Дело № 2-259/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Аргаяшский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего М.М. Гиниятуллиной, При секретаре Блиновой С.Ю. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Хайруллина Р.Р. о признании незаконным бездействия главы администрации <адрес> муниципального района об отказе в выделении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязании выделить бесплатно земельный участок под индивидуальное жилищное строительство У С Т А Н О В И Л : Хайруллин ФИО16 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы администрации <адрес> муниципального района в вопросе выделения земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, просил обязать выделить ему и членам его семьи бесплатно земельный участок общей площадью № кв.м. под индивидуальное жилищное строительство по адресу : <адрес>, <адрес> <адрес>. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился с письменным заявлением к главе администрации <адрес> муниципального района о выделении земельного участка общей площадью № кв.м. под строительство индивидуального жилого дома по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ с комитетом по управлению имуществом <адрес> был заключен договор № на оказание услуг по формированию земельного участка и постановки на кадастровый учёт для предоставления под индивидуальное жилищное строительство. На основании указанного договора заключил договор на оказание услуг с межевой организацией ООО « <данные изъяты>», оплатил услуги в размере № рублей. По окончании формирования земельного участка и постановки на кадастровый учёт было подано объявление в газету «<данные изъяты>», которое опубликовано ДД.ММ.ГГГГ После опубликования объявления никаких претендентов на указанный участок в течение месяца не было, но когда он пришёл в администрацию <адрес> муниципального района за постановлением о предоставлении земельного участка в аренду, ему сообщили о новых претендентах, в предоставлении земельного участка отказали. Считает отказ надуманным, так как до настоящего времени в соответствии с действующим законодательством аукцион не проведён. Согласно закона Челябинской области «О земельных отношениях», он и члены его семьи относятся к категории молодая семья и должны обеспечиваться земельным участком без аукциона бесплатно. В суде Хайруллин Р.Р. и его представитель Сулейманов А.Г. заявленные требования поддержали. Представитель администрации <адрес> муниципального района <адрес> ФИО10 в удовлетворении требований заявителя возражала, сославшись на то, что заявителем пропущен срок обращения в суд. Нуждающимся в улучшении жилищных условий, как того требует закон, Хайруллин Р.Р. не является. Его семья была обеспечена жилищным сертификатом. Представитель Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Хайруллина Г.Г., Сырников А.В., Соломатов А.Г. в суд не явились, о дне слушания дела извещены. Сырников А.В., Соломатов А.Г. просили рассмотреть дело в их отсутствие. Имеются телефонограммы (л.д№). Выслушав заявителя, его представителя Сулейманова А.Г., представителя администрации <адрес> муниципального района ФИО10, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает, что требования Хайруллина Р.Р. удовлетворению не подлежат. В соответствии с п.1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Статьёй 7 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011г. № 120-ЗО « О земельных отношениях» предусмотрены случаи бесплатного предоставления земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности: 1)Для дачного строительства - гражданам, проживающим на территории Челябинской области и имеющим на содержании трёх и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновлённых, находящихся под опекой (попечительством), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет ( далее граждане, имеющие трёх и более детей); 2)Для ведения личного подсобного хозяйства ( полевой земельный участок ) или животноводства; Гражданам, проживающим на территориях сельских населённых пунктов Челябинской области; Гражданам, проживающим на территории Челябинской области и являющимся арендаторами земельных участков, в отношении арендуемых земельных участков; 3)Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства: Гражданам, проживающим на территориях сельских населённых пунктов Челябинской области; Гражданам, проживающим на территории Челябинской области и осуществляющим деятельность по ведению крестьянского ( фермерского) хозяйства на земельных участках, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, в отношении предоставленных им земельных участков; Гражданам, проживающим на территории Челябинской области и являющимся арендаторами земельных участков, в отношении арендуемых земельных участков. 4)Для садоводства и огородничества - гражданам, проживающим на территории Челябинской области. Земельные участки предоставляются в собственность бесплатно в первоочередном порядке гражданам, имеющим трёх и более детей, и гражданам, проживающим в городских округах и муниципальных районах, на территории которых предоставляются указанные земельные участки; 5) В иных случаях, установленных федеральными законами, Законом Челябинской области «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области», Законом Челябинской области « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Челябинской области». В соответствии со ст.1 Закона Челябинской области от 28 апреля 2011г № 121-ЗО « О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке на территории Челябинской области ( с изменениями и дополнениями от 29.09.2011г) бесплатно предоставляются земельные участки гражданам, проживающим в границах территорий сельских населённых пунктов, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; Семьям, в том числе неполным семьям, имеющим на содержании трёх и более несовершеннолетних детей (в том числе усыновлённых, находящихся под опекой ( попечительством), а также детей старше 18 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее граждане, имеющие трёх и более детей); Молодым семьям, в которых возраст хотя бы одного из супругов на дату подачи заявления не превышает 35 лет, в том числе неполным семьям, состоящим из одного родителя (опекуна, попечителя), возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновлённых, находящихся под опекой ( попечительством ), состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Эти же положения изложены в п. 4 постановления Правительства Челябинской области от 21 декабря 2011г № 458-П « О порядке бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке, находящихся в государственной собственности Челябинской области». Земельные участки, находящиеся в государственной собственности Челябинской области, сказано в постановлении, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома на приусадебном земельном участке предоставляются гражданам, проживающим на территории Челябинской области, в собственность бесплатно : гражданам, проживающим в границах территорий сельских населенных пунктов, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; молодым семьям, в которых возраст хотя бы одного из супругов на дату подачи заявления не превышает 35 лет, в том числе неполным семьям, состоящим из одного родителя (опекуна, попечителя), возраст которого не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; Ни к одной из указанных категорий Хайруллин Р.Р. не относится. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Материалами дела установлено, что Хайруллин ФИО17 и его семья являлись участниками подпрограммы « Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы « жилище» на 2002-2010 годы. В соответствии с условиями этой подпрограммы заявителю была предоставлена субсидия в размере № рублей на приобретение жилья на территории <адрес> муниципального района (л.д. №). Получение субсидии подтверждается платёжными поручениями : № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму №, № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму № рублей; № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму № рублей. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности ФИО2 (л.д. №), Хайруллина ФИО18 ( л.д. № ФИО3 ( л.д. №) на № доли в общей долевой собственности на двухкомнатную квартиру общей площадью № кв.м., расположенной по адресу : <адрес>, <адрес> <адрес>. Основанием для регистрации права собственности явился договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО4 и ФИО1, ФИО2, ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ у ФИО15 родилась дочь ( л.д. №). Согласно решения Собрания депутатов <адрес> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения на одного человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах составляет № кв. м., то есть этом случае семья не является нуждающейся. В соответствии с ч.1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие собственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно сведений, полученных из администрации <адрес> сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №), по адресу: <адрес>, <адрес> зарегистрированы семья ФИО15, ФИО5 - тесть, ФИО6 - шурин. ФИО5, ФИО6 членами семьи собственников Хайруллиных в соответствии со ст. 31 ЖК РФ не являются, членами семьи собственников в установленном законом порядке не признаны. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случаях, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Согласно ч.2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Как пояснил суду глава <адрес> сельского поселения ФИО13, решение о снятии Хайруллина Р.Р. с учёта не принималось по незнанию закона. В силу того, что семья Хайруллиных право на улучшение жилищных условий реализовала, отсутствие решения не свидетельствует о том, что она является нуждающейся. В списках лиц, нуждающихся в жилье при администрации Дербишевского сельского поселения, за период с ДД.ММ.ГГГГ годы Хайруллин Р.Р. не числится. Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Хайруллин Р.Р. обратился к главе <адрес> муниципального района с заявлением (л.д. № просил выделить земельный участок площадью № соток под строительство по адресу: <адрес>, <адрес>. Испрашиваемый земельный участок, не предоставлен ему до настоящего времени. Полагая, что администрация <адрес> муниципального района бездействует, Хайруллин Р.Р. обратился с заявлением в суд. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ФЗ от 17 апреля 2006г № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон « О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации», Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» в Земельный кодекс Российской Федерации внесены изменения, в частности, пункт 10 ст.3 изложен в следующей редакции « ….распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов …». Статья 29 ЗК РФ гласит, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно ч.2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 8 Устава к вопросу местного значения <адрес> муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района. В рамках своих полномочий органы местного самоуправления могут принимать решения о бесплатном предоставлении гражданам земельных участков, поскольку вправе за счет средств местного бюджета устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, включая и льготы по предоставлению земельных участков, для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Указанных решений администрация <адрес> не принимала, о чём свидетельствует обращение заявителя в суд. Не приняты судом и доводы заявителя о предоставлении земельного участка как молодой семье бесплатно. Как было указано ранее, семья Хайруллиных реализовала право на улучшение жилищных условий, участвуя в подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «жилище» на 2002-2010 годы. На день рассмотрения дела в суде нуждающейся не является. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно ч.2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п.27 ст. 38.1 ЗК РФ. Порядок организации и проведения аукциона предусмотрен ст. ст. 38.1, 38.2 ЗК РФ Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ в газете «<данные изъяты>» (л.д.№) опубликовано объявление, что <адрес> муниципальный район предоставляет земельный участок площадью № кв.м., расположенный по адресу : <адрес> <адрес> <адрес>. После объявления в газете « <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на имя главы администрации <адрес> муниципального района поступило заявление от ФИО7 (л.д. №), ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление от ФИО11 ( л.д. №). В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны рассматривать все заявки. На (л.д. №) имеется заявление Хайруллина Р.Р., в котором он просит заранее уведомить его о проведении аукциона по продаже земельного участка под ИЖС по адресу : <адрес>, <адрес>. В силу того, что в аукционе вправе принять участие все подавшие заявку, действия администрации Аргаяшского муниципального района правомерны, права и интересы Хайруллина Р.Р. не нарушают. В силу того, что Закон предполагает бесплатное предоставление молодой семье земельного участка для ИЖС при определённых условиях, которые у Хайруллина Р.Р. отсутствуют, его заявление удовлетворению не подлежит. Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. Как установлено судом, с заявлением к главе <адрес> о выделении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в <адрес> <адрес> Хайруллин Р.Р. обратился ДД.ММ.ГГГГ, в суд подал заявление ДД.ММ.ГГГГ с пропуском установленного трехмесячного срока. В заявлении Хайруллин Р.Р. указал, что после опубликования объявления никаких претендентов на указанный участок в течение месяца не было, но когда он пришёл в администрацию <адрес> муниципального района за постановлением о предоставлении земельного участка в аренду, ему сообщили о новых претендентах, в предоставлении земельного участка отказали. Уважительных причин пропуска установленного статьей 256 ГПК РФ срока заявитель не представил. На пропуск срока сослался представитель администрации <адрес> муниципального района. Выполнение Хайруллиным Р.Р. работ по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учёт не порождают обязанности органа местного самоуправления без учёта установленных земельным законодательством процедур выделить ему испрашиваемый земельный участок. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Заявление Хайруллина Р.Р. оставить без удовлетворения. Отказать Хайруллину ФИО19 в признании незаконным бездействия главы Администрации <адрес> муниципального района об отказе в выделении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, обязании выделить бесплатно земельный участок площадью № кв.м. под индивидуальное жилищное строительство по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца через Аргаяшский районный суд. Судья М.М.Гиниятуллина Копия верна, судья Решение в законную силу не вступило, судья