Дело 2-844-2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации *** года Аргаяшский районный суд <адрес>, в составе : председательствующей судьи М.М.Гиниятуллиной с участием адвоката Маркина О.А. при секретаре С.Ю. Блиновой рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Фазыловой Н.Х. к администрации А. муниципального района о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании включить в список граждан, претендующих на участие в программе « граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « Маяк» в 1957г и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» УСТАНОВИЛ: Фазылова Н.Х. обратилась в суд с исками к администрации А. муниципального района о признании незаконным отказа в постановке на учет в программе «граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « Маяк» в 1957г и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», просила включить её в список граждан, претендующих на участие в вышеназванной программе. В ходе судебного разбирательства второе требование уточнила, просила обязать администрацию А. муниципального района включить её в список граждан, претендующих на участие в программе «граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « Маяк» в 1957г и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча». В обоснование исков указала, что является эвакуированной из населённого пункта ***, ветераном труда, инвалидом *** группы. В ***г постановлением № ***от ***г. главы Д. сельского поселения № *** от ***г. включена в список и признана нуждающейся. В администрации района рассмотрение вопроса о включении её в список граждан, претендующих на участие в программе « граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « Маяк» в 1957г и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» состоялось ***г. По итогам заседания жилищной комиссии о включении в список отказано ввиду отсутствия правовой основы : нуждаемости, с указанием, что проживает она в доме четырёх собственников, площадь дома *** кв.м., зарегистрировано три человека. Фактически в доме зарегистрировано *** человек. Сведения, что по указанному адресу зарегистрированы три человека, не соответствуют действительности. Отказом нарушены её права. В суде Фазылова Н.Х. заявленные требования поддержала. Представитель администрации А. муниципального района в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суду представлен письменный отзыв, из которого следует, что администрация А. муниципального района иски Фазыловой Н.Х. не признаёт по тем основаниям, что Фазылова Н.Х. обратилась в администрацию А. муниципального района после ***г., в этом случае обеспечение жильём осуществляется по нормам жилищного законодательства. Выслушав истца, его представителя Маркина О.А., исследовав материалы дела, суд полагает, что требования Фазыловой Н.Г. подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено, что Фазылова Н.Х. является эвакуированной в ***г из населенного пункта ***, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957г. на ПО «Маяк», имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением серии У №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Согласно п. 7 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, эвакуированных из зоны отчуждения гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспеченью жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Как следует из указанных положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспеченье жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом то есть на получение социальных выплат при соблюдении 2-х условий: если они относятся к числу определенных этим законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок установлен законодательством в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со времени выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки. Согласно решения (в форме протокола) заседания жилищной комиссии администрации А. муниципального района № *** от ***г Фазыловой Н.Х., претендующей на участие в программе «Граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» отказано в постановке на учёт на основании отсутствия правовой основы - нуждаемости. Постановлением главы администрации А. муниципального района № *** от ***г утвержден протокол заседания районной жилищной комиссии от ***г № ***. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Из материалов дела следует, что собственниками двухкомнатной квартиры общей площадью *** кв.м., в том числе жилой *** кв.м. по адресу : **** являются : Ф.М.И, Ф.А.М., Ф.Т.М., Ф.А.М. Согласно решения заседания депутатов от ***г новый адрес квартиры д. ***. Подпункт 2 п. 1 ст.51 ЖК РФ гласит, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются лица являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы. Фазылова Н.Х. член семьи сына. Согласно решения Собрания депутатов А. муниципального района № *** от ***г норма предоставления площади жилого помещения на одного человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах составляет *** кв. м. В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.51 ЖК гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются являющиеся членами семьи собственника и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учётной нормы. Согласно договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан общая площадь квартиры составляет *** кв.м., жилая *** кв.м. По сведениям, полученным из администрации Д. сельского поселения, зарегистрированными по адресу : ***, значатся восемь человек. По имеющимся сведениям отдела адресно-справочной работы УФМС России по Ч. области по адресу : *** зарегистрированы также восемь человек. В силу того, что общая площадь жилого дома составляет *** кв.м., зарегистрированы и проживают в доме восемь человек, на каждого из них приходится по *** кв.м. общей жилой площади, что менее учётной нормы ( *** кв.м). Постановлением главы администрации Д. сельского поселения № **** от ***г. в соответствии с рекомендацией жилищной комиссии от ***г Фазылова Н.Х. включена в список льготников на получение жилья под номером 4 как нуждающаяся в жилье. Другого жилья Фазылова Н.Х. не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений на объект недвижимости по адресу : ***. Доводы администрации А. муниципального района, изложенные в письменном отзыве, судом во внимание не приняты. В решении жилищной комиссии для отказа в постановке на учёт указано одно основание - отсутствие нуждаемости в улучшении жилищных условий. В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверки конституционности п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», положения п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционный суд указал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7), не устанавливает конкретные способы и объёмы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя. При установлении соответствующего правового регулирования и внесения в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П и от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О). Положения п. 2 части первой статьи 14 и п.1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (ч.2), 40, 42 и 55 (ч.3), в той мере в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты. По мнению суда, положения, изложенные в постановлении Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ №-П применимы и к истцу. Фазылова Н.Х. была и остаётся нуждающейся в улучшении жилищных условий как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты. Право Фазыловой Н.Х. на улучшение жилищных условий, не реализовано. Решением жилищной комиссии администрации А. муниципального района № *** от ***г. об отказе в постановке на учёт нарушены её права и охраняемые законом интересы, поэтому решение в части, касающейся истца, является незаконным, подлежит отмене. Подлежит удовлетворению и требование Фазыловой Н.Х. о включении в список граждан, претендующих на участие в вышеназванной программе. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлена форма государственной финансовой поддержки граждан определённых категорий - получение за счёт средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в <адрес> гражданам-участникам подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лицам, вставшим в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ***г. оформление государственных жилищных сертификатов осуществляет Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч. области. Для оформления государственных жилищных сертификатов органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган учётные дела граждан-участников подпрограммы, включенных в список на получение государственных жилищных сертификатов в текущем году (п.8 Порядка). В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В силу изложенного, суд полагает нужным обязать администрацию А. муниципального района включить Фазылову Н.Х. в список граждан, претендующих на участие в программе «граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Руководствуясь ст. 194-198, 254, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иски Фазыловой Н.Х. удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации А. муниципального района № *** от ***г об отказе Фазыловой Н.Х. о постановке на учёт для участия в программе «граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Обязать администрацию А. муниципального района включить Фазылову Н.Х. в список граждан, претендующих на участие в программе «граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд. Судья М.М.Гиниятуллина Копия верна, судья Решение в законную силу не вступило, судья