Никитин Е.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Главы администрации



Дело № 2-185/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Аргаяшский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Терещенко О.Н.,

при секретаре Ческидовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Никитина Е.Н. о признании незаконным отказа Г муниципального района, обязании Г муниципального района принять решение в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ в изменении разрешенного вида использования земельных участков из вида – для сельскохозяйственного использования на вид – ведение дачного хозяйства,

У С Т А Н О В И Л:

Никитин Е.О. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Г муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности удовлетворения заявления от ДД.ММ.ГГГГв изменении разрешенного вида использования земельных участков на « для дачного строительства и дачного хозяйства», просил обязать Г муниципального района принять решение в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ в изменении разрешенного вида использования земельных участков из вида – для сельскохозяйственного использования на вид – ведение дачного хозяйства, принадлежащего ему на праве собственности по адресу: <адрес>

В обоснование указывает на то, что с целью ведения на вышеуказанном участке дачного хозяйства и необходимостью внесения соответствующих изменений в кадастровый паспорт земельного участка и в свидетельство на право собственности, он (заявитель) обратился к Г <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования сельскохозяйственного использования на – ведение дачного хозяйства и издания Г администрации соответствующих постановлений, необходимых для внесения изменений в правоустанавливающие документы.

Г <адрес> Г ответил, что возражает изменить вид пользования земельным участком, так как согласно утвержденной схемы данный земельный участок не включен под испрашиваемый вид использования.

Считает, что, не издавая постановления об изменении видов разрешенного использования, Г ограничивает его права на пользование, владение и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Указывает на то, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур.

Заявитель Никитин Е.О. о дне слушания дела извещен, не явился.

Представитель заявителя Гуськов И.В. поддержал требования, изложенные в заявлении, пояснил, что к заявлению, поданному ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> об изменении видов разрешенного использования земельного участка заявителем были приложены все необходимые документы, земельный участок находится за пределами границ населенного пункта.

Г муниципального района извещена, представитель не явился. Г муниципального района извещен, не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. В своем письменном отзыве на заявление указали. Что данный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно ч.7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. В настоящее время таких законов не принято.

Согласно утвержденной схемы территориального планирования Г муниципального района данный земельный участок не включен под вид использования – « для дачного строительства и ведения дачного хозяйства».

Чтобы решить вопрос об изменении вида разрешенного использования на ведение дачного хозяйства, необходимо провести зонирование территории, в <адрес> зонирование под размещение садоводческих и дачных хозяйств не проведено.

Заслушав пояснения представителя заявителя, исследовав все представленные доказательства, суд полагает заявление Никитина Е.О. подлежащим частичному удовлетворению о признании незаконным отказа Г муниципального района заявителю в части решения вопроса об изменении разрешенного вида использования земельного участка - для сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства.

Установлено, что Никитину Е.О. принадлежат на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>

В свидетельстве о государственной регистрации права собственности на земельный участок серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что вышеуказанный земельный участок категории земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного использования.

ДД.ММ.ГГГГ Никитин обратился с заявлением к Г муниципального района об изменении вида разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства принадлежащего ему земельного участка сельскохозяйственного назначения путем издания соответствующего постановления.

ДД.ММ.ГГГГ заявителю был направлен ответ первого Г <адрес> Г № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Г муниципального района возражает изменить вид пользования земельным участком, так как согласно утвержденной схемы территориального планирования Г муниципального района данный земельный участок не включен под вид использования – « для дачного строительства и ведения дачного хозяйства».

Данный ответ не основан на законе.

Однако суд не принимает доводы представителя заявителя о том, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур и потому не требуется проведения предварительных слушаний.

В соответствии с п.1 ст.78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в п.1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Поскольку срок действия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗО «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или изменении видов разрешенного использования земельных участков» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), истек ДД.ММ.ГГГГ,на момент обращения заявителя в администрацию, то следует руководствоваться положениями ст.4.1 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

В соответствии с п.4 ст.4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее Закон № 191-ФЗ) … физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц.

Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Частью 5 ст.4.1 Закона № 191-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:

1) подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении;

2) проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования.

При этом решение о проведении публичных слушаний принимается в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления, указанного в части 4 настоящей статьи, в орган местного самоуправления.

В силу положений ст.28 Федерального закона № 131-ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, Г муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

В соответствии со ст.9 Устава Г муниципального района для обсуждения проектов нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района Собранием депутатов муниципального района, Г муниципального района могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Собрания депутатов муниципального района или Г муниципального района.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания депутатов муниципального района, назначаются Собранием депутатов муниципального района, а по инициативе Г муниципального района – Г муниципального района. (п.3 ст.9 Устава)

Согласно п.5 ст.9 Устава порядок проведения публичных слушаний устанавливается Собранием депутатов муниципального района.

Решением Собрания депутатов Г муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение «О порядке организации проведения публичных (общественных) слушаний в Г муниципальном районе».

В соответствии с п.п. 14 ст.4 Положения публичные слушания по вопросам правил землепользования и застройки инициируются и назначаются Г <адрес> порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ.

Срок проведения публичных слушаний с момента публикации муниципального правового акта Г <адрес> о назначении слушаний и до дня опубликования итогового документа о результатах общественных слушаний не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Согласно п.п.15 ст. 4 Положения публичные слушания по иным вопросам, инициируются и проводятся Г <адрес>, если вопросом публичных слушаний является проект нормативного правового акта, принимаемого Г <адрес>.

Сроки назначения данных слушаний определяются требованиями настоящего Положения, Градостроительным кодексом, в соответствии с регламентом и планом работы Собрания депутатов.

Законом не установлено никаких ограничений для обращения с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, кроме требований к представлению документов, перечень которых определен исключительным образом и расширительному толкованию не подлежит.

Необходимые документы Никитиным были приложены к заявлению об изменении вида разрешенного использования земельного участка, само ходатайство мотивировано.

Суд полагает, что обращение заявителя по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка, имеющего вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на разрешенное использование «для дачного хозяйства» должно быть рассмотрено Г муниципального района в сроки и в порядке, установленном положениями ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Положения «О порядке организации и проведении публичных слушаний на территории Г муниципального района», утвержденного Решением Собрания депутатов Г муниципального района от 26.04 2006г. №.

Фактически, Г муниципального района, направляя заявителю письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с возражениями против сменить разрешенный вид использования земельного участка, уклонилась от рассмотрения заявления Никитина Е.О., ссылаясь на неутвержденную схему территориального планирования Г муниципального района. Утверждение схемы в установленном законом порядке в судебном заседании не подтвердилось.

Письмо Г <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,за подписью первого заместите законом порядке в судебном заседании не подтивердилось. нарушает права заявителя, поскольку не разрешает по существу его обращение, поданное в орган местного самоуправления об изменении вида разрешенного использования земельных участков - для сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, формальный отказ в удовлетворении требований заявителя, является бездействием Г муниципального района, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления Никитина по существу следует признать незаконным и обязать Г муниципального района рассмотреть заявление Никитина от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельных участков - для сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства соответствии с положениями ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Положения «О порядке организации и проведении публичных (общественных) слушаний в Г муниципальном районе, утвержденного Решением Собрания депутатов Г муниципального района от 26.04. 2006г. №.

В то же время, в удовлетворении остальной части требований об обязании Г муниципального района издать постановление об изменении видов разрешенного использования земельных участков из вида – для сельскохозяйственного использования на вид – ведение дачного хозяйства следует отказать, поскольку не соблюден установленный законом порядок рассмотрения заявления об изменении вида разрешенного использования земельных участков - для сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства, что должно соответствовать закрепленному в ст. 10 Конституции РФ принципу разделения властей и их самостоятельности, поскольку данный вопрос находится в компетенции органа местного самоуправления, который заявление Никитина в установленном законом порядке не рассмотрел.

Руководствуясь ст.ст. 193-198, 247, 254-257 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ Г муниципального района о невозможности сменить разрешенный вид использования земельного участка- для сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства по заявлению Никитина Е.О. от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Г муниципального района рассмотреть заявление Никитина Е.О. от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельных участков - для сельскохозяйственного назначения на вид разрешенного использования – для ведения дачного хозяйства соответствии с положениями ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Положения «О порядке организации и проведении публичных (общественных) слушаний на территории Г муниципального района», утвержденного Решением Собрания депутатов Г муниципального района от 26.04. 2006 г. №.

В удовлетворении остальной части требований об обязании Г Г муниципального района издать постановление об изменении видов разрешенного использования земельных участков из вида – для сельскохозяйственного использования на вид – ведение дачного хозяйства - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Аргаяшский районный суд в течение 10 дней, с момента его оглашения.

Председательствующий: