Дело 2-398-2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Аргаяшский районный суд <адрес> в составе
председательствующей судьи Кулматовой Э.Ф.,
при секретаре Зиминой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим решения Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением с учетом уточнения требований о признании недействующим решения Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №.В обоснование заявления указал,что оспариваемым решением внесены изменения в решение Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положений «Об оплате труда главы <адрес> муниципального района, председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района», в решение Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате труда муниципальных служащих <адрес> муниципального района».Оспариваемое решение является нормативным правовым актом, подлежит признанию недействующим, так как не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права и законные интересы граждан.В нарушение требований ст. 129 ТК РФ, ст. 86 Бюджетного Кодекса РФ, ст. 2 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» размеры должностных окладов представительным органом конкретным образом не определены, созданы условия, при которых глава района может определять различный размер должностных окладов муниципальных служащих, занимающих одну должность, что приводит к расширению его полномочий, что является в соответствии с ч.2 ст.1 федерального закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ коррупциогенным фактором. Указание оснований изменения должностного оклада муниципального служащего в одностороннем порядке противоречит общим целям и принципам трудового законодательства, что также создает условия, в которых расширяются полномочия главы района как работодателя, что является в соответствии с ч.2 ст.1 федерального закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ коррупциогенным фактором.(л.д.4-7,38)
В судебном заседании помощник прокурора Изюмова Е.С. на заявлении настаивала.
Представитель Собрания депутатов <адрес> муниципального района Савинов Н.П. заявление прокурора не признал. Пояснил, что оспариваемое решение не является нормативным актом, так как распространяет свое действие на определенный круг лиц муниципальных служащих и выборных должностных лиц <адрес> муниципального района, действующих на постоянной основе, численность которых, рассчитанная в соответствии с принятой методикой составляет по району 61 должность. Нарушений прав и законных интересов граждан не происходит. Основания изменения должностных окладов муниципального служащего в соответствии с абзацем 5 пункта 1.1 решения Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № не применяются в одностороннем порядке, так как по каждому из указанных в решении случаев изменения, порядок их вступления в силу определяется отдельными нормативными правовыми актами.Законных оснований для отмены решения нет.(л.д. 46)
Выслушав объяснения помощника прокурора Изюмовой Е.С., Савинова Н.П., исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 Гражданского Кодекса РФ не нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Собранием депутатов <адрес> муниципального района было принято решение № ««Об утверждении положений «Об оплате труда Главы <адрес> муниципального района, председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района», «Об оплате труда муниципальных служащих <адрес> муниципального района».Указанным решением утверждены Положение «Об оплате труда Главы <адрес> муниципального района, председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района», Положение «Об оплате труда муниципальных служащих <адрес> муниципального района»(приложение №)(л.д.53-59).
Согласно п.2 Приложения № размеры должностных окладов муниципальным служащим устанавливаются согласно приложения к настоящему положению. Приложением № установлены предельные размеры должностных окладов муниципальных служащих(л.д. 59).
В указанное решение были внесены изменения ДД.ММ.ГГГГ№(л.д. 60), ДД.ММ.ГГГГ №(л.д. 61),24 ноября 2010 года №(л.д. 69-74).
Решением Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положений «Об оплате труда Главы <адрес> муниципального района, председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района», «Об оплате труда муниципальных служащих <адрес> муниципального района» внесены изменения в решение Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, пункт 2 приложения № к решению дополнен абзацами следующего содержания: «Размеры должностных окладов муниципальных служащих определяются и устанавливаются локальными нормативными актами непосредственного работодателя в пределах минимальных и предельных значений согласно приложения № к настоящему положению».Установлено, что «оклады могут изменяться: при изменений существенных условий труда, по итогам аттестации, при повышении квалификации или образовательного уровня, в случае централизованного изменения должностных окладов муниципальных служащих»(л.д.92-96).
Решение опубликовано в <адрес> вестнике(информационном вестнике администрации и Собрания депутатов <адрес> муниципального района) выпуск № от ДД.ММ.ГГГГ(л.д.33)
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Указанное решение является нормативным правовым актом, так как отвечает признакам, установленным в п.9 указанного постановления, оно рассчитано на неопределенный круг лиц, на неоднократное применение.
Согласно ч.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Оспариваемое решение подлежит признанию недействующим, так как не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права и законные интересы граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 2 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы(далее должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 22 федерального закона «О муниципальной службе в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих.Размер должностного оклада и иных выплат устанавливается муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством РФ и законодательства субъектов РФ.
Данная норма согласуется с положением ч.2 ст.53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления» N131-Ф3, в соответствии с которым органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 129 Трудового Кодекса РФ оклад(должностной оклад)-фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых( должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных стимулирующих и социальных выплат.
Согласно части 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных требований закона размеры должностных окладов первого заместителя руководителя исполнительного органа местного самоуправления, органа местной администрации с правом юридического лица, заместителя руководителя исполнительного органа местного самоуправления, органа местной администрации с правом юридического лица, начальника управления администрации без права юридического лица, председателя комитета администрации без права юридического лица, начальника управления в органе местной администрации с правом юридического лица, начальника отдела органа местного самоуправления, начальника отдела в органе местной администрации с правом юридического лица, заместителя начальника управления администрации без права юридического лица, заместителя председателя комитета администрации без права юридического лица, заместителя начальника управления в органе местной администрации с правом юридического лица, заместителя начальника отдела органа местного самоуправления в органе местной администрации с правом юридического лица, начальника отдела в составе управления, комитета, администрации, заместителя начальника отдела в составе управления, комитета, администрации, ведущего специалиста, специалиста первой категории, специалиста 2 категории представительным органом местного самоуправления конкретным образом не определены.
В соответствии со ст. 57 Трудового Кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда( в том числе размер тарифной ставки или оклада(должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Таким образом созданы условия, при которых в противоречие с нормами вышеуказанных законов, расширены полномочия главы, глава района может определять различный характер должностных окладов муниципальных служащих, занимающих одну должность, указание оснований изменения должностного оклада муниципального служащего в одностороннем порядке противоречит общим целям и принципам трудового законодательства, что приводит к расширению дискреционных полномочий главы района что является в соответствии ч.2 ст.1 федерального закона № ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенным фактором.
Согласно ч.2 ст. 1 федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Из анализа собранных доказательств,суд полагает необходимым заявление прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать недействующим решение Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положений «Об оплате труда Главы <адрес> муниципального района, председателя Собрания депутатов <адрес> муниципального района», «Об оплате труда муниципальных служащих <адрес> муниципального района» со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.
Судья: