о восстановлении правового положения земельного участка, существовавшего до нарушения права, пресечении действий главы Аргаяшского муниципального района, нарушающих экологические права и интересы и т.д.



Дело № 1228-10РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

Аргаяшский районный суд

Челябинской области, в составе :

Председательствующего М.М.Гиниятуллиной

С участием прокурора Дримановой Н.Н.

При секретаре С.Ю. Блиновой

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, заявленному Челябинским природоохранным прокурором в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации Аргаяшского муниципального района о восстановлении правового положения земельного участка, пресечении действий главы района, нарушающих экологические права и интересы; обязании главы района и органов местного самоуправления не выдавать разрешения на строительство объектов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л :

Челябинский природоохранный прокурор <адрес> обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и прав неопределённого круга лиц к администрации Аргаяшского муниципального района с исками о восстановлении правового положения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 19 800 кв.м., расположенного в 1800 метрах по направлению на запад от ориентира северо-западная часть села <данные изъяты>, за пределами участка с ориентиром : Россия, <адрес>, ЗАО «<данные изъяты>» - вид использования изменён с « сельскохозяйственного назначения» на вид использования « для дачного строительства и ведения дачного хозяйства», существовавшего до нарушения права, пресечении действий главы Аргаяшского муниципального района, нарушающих экологические права и интересы, обязании главы Аргаяшского муниципального района и органов местного самоуправления <адрес> не выдавать разрешения на строительство объектов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований указал, что решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране памятников природы в области» озеро Увильды отнесено к Памятникам природы областного значения.

Постановлением Законодательного собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены границы Памятника природы озера Увильды и его охранной зоны.

На территории охранной зоны Памятника природы запрещается отвод земельных участков и размещение новых дачных и садоводческих некоммерческих товариществ и других объектов.

Постановлением главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ « Об изменении вида разрешённого использования земельного участка» изменён вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 19 800 кв.м. местоположение в 1800 метрах по направлению на запад от ориентира северо-западная часть села <данные изъяты> за пределами участка с ориентиром : Россия, <адрес>, ЗАО «<данные изъяты>», - вид использования изменён с « сельскохозяйственного назначения на вид использования « для дачного строительства и ведения дачного хозяйства».

В соответствии с заключениями, представленными Министерством по радиационной и экологической безопасности <адрес>, Управлением Росреестра по <адрес>, в соответствии с данными кадастрового паспорта объекта недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 19800 кв.м., местоположение : в 1800 метрах по направлению на запад от ориентира северо-западная часть села <данные изъяты>, находится в охранной зоне памятника природы <адрес> озера Увильды, в связи, с чем на указанном земельном участке не может осуществляться отвод земельных участков и размещение новых дачных и садоводческих некоммерческих товариществ и других объектов.

Изменение вида разрешённого использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <данные изъяты> с «сельскохозяйственного назначения» на вид использования «для дачного строительства и ведения дачного хозяйства» противоречит Конституции Российской Федерации, экологическим требованиям особого режима использования земель особо охраняемых природных территорий и охранных зон, влечёт осуществление хозяйственной деятельности, не совместимой с режимом использования особо охраняемых природных территорий. Нарушает права гражданина на использование в рекреационных целях данного участка.

В суде представитель Министерства радиационной и экологической безопасности <адрес>, заявленные требования поддержал.

Представитель администрации Аргаяшского муниципального района, Борисов Е.В. в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Интересы Борисова Е.В. представляли Зюзин Д.Ю. и Банных С.А.

Банных С.А., не соглашаясь с заявленным и требованиями, пояснил, что ст. 12 ГК РФ не предусматривает такой способ защиты, как наложение запрета выдавать разрешения на строительство объектов. Полагает, что требования сформулированы юридически не корректно. В случае вынесения положительного решения законодательство может измениться. Земельный участок был предоставлен Борисову Е.В. до вынесения главой района оспариваемого постановления. Борисов Е.В. занимает маленькую часть территории, относящейся к Памятнику Природы.

Зюзин Д.Ю. доводы Банных С.А. поддержал.

Выслушав представителя истца, представителей третьего лица, мнение прокурора, полагавшего нужным иски удовлетворить, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.2 ст.15, ст. 130 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ч.1 ст.51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. ст. 3,21, 40,52,58 ФЗ « Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов:

приоритета сохранения естественных экологических систем; соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованного сочетания экологических, экономических, социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

В соответствии со ст.ст.1,42 ЗК РФ одним из основных принципов является приоритет сохранения особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, в соответствии с которым изменение целевого назначения земель особо охраняемых природных территорий и объектов, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны : использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; обеспечивать режим зон с особыми условиями использования, в том числе водоохранных зон; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии со статьями 26 и 27 ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории занятые ими, особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Озеро Увильды отнесено к памятникам природы областного значения решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об охране памятников природы и области».

Постановлением Законодательного собрания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены границы Памятника природы <адрес> озера Увильды и его охранной зоны.

Постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении положения о Памятнике природы <адрес> озере Увильды» в целях защиты памятника природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к нему участках создана охранная зона, в границах которой запрещается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред Памятнику природы, окружающей природной среде или ухудшающая их состояние.

Материалами дела установлено, что постановлением главы Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ был изменён вид разрешённого использования земельного участка, кадастровый номер <данные изъяты>, площадью 19800 кв.м.( земли сельскохозяйственного назначения), местонахождение : участок находится примерно в 1800 м. по направлению на запад от ориентира северо-западная часть <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира : Россия, <адрес>, ЗАО « <данные изъяты>» с « для сельскохозяйственного производства» на « для дачного строительства и ведения дачного хозяйства».

Постановлением главы администрации Аргаяшского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ постановление № от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

Следовательно, правовое положение указанного земельного участка восстановлено.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Истец просит пресечь действия главы Аргаяшского муниципального района <адрес>, нарушающие экологические права и интересы.

Какие действия главы Аргаяшского муниципального района, необходимо пресечь и каким из способов защиты, предусмотренными ст. 12 ГК РФ, в исковом заявлении не указано.

Статья 258 ГПК РФ не предусматривает возложение на должностное лицо, орган местного самоуправления обязанность исполнения действий на будущее.

Поэтому суд не вправе обязать главу Аргаяшского муниципального района и органы местного самоуправления <адрес> не выдавать разрешения на строительство объектов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Требования Министерства радиационной и экологической безопасности <адрес> оставить без удовлетворения.

Отказать Министерству радиационной и экологической безопасности <адрес> в исках к администрации Аргаяшского муниципального района о восстановлении правового положения земельного участка, существовавшего до нарушения права, пресечении действий главы Аргаяшского муниципального района <адрес>, нарушающих экологические права и интересы, обязании главы Аргаяшского муниципального района <адрес> и органов местного самоуправления <адрес> не выдавать разрешения на строительство объектов на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Аргаяшский районный суд.

Судья М.М.Гиниятуллина