Дело № 2-505-2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Аргаяшский районный суд <адрес>, в составе председательствующей судьи Терещенко О.Н., при секретаре Ческидовой Е.С.,с участием помощника прокурора <адрес> Изюмовой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, в части не установления дорожных знаков, обязании администраций сельских поселений установить дорожные знаки, УСТАНОВИЛ: И.о. прокурора <адрес> Ветошкин Е.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с требованиями о признании бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения <адрес>, в части не установления дорожных знаков, обязании администраций сельских поселений установить дорожные знаки. В обоснование требований указал, что прокуратурой <адрес> при осуществлении надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о дорожной деятельности выявлены нарушения, в части: - бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> <адрес> по оборудованию дорожными знаками 1.23 «Дети», 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход» на автомобильных дорог, находящихся в непосредственной близости от МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа, МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа, МДОУ детский сад №21 д. <адрес>, МДОУ детский сад №19 <адрес>; - бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> по оборудованию дорожными знаками 1.23 «Дети», 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход» на автомобильных дорогах, находящихся в непосредственной близости от МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа, МДОУ детский сад №17 <адрес>; - бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> <адрес> по оборудованию дорожными знаками 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход» на автомобильных дорогах, находящихся в непосредственной близости от МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа, МОУ <данные изъяты> школа- сад. Ежедневно учащиеся указанных образовательных учреждений пересекают автодороги, однако последние в пределах территории образовательных учреждений не оборудованы дорожными знаками 1.23 «Дети», 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», в связи с чем существует опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, в которых могут пострадать несовершеннолетние. В судебном заседании помощник прокурора Изюмова Е.С. требования поддержала в полном объеме, просила установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Заинтересованные лица представитель <данные изъяты> сельского поселения требования признал частично, указав, что не хватает средств. Заинтересованное лицо глава <данные изъяты> сельского поселения Харапаев И.Н. требования не признал, пояснил, что дорожные знаки у него есть 1.23 на указанных участках дорог, нет «зебры» дорожной разметки, так как дорога проселочная, но данный вопрос решен договор на обслуживание дороги он подписал, из района выделено № рублей и № рублей выделено из бюджета поселения, в июле ДД.ММ.ГГГГ года ожидается перечисление денежных средств и дорожные знаки будут доустановлены в полном объеме. Заинтересованные лица представитель МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа Мосткова Г.Г. и представитель МОУ <данные изъяты> школа –сад Савченко Н.И. требования прокурора не признали пояснили, что дорожные знаки 1.23 вблизи образовательных учреждений есть, но не нанесена дорожная разметка «Пешеходный переход», так как возле школы дорога проселочная, школа находится далеко от дороги, деньги из местного бюджета на 2011 год для этих целей выделены, бездействия главы нет. Представители <данные изъяты> сельского поселения, МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа, МДОУ Детский сад №17 <адрес> глава <данные изъяты> администрации, представители МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа <адрес>, МОУ «<данные изъяты> средняя образовательная школа <адрес>, МДОУ детский сад №21 <адрес>, МДОУ «Детский сад № 19 <адрес>, представитель ГИБДД в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Глава <данные изъяты> поселения Валиахметов С.С. просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с производственной занятостью, требования прокурора признал. Суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся заинтересованных лиц. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора подлежат частичному удовлетворению, бездействия главы <данные изъяты> сельского поселения не усматривается. В соответствии с ч.1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. В соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 6,10 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения. В соответствии с ч.8 ст.6 указанного Федерального закона, к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. В соответствии с ч.1 ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Пунктом 13 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 114 "О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" еще в 2003 году рекомендовано главам муниципальных образований <адрес> обеспечить обустройство улично-дорожной сети дорожной разметкой, в первую очередь пешеходных переходов, дорожными знаками, наружным освещением и искусственными неровностями у школ и других учебных учреждений, однако по настоящее время администрацией поселения требования закона не выполнено. В соответствии с требованиями Правил безопасности дорожного движения, а также ФИО10 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", возле школы не установлен дорожный знак 1.23 "Дети". В соответствии п. ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" знак 1.23 "Дети" устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. В соответствии с постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О национальных стандартах РФ" со дня вступления в силу Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "О техническом регулировании" государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до ДД.ММ.ГГГГ, признаны национальными стандартами. Указанным постановлением установлено, что впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан. Факт бездействия главы <данные изъяты> и <данные изъяты> сельских поселений, а также факт частичного установления дорожных знаков главой <данные изъяты> сельского поселения, подтверждается письмом начальника ОГИБДД ОВД по <адрес> ФИО8 на имя и.о. прокурора <адрес> Е.А.Ветошкина № от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что отделением ГИБДД ОВД по <адрес> проведена комплексная проверка о наличии дорожных знаков 1.23 «Дети» и 5.19.1 – 5.19.2 «Пешеходный переход вблизи образовательных учреждений <данные изъяты> муниципального района, в ходе которой установлено, что в <данные изъяты> СОШ, <данные изъяты> СОШ, <данные изъяты> ДОУ № и <данные изъяты> ДОУ №, дорожные знаки 1.23 и 5.9.1-5.9.2 отсутствуют, Дорожные знаки 1.23 имеются в <данные изъяты> СОШ, но дорожные знаки 5.19.1-5.19.2 отсутствуют. Согласно под.1,2,3,5 ч.1 ст.8 Устава <данные изъяты> сельского поселения, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве юстиции РФ, к вопросам местного значения <данные изъяты> сельского поселения относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета <данные изъяты> сельского поселения и контроль за исполнением данного бюджета; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов <данные изъяты> сельского поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности <данные изъяты> сельского поселения; содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах <данные изъяты> сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения. Согласно муниципального контракта на 2011 год, заключенного между администрацией <данные изъяты> сельского поселения (заказчик), МУ «ОКС <данные изъяты> городского округа» (Заказчик-застройщик), ФГУП «Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие МВД РФ», филиал «ГОССМЭП МВД России по <адрес> (Подрядчик) заключил контракт, который определяет порядок взаимодействия муниципального заказчика заказчика-застройщика и подрядчика по выполнению, приемке и оплате работ по внедрению и содержанию технических средств организации и регулирования дорожного движения в населенных пунктах <данные изъяты> сельского поселения за счет средств, предусмотренных распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О распределении средств» в сумме 27000 рублей. Объем работ определен планом производства работ по внедрению и содержанию технических средств организации и регулирования дорожного движения в населенных пунктах <данные изъяты> поселения на 2011 год. Данным приложением к контракту, подтверждается объем намеченных работ по внедрению и содержанию технических средств, организации и регулированию дорожного движения по <данные изъяты> поселению на 2011 год, согласно которого из областного бюджета выделено №, из местного бюджета № рублей, затраты на замену знаков определено № рублей, на замену УЗДП 1 гр № рубля. Согласно уведомления об изменении бюджетных назначений № от ДД.ММ.ГГГГ на 2011 г. по УФК <адрес> администрация <данные изъяты> сельского поселения» подтверждается факт выделения субсидии местному бюджету на обеспечение выполнения работ по внедрению и содержанию технических средств, организации и регулированию дорожного движения в муниципальных образованиях, в сумме № рублей. Указанные документы подписаны сторонами, заказ на перечисление денежных средств <данные изъяты> сельскому поселению на обслуживание дорог находится в стадии исполнения. Суд находит, что бездействие главы администрации <данные изъяты> сельского поселения в судебном заседании не доказано, кроме того, опровергается анализом вышеперечисленных документов, представленных главой <данные изъяты> сельского поселения Харапаевым И.Н., справкой ГИБДД о частичном отсутствии дорожных знаков 5.19.1-5.19.2, на установление которых заложены денежные средства на 2011 год, заключен контракт на выполнение работ и суд не находит оснований для обязания главы <данные изъяты> поселения в принудительном порядке устанавливать эти знаки, поскольку, меры главой поселения к исполнению законности в части безопасности дорожного движения на участках образовательных учреждений приняты в полном объеме, исходя из возможностей, учитывая, что поселение является дотационным. Неисполнение органом местного самоуправления <данные изъяты> и <данные изъяты> поселением требований в области безопасности дорожного движения создает угрозу безопасности детей, суд находит необходимым обязать глав поселений <данные изъяты>, <данные изъяты> устранить допущенные нарушения, путем установления соответствующих знаков дорожного движения вблизи общеобразовательных и дошкольных учреждений в поселении. Суд находит срок до ДД.ММ.ГГГГ для устранения нарушений разумным, то есть до нового учебного года. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета госпошлина в сумме по № рублей с каждого, с <данные изъяты> сельских поселений. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения, <данные изъяты> сельского поселения в части не установления дорожных знаков 1.23. «Дети», 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», предусмотренные Правилами дорожного движения, Обязать главу <данные изъяты> сельского поселения <адрес> установить дорожные знаки 1.23. «дети», 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», предусмотренные Правилами дорожного движения, перед участками дорог, администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> <адрес> на автомобильных дорогах, находящихся в непосредственной близости от МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа, МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа, МДОУ детский сад №21 д. <адрес>, МДОУ детский сад №19 <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать главу <данные изъяты> сельского поселения <адрес> установить дорожные знаки 1.23. «Дети», 5.19.1-5.19.2 «Пешеходный переход», предусмотренные Правилами дорожного движения, перед участками дорог, находящихся в непосредственной близости от МОУ <данные изъяты> средняя образовательная школа, МДОУ детский сад №17 <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части, в удовлетворении требований и.о. прокурора <адрес> Ветошкина Е.А. о признании бездействия администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> <адрес>, в части не установления дорожных знаков, обязании администрации <данные изъяты> сельского поселения установить дорожные знаки, отказать. Взыскать с администрации <данные изъяты> сельского поселения и администрации <данные изъяты> сельского поселения в доход местного бюджета госпошлину в сумме по №, с каждой. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения решения. Судья: