Сельское поселение обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия судебных приставов исполнителей



дело № 2-813/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

***г

Аргаяшский районный суд

Челябинской области, в составе :

Председательствующего М.М.Гиниятуллиной

При секретаре С.Ю. Блиновой

Рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу «Н.» о признании незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя, признании незаконным постановления от ***г.

У С Т А Н О В И Л :

«Н.» обратилось в суд с жалобой о признании незаконными действия судебного пристава – исполнителя, просило отменить постановление № *** от ***г. о наложении исполнительного сбора в сумме *** рублей.

В обоснование заявления указало, что постановлением судебного пристава-исполнителя Х.С.В. №*** от ***г с муниципального образования «Н.» взыскан исполнительский сбор в размере ***%, что составляет *** рублей.

Считают наложение на муниципальное сельское поселение исполнительского сбора в сумме *** рублей неправомерным, так как обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, тем самым, нарушен принцип иммунитета бюджетов.

Представитель «Н.» С.А.Г. жалобу в суде поддержал, просил восстановить срок на подачу жалобы, сославшись на то, что постановление от ***г. получили ***г.

Представитель А. районного отдела судебных приставов Ж.И.В. с жалобой муниципального образования Н. сельское поселение не согласился, сославшись на то, что в соответствии с федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» ввиду того, что М.О. Н. сельское поселение пропустило срок для добровольной оплаты штрафа, взыскан исполнительский сбор. Перечень случаев, когда исполнительский сбор не взыскивается, предусмотрен п.5 ст. 112 закона «Об исполнительном производстве».

Восстановить М.О. «Н.» срок для подачи жалобы Ж.И.В. не возражал.

Выслушав представителя заявителя, Ж.И.В., исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что заявление муниципального образования Н. сельское поселение удовлетворению не подлежит.

В соответствии с ч.1,2,3 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом -исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника –гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника -организации - пяти тысяч рублей.

В силу ч.1 ст. 115 ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным ч.2 ст.14 настоящего Федерального закона, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава- исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которое виновное лицо подвергается штрафу.

Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П признано не противоречащим Конституции РФ положение п.1 ст.81 ФЗ « Об исполнительном производстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 119-ФЗ, согласно которому в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника, постольку, поскольку федеральный законодатель вправе установить такого рода взыскание в качестве санкции за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а установленный этим положением размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учётом характера совершённого правонарушения, размера причинённого вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.

Из смысла данного Постановления следует, что исполнительский сбор является санкцией штрафного характера за нарушение норм, направленных на обеспечение своевременного исполнения судебных и иных актов, а постановление судебного пристава-исполнителя о его взыскании-самостоятельным правоприменительным актом, издаваемым в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.

Из материалов гражданского дела следует, что постановлением судьи Аргаяшского районного суда по делу об административном правонарушении от ***г, вступившим в законную силу ***г, на основании ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях муниципальное образование «Н.» подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере *** рублей.

Постановлением судебного пристава-исполнителя И.Р.М. ***г возбуждено исполнительное производство о взыскании с должника муниципального образования Н. сельское поселение административного штрафа в размере *** рублей. Установлен срок со дня получения постановления пять дней для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

Поскольку в постановлении о возбуждении исполнительного производства дата исполнения не указана, то подразумевается, что исполнительный документ должен быть исполнен в пятидневный срок с момента вынесения постановления.

В постановлении о взыскании исполнительского сбора от ***г. пристав указывает, что взыскание налагается в связи с тем, что исполнительный документ должником МО «Н.» не был исполнен до ***г. в срок установленный для добровольного исполнения.

Из указанного следует, что взыскание наложено именно за неисполнение исполнительного документа до даты ***г.

Таким образом, МО «Н.» должно было исполнить постановление по делу об административном правонарушении в добровольном порядке. Должник нарушил установленный судебным приставом - исполнителем срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, что подтверждается платёжным поручением № *** от ***г.( л.д.15).

Заявителем в ходе судебного разбирательства не представлено доказательств того, что при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения постановления судьи, он не смог исполнить судебный акт в установленный для добровольного исполнения срок.

Пунктом *** постановления о возбуждении исполнительного производства от ***г. должник предупреждён, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, представленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере ***% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее *** рублей.

Случаи, когда исполнительский сбор не взыскивается, предусмотрены п.5 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве».

Ни под одно из этих оснований доводы заявителя не подпадают.

Ссылка представителя МО «Н.» на ст. 239 БК РФ несостоятельна.

Согласно части 1 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Статьёй 12 Федерального закона № 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.

Согласно положениям Федерального закона № 229-ФЗ исполнение требований исполнительных документов производится во внесудебном порядке путём применения судебным приставом -исполнителем мер принудительного исполнения, перечисленных в статье 68 данного Федерального закона, в частности, путём обращения им взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.

В соответствии с п.2 ст. 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.

Согласно пункту 1 ст.242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется в орган Федерального казначейства.

Положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений штрафов, наложенных судебными приставами, и исполнительского сбора, которые согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ « Об исполнительном производстве» подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующих документов, каковыми являются постановления судебного пристава-исполнителя.

Согласно п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ « О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу п.13 ст.242.3, пункта 12 ст.242.4, пункта 12 ст. 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых ему в учреждении Банка России или в иной кредитной организации.

В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3-242.5 БК РФ).

В соответствии со ст. 441 ГПК РФ жалоба на действия судебного пристава - исполнителя подаётся в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещённым о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нём известно.

Постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора вынесено ***г.

Согласно объяснений Ж.И.В. постановление направлено в Н. сельское поселение по факсу ***г.

В силу того, что представитель МО «Н.» С.А.Г. получение постановления по факсу не признал, иных доказательств, представитель А. отделения судебных приставов суду не представил, суд исчисляет срок для подачи жалобы с ***г., со дня получения МО Н. сельское поселение оспариваемого постановления.

В суд заявитель обратился ***г, то есть без пропуска срока.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу «Н.» об отмене постановления судебного пристава - исполнителя оставить без удовлетворения.

Отказать «Н.» в отмене постановления судебного пристава - исполнителя Х.С.В. № *** от ***г о наложении исполнительного сбора в сумме пяти тысяч рублей.

Решение может быть обращено в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме через Аргаяшский районный суд.

Судья