Дело 2-517-2011 год -К О П И Я- РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации *** года Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе председательствующей судьи Гиниятуллиной М.М. с участием прокурора Изюмовой Е.С. при секретаре О.Г. Кунакбаевой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аргаяшского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации К. сельского поселения Аргаяшского муниципального района по не обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, обязании обеспечить соблюдение требований законодательства о пожарной безопасности УСТАНОВИЛ: Прокурор Аргаяшского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации К. сельского поселения Аргаяшского муниципального района, выразившегося в не обеспечении соблюдения требований пожарной безопасности на территории К. сельского поселения, угрозе пожара и его опасных последствий для граждан. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Аргаяшского района при осуществлении надзора за исполнением законодательства РФ по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации проведена проверка в К. сельском поселении. В ходе проведенной инспектором ОГПН Аргаяшского района в ***г проверки на территории К. сельского поселения выявлены нарушения требований пожарной безопасности, предоставлен срок исполнения до ***г. В указанный срок по устранению нарушений пожарной безопасности выполнено 7 мероприятий. В настоящее время на территории К. сельского поселения имеют место следующие нарушения пожарной безопасности : не выделены денежные и материальные средства на обеспечение первичных мер пожарной безопасности: на приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, оборудования, систем связи и оповещения, не создан резерв инженерной техники, передвижных ёмкостей для подвоза воды, оборудований, противопожарного снаряжения и инвентаря, горюче-смазочных материалов; не составлены планы и программы развития территории, обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; не составлены целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; на территории сельского поселения не организованы пожарно-технические комиссии; у водоёмов п. У., п. С., д. С., п. П., д. Б., д. М., а также по направлению движения к ним не установлены указатели расстояния до них; указанные населённые пункты не обеспечены водоснабжением для наружного пожаротушения; к ним не установлены подъезды с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; населённые пункты п. У., п. С., д. С., п. П., д. Б., д. М. не обеспечены средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара; не обеспечены пожарными мотопомпами; в указанных населённых пунктах не проводится обучение населения мерам пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; не обеспечено своевременное выполнение противопожарных мероприятий, предложенных предписаниям государственного пожарного надзора. Бездействие администрации К. сельского поселения нарушает права граждан на безопасное пребывание граждан на территории поселения. Прокурор Изюмова Е.С. заявление в суде поддержала. Выслушав объяснения прокурора Изюмовой Е.С., главы К. сельского поселения Х.И.Н., исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению в части. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путём признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В ходе судебного разбирательства установлено, что актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица № 54 от 29 марта 2011г (л.д.12-24) по Кузнецкому сельскому поселению выявлены 68 нарушений требований пожарной безопасности, вынесено предписание, по которому установлен срок исполнения до 01.05.2011г. В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Согласно ч.2 и 3 ст. 37 ФЗ № 69 « О пожарной безопасности» от 21.12.1991г. руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. В настоящее время администрацией Кузнецкого сельского поселения допущены следующие нарушения пожарной безопасности : не составлены планы и программы развития территории Кузнецкого сельского поселения, обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; не составлены целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; у водоёмов п. У., п. С., д. С., п. П.к, д. Б., д. М., а также по направлению движения к ним не установлены указатели расстояния до них; к источникам наружного водоснабжения в населённых пунктах п. У., п. С., д. С., п. П., д. Б., д. М. не установлены подъезды с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; населённые пункты п. У., п. С., д. С., п. П, д. Б., д. М. не обеспечены пожарными мотопомпами, средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в указанных населённых пунктах не обеспечено проведение обучения населения мерам пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994г № 69 «О пожарной безопасности» установленные в нормативных документах требования пожарной безопасности являются обязательными для их исполнения. Для обеспечения безопасности граждан, а также предотвращения и минимизации последствий пожаров федеральным органом исполнительной власти - МЧС России установлены требования пожарной безопасности. Пунктом 3 Правил пожарной безопасности, утверждённых приказом МЧС России № 313 от 18 июня 2003г (ППБ 01-03) установлено, что наряду с данными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утверждёнными в установленном порядке. Рассматривая