты> ЖКХ» не организован производственный лабораторный контроль за качеством питьевой воды подаваемой населению (потребителям) из обслуживаемого водопровода; не проводятся лабораторные исследования проб воды из водоисточника (скважины) и распределительной сети в рамках производственного контроля за качеством подаваемой населению (потребителям) воды; территория первого пояса зоны санитарной охраны скважины не огорожена.

В типовом договоре на оказание коммунальных услуг МУ «Управление <данные изъяты> ЖКХ» отсутствуют обязательные данные, предусмотренные п.49 подпунктом «п» постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ « О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», а именно, не указаны :

Сведения о государственной регистрации юридического лица;

Сведения о режиме работы;

Номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб;

Предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг.

Факт предоставления неполной информации о коммунальной услуге, подтверждается актами проверок от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21-24), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).

Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27) МУ « Управление <данные изъяты> ЖКХ» было дано время :

В срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать проведение лабораторных исследований проб воды из источников и распределительной сети по программе производственного контроля.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ оградить территорию первого пояса зон санитарной охраны водоисточников;

Привести договор на оказание жилищно-коммунальных услуг в соответствие с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

Однако, как отражено в акте от ДД.ММ.ГГГГ по проверке МУ «Управление <данные изъяты> ЖКХ», нарушения, выявленные при первой проверке, не устранены. Факт отсутствия лабораторных исследований ответчик не отрицает.

Ссылка ответчика на то, что МУ «Управление <данные изъяты> ЖКХ» не является собственником скважины, поэтому не обязано делать ограждения, судом не принята во внимание по следующим основаниям.

В Российской Федерации действует Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании его положений санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности ( ч.1 ст.2).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий при выполнении работ и оказания услуг ( ст.11).

В соответствии с ч.2 ст. 19 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.

Санитарными правилами и нормами СаН ПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 « Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утверждёнными Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, определены санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны ( ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

Указанным СаНПиН предусмотрено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников; основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены ( п.1.4).

ЗСО организуется в составе трёх поясов : первый пояс ( строго режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала; его назначение- защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; второй и третий пояса ( пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения ; санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой; в каждом из трёх поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды ( пункт 1.5).

Постановлениями главного государственного санитарного врача в Сосновском, Аргаяшском и <адрес>х Аншаковой Н.Р. от ДД.ММ.ГГГГ за аналогичные нарушения Гурин С.Е. привлечён к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ ( л.д.41), по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ ( л.д.42).

ДД.ММ.ГГГГ привлечён к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 39-40).

В силу того, что на момент проверки, указанные в актах нарушения имели место, суд полагает нужным признать действия МУ «Управление <данные изъяты> ЖКХ» по нарушению прав потребителей на получение информации в наглядной и доступной форме противоправными, обязать ответчика устранить выявленные нарушения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> удовлетворить.

Признать противоправными действия муниципального учреждения «Управление <данные изъяты> жилищно-коммунального хозяйства» по нарушению прав неопределённого круга потребителей на получение информации о реализуемых коммунальных услугах потребителям в наглядной и доступной форме.

Обязать муниципальное учреждение «Управление <данные изъяты> жилищно-коммунального хозяйства» внести в типовой договор МУ «Управление <данные изъяты> ЖКХ» информацию для потребителя:

о государственной регистрации юридического лица;

о режиме работы;

о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг;

указать номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно- диспетчерской служб.

Признать противоправными действия муниципального учреждения «Управление <данные изъяты> жилищно-коммунального хозяйства» по нарушению прав неопределённого круга потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья.

Обязать муниципальное учреждение «Управление <данные изъяты> жилищно-коммунального хозяйства» организовать лабораторный контроль за качеством питьевой воды, произвести ограждение территории первого пояса зоны санитарной охраны водоисточника (скважин) в соответствии с требованиями санитарных правил.

Обязать муниципальное учреждение «Управление <данные изъяты> жилищно-коммунального хозяйства» довести до сведения потребителей решение суда в месячный срок с даты вступления решения суда в законную силу через средства массовой информации.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца путём подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Судья М.М.Гиниятуллина