Дело № 2-444-2011 год - № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации С.Аргаяш ДД.ММ.ГГГГ Аргаяшский районный суд <адрес>, в составе: председательствующего судьи Терещенко О.Н., при секретаре Ческидовой Е.С., с участием старшего помощника прокурора <адрес> Обухова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора <адрес> Ветошкина Е.А. о признании бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> муниципальный район по непринятию мер к организации утилизации и переработки бытовых промышленных отходов: неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, <адрес> муниципального района <адрес>., обязании к принятию мер по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, обязании <данные изъяты> МУП «Водоканализационное хозяйство» прекратить сброс неочищенных хозяйственно бытовых сточных вод в озеро <адрес>, УСТАНОВИЛ: И.о.прокурора <адрес> Ветошкин Е.А. обратился в суд с требованиями к администрации муниципального образования «<данные изъяты> муниципальный район», <данные изъяты> МУП «Водоканализационное хозяйство» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> муниципальный район по непринятию мер к организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод) <адрес> муниципального района <адрес>, обязании администрацию муниципального образования <данные изъяты> муниципальный район в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов: неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, <адрес> муниципального района <адрес>, а именно построить и ввести в эксплуатацию сооружения биологической очистки сточных вод <адрес>, обязании <данные изъяты> муниципальное унитарное предприятие водоканализационного хозяйства прекратить сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в озеро <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проверено исполнение органами местного самоуправления, природопользователем экологических требований по охране водных объектов. В результате чего было выявлено бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района в непринятии мер к очистке хозяйственно-бытовых сточных вод в оз.<адрес>, нет очистных сооружений, в результате чего были выявлены грубые нарушения экологического законодательства при сбросе неочищенных хозяйственно бытовых сточных вод в оз.<адрес>. В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Обухов А.А. требования поддержал, находи срок для устранении я нарушений до ДД.ММ.ГГГГ разумным. ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзора ) по челябинской области в судебное заседание не явился, и.о. руководителя ФИО1 О.А.Черноволова требования прокурора поддержала в полном объеме, просила рассмотреть в отсутствие ФИО1. ФИО1 администрации <данные изъяты> муниципального района Акулова Л.И., Гарипова А.М., ФИО1 администрации <данные изъяты> сельского поселения Касымов К.С., ФИО1 МУП «<данные изъяты>» Зубов Е.В., требования прокурора признали обоснованными, ссылаясь на отсутствие средств для восстановления очистных сооружений, что потребуется разумный срок для устранения нарушений. Суд рассмотрел дело в отсутствие ФИО1 Роспотребнадзора, о дне слушания дела извещены надлежащим образом. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. ст. 9, 15, 42, 58 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию РФ, законы и бережно относиться к природным богатствам. В соответствии со статьей 15 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статьями 3, 23,34, 51, 64, 67 ФИО1 закона №7-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды» установлены принципы охраны окружающей среды: сохранение естественных экологических систем; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности; допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду и обеспечение снижения ее негативного воздействия; обеспечение в процессе хозяйственной деятельности нормативов качества окружающей среды, разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, достижения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, осуществления мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимиты на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное ФИО1 в области охраны окружающей среды. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) производится в целях обеспечения юридическими лицами и другими лицами производственного экологического контроля за соблюдением норм и нормативных требований в области охраны окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. В соответствии со ст. 9, 11, 35, 39, 55, 56 Водного кодекса РФ, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, установленном Водным кодексом РФ. Водные объекты, находящиеся в ФИО1 собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов на основании договоров водопользования. Водные объекты, находящиеся в ФИО1 собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты. При использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими ФИО1 законами. Запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинения вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые или очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения. Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды. Проведенной прокуратурой <адрес> проверкой выявлены грубые нарушения действующих норм и правил при сбросе неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в оз. <адрес>. По информации Территориального отдела Роспотребнадзора в <данные изъяты> и <адрес>х, очистные сооружения <адрес> не работают, на балансе и обслуживании у <данные изъяты> МУП «Водоканализационное хозяйство» <адрес> не находятся. Очистные сооружения биологической очистки сточных вод <адрес> (далее по тексту <данные изъяты> МУП ВКХ) списаны с баланса <данные изъяты> МУП «ВКХ» распоряжением главы <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О списании основных средств с баланса <данные изъяты> МУП «<данные изъяты>». Указанное предприятие сбрасывает неочищенные хозяйственно-бытовые стоки в количестве 500 кубических метров в сутки в озеро <адрес>. (Л.д.41-49). Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ Территориального отдела Роспотребнадзора в <данные изъяты> и <адрес>х следует, что в нарушении требований установленных норм и правил хозяйственно-бытовые сточные воды жилых домов и социальных учреждений насосной станцией по напорному коллектору сбрасываются на территорию очистных сооружений. Сточные воды без очистки и дезинфекции попадают в озеро <адрес>, которое располагается в черте населенного пункта с. <адрес> Очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии, техническое оборудование отсутствует, аэротанки залиты водой. Сооружения биологической очистки проектной мощностью 700 м.куб. в сутки. На объекте имеются часть нерабочих сооружений. Общее количество сбрасываемых <данные изъяты>» <адрес> неочищенных хозяйственно-бытовых стоков составляет 500 м. куб. в сутки. Очистные сооружения биологической очистки сточных вод списаны с баланса предприятия на основании распоряжения главы <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О списании основных средств с баланса <данные изъяты>». При сбросе сточных вод без очистки нарушаются требований к охране водных объектов, установленных Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, согласно п. 4.1.1 которых в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания. Проведенными лабораторными испытаниями неочищенные хозяйственно-бытовых сточных вод в озеро <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что они по микробиологическим и санитарно-химическим показателям не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-00. В соответствии статьи 96 Водного кодекса РФ запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. Поступление взвешенных частиц в водный объект допускается только в соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации. В соответствии с п.3 ст. 18 ФИО1 закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» разрешение на использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. В соответствии статьи 106 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод. При эксплуатации хозяйственных объектов запрещается осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод. В нарушение требований законодательства неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды жилых домов и социальных учреждений <адрес> насосной станцией по напорному коллектору сбрасываются на территорию нерабочих очистных сооружений. Далее неочищенные хозяйственно-бытовые сточные воды без очистки и дезинфекции сбрасываются в озеро <данные изъяты> которое расположено в черте населенного пункта <адрес> муниципального района <адрес>. Указанные нарушения допускаются <данные изъяты>» в результате бездействия администрации <данные изъяты> муниципального района по решению вопроса организации, утилизации бытовых и промышленных отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод) <адрес>, решение которого отнесено ФИО1 законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района. Согласно п.п.3,7,9, 10,14 ст.8 Устава <данные изъяты> муниципального района, к вопросам местного значения муниципального района относится владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды,; организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют ФИО1 органы государственной власти; организация утилизации и переработка бытовых и промышленных отходов. Согласно п.1 по<адрес>,3 Устава <данные изъяты> муниципального унитарного предприятия водоканализационного хозяйства, предприятие является коммерческой организацией, находится в ведомственном подчинении МО <адрес>, функции учредителя предприятия осуществляет Комитет по ФИО1 имуществом <адрес>, является юридическим лицом, имеет структурные подразделения: участки водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод. (л.д.19-38, 49). Согласно распоряжения главы <данные изъяты> муниципального района №-р от ДД.ММ.ГГГГ с баланса <данные изъяты>» списаны основные средства: станция биологической очистки сточных во<адрес> года ввода. (Л.д.13). Незаконный сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод <адрес> в оз. <данные изъяты> нарушает интересы Российской Федерации, закрепившей императивные экологические требования безопасного для окружающей среды использования водных объектов, приоритета их охраны, и недопущения их загрязнения, обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду, благоприятные условия жизнедеятельности населения при использовании ресурсов. Указанные нарушения допускаются <данные изъяты>» вследствие бездействия администрации Аргаяшского муниципального района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (хозяйственно-бытовых сточных вод) от жизнедеятельности граждан и организаций с. <адрес> Согласно постановления ФИО1 Роспотребнадзора по челябинской области ль ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Учреждение МУП «Водоканализационного хозяйства» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ к административному штрафу в сумме 30000 рублей.(л.д.157-176). В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешаю исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Ст. 12 ГК РФ предусмотрена защита гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре. Суд находит срок до ДД.ММ.ГГГГ разумным для устранения нарушений, учитывая мнение ФИО1 администрации, водоканализационного хозяйства, время для подготовки проектной документации, стоимость водоочистительного сооружения, объем работы. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Требования и.о.прокурора <адрес> Ветошкина Е.А. удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> муниципальный район по непринятию мер к организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод) <адрес> муниципального района <адрес>. Обязать администрацию муниципального образования <данные изъяты> муниципальный район в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов: неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, <адрес> муниципального района <адрес>, а именно построить и ввести в эксплуатацию сооружения биологической очистки сточных вод с. <адрес> Обязать <данные изъяты> муниципальное унитарное предприятие водоканализационного хозяйства прекратить сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод в озеро <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд. Судья: № № №