заявление прокурора, суд исходил из того, что в соответствии с подпунктом 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ (ред. от 08 мая 2010 8 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населённых пунктов поселения. Федеральный закон от 21 декабря 1994г № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимает реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя : Реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; Разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; Разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; Разработку плана привлечения сил и средств, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его исполнением; Обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; Установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; Обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; Организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; Социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. В соответствии со ст. 19 ФЗ от 21 декабря 1994г № 69-ФЗ « О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности в границах сельских населённых пунктов относятся : Создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; Создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населённых пунктах и на прилегающих к ним территориях; Оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарём; Организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений государственной противопожарной службы о пожаре; Принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений государственной противопожарной службы; Включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; Оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случаях повышения пожарной опасности. В соответствии со ст. 43 ФЗ от 22.07.2008г № 123 –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы : 1) переносные и передвижные огнетушители; 2) пожарные краны и средства обеспечения их использования; 3) пожарный инвентарь; 4) покрывала для изоляции очага возгорания. В ст. 306 Приказа МЧС от 31.12. 2002г № 630 « Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)» указано, что пожарный инструмент и инвентарь - это ломы, багры, крюки, лопаты, топоры, пилы. Согласно п.90 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) у гидрантов и водоёмов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели ( объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть чётко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников. В соответствии с п.94 указанных Правил при наличии на территории объекта или вблизи его ( в радиусе 200м) естественных или искусственных водоисточников ( реки, озёра, бассейны, градирни и т.д.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками ( пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоёмов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населённых пунктах - на органы местного самоуправления). Статья 114 Правил гласит, что на территории сельских населённых пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих посёлков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определён порядок вызова пожарной охраны. В соответствии с п.31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-03) сельские населённые пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Пунктом 10 Правил пожарной безопасности, утверждённых приказом МЧС России, № 313 от 18.06.2003г установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Из показаний свидетеля Б. В.В. следует, что в ОНД № ***г. В его обязанности входит проверка всех объектов, расположенных на территории К. сельского поселения, отвечает за пропаганду пожарной безопасности в А. районе. Постоянно проводит рейды по неблагополучным семьям. На сходах проводит беседы с людьми, в школах игры с детьми, на базах отдыха семинары. Такую же работу проводят и другие инспектора. В соответствии с ФЗ № 123 должно проводиться обучение всех жителей района. Он же проводит инструктаж только в неблагополучных семьях. Инструктор в сельском поселении нужен, проводить инструктаж и участвовать во всех массовых мероприятиях. В случае пожара в Кузнецком сельском поселении заправка может осуществляться в п. У. Раньше, летом, была возможность заправляться между сёлами К. и Г., сейчас озеро обмелело. Если озеро находится далеко, должны быть гидранты. В с. К. гидрант имеется, гидрант неисправен. Три гидранта имеются в п. У., один в санатории У. Для установления гидрантов необходим объём труб в 100 мм. В с. К. есть водоём, имеется водопровод с диаметром 100 мм. От катальной до садика можно установить гидрант. Должны быть указатели водоёмов. Такие указатели имеются на частных объектах, в школах, в садиках. Для установления пирсов нужны денежные средства. На два пирса проекты имеются. Звуковая сигнализация - средство для объявления пожара. Во всех населённых пунктах К. сельского поселения звуковая сигнализация отсутствует. Составление плана необходимо. Х. И.Н., пояснил свидетель, один из лучших глав, который что-то в этой области делает. Свидетель С. О.Л. суду пояснил, что водоёмы имеются в с. К., в с. Г.. В с. К. водопровод проходит повсюду, в с. Г. не полностью. Остальные водопроводы они не обслуживают. В п. С. есть скважина, забор воды производится из озера, сетей водоснабжения нет. В деревнях Б.и М. такая же история. В <адрес> имеется скважина, в с. К.