Дело № 598-10 -К О П И Я-
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАТА
Аргаяшский районный суд
Челябинской области, в составе:
Председательствующего М.М.Гиниятуллиной
При секретаре С.Ю. Блиновой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Губайдуллина З.Ф. к администрации * муниципального района, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о восстановлении в списке граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильём участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером *, обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилья
У С Т А Н О В И Л :
Губайдуллин З. Ф. обратился в суд с исками к администрации * муниципального района, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области о восстановлении в списке граждан - участников подпрограммы «Обеспечение жильём участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», нуждающихся в улучшении жилищных условий под номером *, обязании предоставить социальную выплату для приобретения жилья на семью из трёх человек с выдачей жилищного сертификата.
В обоснование заявленных требований указал, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДАТА г, имеет удостоверение. В период с ДАТА по ДАТА в составе в\ч НОМЕР принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 30 км.
ДАТА был включен в Список граждан-участников подпрограммы «Обеспечение жильём участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», нуждающихся в улучшении жилищных условий по * району.
По состоянию на ДАТА состоял в Списке под номером *.
ДАТА на его имя был выписан ордер, дающий право на занятие жилой площади из двух комнат по адресу : АДРЕС. На момент предоставления жилья секретарь главы района Д. Е.Е. пояснила, что жильё предоставлено временно до строительства нового дома.
В доме по АДРЕС проживает с семьёй до настоящего времени. Износ дома составляет 61%. Земельный участок под домом оформлен на бывшего хозяина В. Г.
В ДАТА из Списка граждан исключен. Как следует из ответа главы района, его семья обеспечена жильём и снята с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В программу переселения из ветхо-аварийного жилья их дом не подпадает.
Администрация района сама себе противоречит. Заключением № НОМЕР от ДАТА межведомственная комиссия признала жилой дом непригодным для проживания.
Получается, что его обеспечили непригодным для проживания жилым домом и на основании этого сняли с учёта. Если бы на момент выдачи ордера знал, что другое жильё ему не предоставят, от дома АДРЕС он бы отказался.
Действиями администрации Аргаяшского муниципального района нарушены его права как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В ходе судебных разбирательств Губайдуллин З.Ф. заявленные требований дополнил, просил обязать Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области предоставить социальную выплату для приобретения жилья с выдачей жилищного сертификата.
В суде Губайдуллин З.Ф. иски поддержал.
Представители администрации * муниципального района, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области в суд не явились, о дне слушания дела извещены, что подтверждается расписками в получении судебных повесток.
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, представило суду письменный отзыв (л.д. 36-37) о несогласии с доводами истца, сославшись на ответ администрации * муниципального района от ДАТА № НОМЕР о том, что Губайдуллин З.Ф. был снят с учёта нуждающихся в жилых помещениях в связи с предоставлением жилого дома, расположенного по адресу : АДРЕС. По заключению межведомственной комиссии администрации * муниципального района в ДАТА г указанный дом был признан ветхо-аварийным и непригодным для проживания в связи с чем Губайдуллин З.Ф. вновь был поставлен на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Право истца на обеспечение жильём как проживающего в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, должно быть реализовано во внеочередном порядке органом местного самоуправления по месту жительства путём предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке установленным жилищным законодательством.
Выслушав истца, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что требования Губайдуллина З.Ф. подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Губайдуллин З. Ф. имеет удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ДАТА ( л.д. 11).
Согласно справки, выданной отделом военного комиссариата Челябинской области по * району, ДАТА за № НОМЕР (л.д.12) следует, что Губайдуллин З. Ф. в период с ДАТА по ДАТА в составе в НОМЕР принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 30км. Доза облучения 7,913 рентген.
Гражданам, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом Российской Федерации « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется предоставление различных мер социальной поддержки, в том числе обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до ДАТА, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после ДАТА, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По состоянию на ДАТА, на ДАТА. Губайдуллин З.Ф. состоял в Списках граждан-участников подпрограммы «Обеспечение жильём участников ликвидации последствии радиационных аварий» по * району под № *.
Согласно Списков, на учёт Губайдуллин З.Ф. был поставлен ДАТА.
В материалах дела имеются письма за подписью исполняющего обязанности главы * муниципального района Е. С.И. ( л.д. 22), за подписью главы района № НОМЕР от ДАТА ( л.д. 16) о снятии Губайдуллина З.Ф. с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Суд запрашивал в администрации * муниципального района документы, в том числе : решение жилищной комиссии о снятии Губайдуллина З.Ф. с учёта ( исключении из списка), учётное дело истца, постановление № НОМЕР от ДАТА, решение жилищной комиссии № НОМЕР от ДАТА ( о восстановлении с списках) получен ответ (л.д. 35), что администрация не имеет возможности предоставить пакет документов по запросу от ДАТА в связи с их отсутствием.
Свидетель Д. Е.Е. суду пояснила, что Губайдуллин З.Ф. стоял в очереди в льготном списке на улучшение жилищных условий как ликвидатор Чернобыльской аварии. До ДАТА она была членом жилищной комиссии администрации * района. Пока работала, до ДАТА решения об исключении Губайдуллина З.Ф. из списка не было. Это Министерство сняло его с очереди.
Доводы Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, связанные с предоставлением истцу жилого дома по адресу : АДРЕС несостоятельны.
Материалами дела установлено, что ДАТА Губайдуллину З. Ф. на основании постановления № НОМЕР от ДАТА на семью из четырёх человек был выдан ордер на занятие жилого помещения, состоящего из двух комнат по адресу : АДРЕС.
В соответствии со ст. 40 ЖК РФ ( в старой редакции) жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно было быть благоустроенным применительно к условиям данного населённого пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Жилое помещение предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади ( статья 38), но не менее размера, устанавливаемого в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.
Жилая площадь дома АДРЕС кв.м. ( л.д. 25).
Ордер выдавался на семью из четырёх человек. Нормы жилой площади при предоставлении жилого помещения не соблюдены.
Из технического паспорта на дом видно (л.д. 47-52), что отопление в доме автономное. Водопровод, канализация, горячее водоснабжение, газоснабжение отсутствуют.
К условиям населённого пункта *, жилое помещение по адресу АДРЕС благоустроенным не является.
Свидетель Д. Е.Е. суду пояснила, что при распределении квартир в доме по АДРЕС в список лиц на получение жилья попал участник Великой Отечественной войны В. Г., проживающий в доме АДРЕС. Дом был сырой, холодный, в доме стояла вода. В. Г. предложили обмен, он согласился. После обмена дом перешёл в собственность администрации района, попал под распределение. Дом предоставлялся Губайдуллину З.Ф. для временного проживания.
Из администрации * муниципального района по запросу суда запрашивалось постановления № НОМЕР от ДАТА.
Из архивной справки № НОМЕР от ДАТА следует, что в архивном фонде по администрации * муниципального района в книге постановлений № НОМЕР в содержании значится постановление об утверждении протокола жилищной комиссии № НОМЕР от ДАТА, однако постановление № НОМЕР отсутствует, в дело не подшито.
Свидетель В. Р.Н. суду пояснила, что в доме № АДРЕС жили с * по *годы. В доме не было воды. Воду носили из колодца, отопление было печное. Дом был сырой, в подполе была вода. Жить в нём было невозможно, поэтому просили администрацию района предоставить им другое жильё.
Согласно заключения № НОМЕР от ДАТА межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы Аргаяшского муниципального района № НОМЕР от ДАТА жилой дом по адресу: АДРЕС не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригоден для проживания.
По данным областного государственного унитарного предприятия « Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области износ дома составляет 61 %.
Собственником земельного участка по указанному адресу до настоящего времени в соответствии с государственным актом, постановлением главы с. *№ НОМЕР от ДАТА является бывший владелец В. Г..
Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2009г № 17-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам-инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДАТА, так и после этой даты.
Губайдуллин З.Ф. был и остаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий как до ДАТА, так и после этой даты.
Оценив изложенные доказательства, суд пришёл к убеждению, что право Губайдуллина З.Ф. на улучшение жилищных условий, не реализовано.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Действиями ответчиков о снятии истца с учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключения из Списка, нарушаются права и охраняемые законом интересы Губайдуллина З.Ф. и его семьи.
Имея статус ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС, право на улучшение жилищных условий Губайдуллин З.Ф. не реализовал, другого жилья не имеет, что подтверждается сведениями полученными из Управления Федеральной регистрационной службы по Челябинской области ( л.д. 26).
По сведениям, полученным из комитета по управлению имуществом администрации * муниципального района, по состоянию на ДАТА право приватизации Губайдуллины не использовали.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г № 153 установлена форма государственной финансовой поддержки граждан определённых категорий - получение за счёт средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Губернатора Челябинской области от 12.08.2006г № 225 утверждён порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Челябинской области гражданам-участникам подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лицам, вставшим в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА. оформление государственных жилищных сертификатов осуществляет Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области.
Для оформления государственных жилищных сертификатов органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган учётные дела граждан-участников подпрограммы, включенных в список на получение государственных жилищных сертификатов в текущем году ( п.8 Порядка).
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г № 675 « О федеральной целевой программе « Жилище» на 2002-2010 годы» определён норматив общей площади жилого помещения для расчёта размера социальной выплаты для граждан – участников подпрограммы, не имеющих жилых помещений и нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания 18 кв.м. – на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более. В состав семьи Губайдуллина З.Ф. входит жена, сын *г рождения, что подтверждается объяснениями истца, выпиской из домовой книги (л.д.24)
Следовательно, для расчёта размера субсидии для семьи Губайдуллиных необходимо исходить из площади 54,0 кв. м ( 18 кв. м. х 3).
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд полагает нужным восстановить Губайдуллина З.Ф. в списке граждан-участников подпрограммы «обеспечение жильём участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», нуждающихся в улучшении жилищных условий по * району под номером * обязать Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области предоставить Губайдуллину З.Ф. на семью состоящую из трёх человек субсидии на приобретение жилья общей площадью 54 кв.м. с выдачей жилищного сертификата.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, ст. ст. 254, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Губайдуллина З.Ф. удовлетворить.
Восстановить Губайдуллина З. Ф. в Списке граждан - участников подпрограммы « Обеспечение жильём участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», нуждающихся в улучшении жилищных условий по * муниципальному району под номером *.
Обязать Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области предоставить Губайдуллину З. Ф. из средств федерального бюджета на семью из трёх человек субсидию на приобретение жилья общей площадью 54,0 кв.м., с выдачей жилищного сертификата.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через * районный суд.
Судья М.М.Гиниятуллина
Секретарь
Решение вступило в законную силу.
Согласовано. Судия Гиниятуллина М.М.