е водопровод. В п. У. установить гидрант нельзя. Можно установить гидрант в с. К. возле школы. Между сельским поселением и К. ЖКХ заключен договор на оказание помощи. Машина ЖКХ выезжает на пожары, заправляет пожарные машины водой. Установить мотопомпы не позволяет диаметр труб. Прежде чем установить мотопомпы, необходимо заменить всю тепловую сеть. Выслушав объяснения главы К. сельского поселения, свидетелей, суд пришёл к убеждению, что принимаемых администрацией К. сельского поселения мер к соблюдению требований пожарной безопасности недостаточно. По некоторым пунктам допущенных нарушений просматривается бездействие. В соответствии со ст. 32 Устава муниципального образования «К. сельское поселение», администрация является исполнительно-распорядительным органом К. поселения, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами <адрес>. Бездействие администрации К. сельского поселения заключается в непринятии достаточных мер по обеспечению пожарной безопасности в населённых пунктах Кузнецкого сельского поселения. Суд считает необходимым обязать администрацию К. сельского поселения : составить планы и программы развития территории К. сельского поселения, обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; составить целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; у водоёмов п. У., п. С., д. С, п. П, д. Б, д. М., а также по направлению движения к ним установить указатели расстояния до них; к источникам наружного водоснабжения в населённых пунктах п. У., п. С., д. С., п. П., д. Б. и М., д. М. установить подъезды с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; населённые пункты п. У., п. С., д. С., п. П., д. Б., д. М. обеспечить пожарными мотопомпами, средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в указанных населённых пунктах обеспечить проведение обучения населения мерам пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний. Бездействие администрации К. сельского поселения нарушает права граждан на безопасное пребывание на территории поселения. В соответствии со ст. 51 ФЗ от 22 июля 2008г № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Требования прокурора : об обязании администрации К. сельского поселения выделить денежные и материальные средства на обеспечение первичных мер пожарной безопасности : на приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, оборудования, систем связи и оповещения, на создание резерва инженерной техники, передвижных ёмкостей для подвоза воды, оборудований, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов; обеспечение населённых пунктов : п. У., п. С., д. С., п. П, д. Б., д. М. водоснабжением для наружного пожаротушения; организации на территории сельского поселения пожарно-технических комиссий; обеспечение своевременного выполнения противопожарных мероприятий, предложенных предписаниями государственного пожарного надзора, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Первый пункт требований носит общий характер, без указания, какие конкретные суммы на приобретение какого конкретно противопожарного снаряжения и инвентаря, оборудования, систем связи и оповещения, создание какого резерва инженерной техники, каких передвижных ёмкостей для подвоза воды, оборудований, противопожарного снаряжения, инвентаря, горюче-смазочных материалов и в каком количестве, суд должен обязать выполнить ответчика. Согласно ст. 68 Технического регламента к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся : наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации. О каких источниках водоснабжения для наружного пожаротушения в заявлении не сказано, требование не конкретизировано. В соответствии с п.9 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации для привлечения работников предприятий к работе по предупреждению и борьбе с пожарами на объектах могут создаваться пожарно-технические комиссии и добровольные пожарные формирования. Согласно ст.9 правил создание пожарно-технических комиссий - право, а не обязанность. В связи с истечением срока исполнения (до 01.05. 2011г) не подлежит удовлетворению и требование прокурора о своевременном выполнении противопожарных мероприятий, предложенных предписаниями государственного пожарного надзора Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Аргаяшского района удовлетворить в части. Признать незаконным бездействие администрации К. сельского поселения, выразившееся в не обеспечении соблюдения требований пожарной безопасности на территории К. сельского поселения. Обязать администрацию К. сельского поселения : составить планы и программы развития территории К. сельского поселения, обеспечения надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения; составить целевые программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности; у водоёмов п. У., п. С., д. С., п. П., д. Б, д. М., а также по направлению движения к ним установить указатели расстояния до них; к источникам наружного водоснабжения в населённых пунктах : п. У., п. С., д. С., п. П., д. Б., д. М. установить подъезды с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; населённые пункты п. У., п. С., д. С, п. П, д. Б, д. М. обеспечить пожарными мотопомпами, средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, в указанных населённых пунктах обеспечить проведение обучения населения мерам пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Аргаяшский районный суд. Судья М.М.Гиниятуллина Копия верна, судья Согласовано: