Галимов Н.А. обратился с иском к администрации Аргаяшского мун. р-на о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании включить в список граждан, претендующих на участие в программе « граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО `Маяк



Дело 2-120-2012 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Аргаяшский районный суд <адрес>, в составе :

председательствующей судьи Шаяхметовой Ф.Р.,

с участием адвоката ФИО3

при секретаре Гаповой И.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Галимова ФИО11 к администрации ФИО12 муниципального района о признании незаконным отказа в постановке на учет, обязании включить в список граждан, претендующих на участие в программе « граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « <данные изъяты>» в 1957г и сбросов радиоактивных отходов в реку <данные изъяты>»

УСТАНОВИЛ:

Галимов ФИО13 обратился в суд с исками к администрации ФИО14 муниципального района о признании незаконным отказа в постановке на учет в программе «граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « <данные изъяты>» в 1957г и сбросов радиоактивных отходов в реку <данные изъяты>», просил обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района включить его в список граждан, претендующих на участие в программе «граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « Маяк» в 1957г и сбросов радиоактивных отходов в реку <данные изъяты>».

В обоснование исков указал, что является эвакуированным из населённого пункта <адрес> в 1960 году, собственного жилья не имеет, зарегистрирован и проживает в доме, принадлежащем бывшему мужу его супруги.

ДД.ММ.ГГГГ признан нуждающимся и поставлен на очередь по <адрес> сельскому поселению.

В администрации района рассмотрение вопроса о включении его в список граждан, претендующих на участие в программе « граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « <данные изъяты>» в 1957г и сбросов радиоактивных отходов в реку <данные изъяты>» состоялось 09.12. 2011г. По итогам заседания жилищной комиссии о включении в список отказано ввиду отсутствия правовой основы : в соответствии с п.п. 1 п.1 ст. 54. В тексте протокола указано, что «на сегодняшний день в федеральном законе нет законодательной базы и не прописан механизм для включения в сводный список и признания участниками программы всех обратившихся после 2005 года граждан, добровольно выехавших и эвакуированных в результате аварии на ПО <данные изъяты>»

Ранее он не предпринимал мер для получения жилья, а сейчас лишен возможности реализовать свои права, являясь на законных основаниях пострадавшим от деятельности ПО «<данные изъяты>» и нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебное заседание Галимов ФИО15 не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие с участием представителя ФИО3, поддержавшего заявленные требования.

Представитель администрации ФИО16 муниципального района в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суду представлен письменный отзыв, из которого следует, что администрация <данные изъяты> муниципального района иски Галимова ФИО18. не признаёт по тем основаниям, что Галимов ФИО17. обратился в администрацию ФИО19 муниципального района после ДД.ММ.ГГГГ, в этом случае обеспечение жильём осуществляется по нормам жилищного законодательства.

Выслушав представителя истца ФИО3, исследовав материалы дела, суд полагает, что требования Галимова ФИО20 подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Галимов ФИО21. является эвакуированным в 1960 г. из населенного пункта <адрес>, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957г. на ПО «<данные изъяты>», имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждается удостоверением серии У , выданным ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 7 ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, эвакуированных из зоны отчуждения гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспеченью жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Как следует из указанных положений Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспеченье жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом то есть на получение социальных выплат при соблюдении 2-х условий: если они относятся к числу определенных этим законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшими на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок установлен законодательством в качестве ограничительного условия лишь непосредственно в отношении времени постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и не связывается ни с основанием постановки на такой учет, ни со времени выдачи им соответствующих удостоверений, дающих право на меры социальной поддержки.

Согласно решения (в форме протокола) заседания жилищной комиссии администрации Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Галимову ФИО22 претендующему на участие в программе «Граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» отказано в постановке на учёт на основании отсутствия правовой основы со ссылкой на п.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ - не представлены предусмотренные ч. 4 ст.52 настоящего кодекса документы.

Согласно ч. 4 ст. 52 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Постановлением главы администрации Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден протокол заседания районной жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела следует, что по данным ФИО23 филиала ОГУП «Обл. ЦТИ» по <адрес> жилой дом по адресу д. <адрес> <адрес> поставлен на учет и зарегистрирован за Паненышевым ФИО24 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией договора купли-продажи, выпиской из решения <адрес> сельского поселения о переадресации <адрес>. Дербишева в <адрес> д. <адрес>, справкой ОГУП «Обл. ЦТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетельством о заключении брака подтверждается, что Галимов ФИО9 и Паненышева ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ заключили брак.

Супруги Галимовы с детьми Галимовой от первого брака зарегистрированы и проживают в д. <адрес> по <адрес>, принадлежащем бывшему супругу Галимовой ФИО25, что подтверждается справкой <адрес> сельского поселения, пояснениями истца.

Сведениями ОГУП «Обл. ЦТИ» по <адрес> подтверждается, что ни Галимов ФИО26., ни Галимова ФИО27. не использовали по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право на приватизацию жилых помещений.

Уведомлением Управления Росреестра об отсутствии записи в ЕГРП сведений о правах отдельного лица подтверждается, что ни Галимов ФИО28., ни Галимова ФИО29 не являются собственниками жилого <адрес> в д. Дербишева.

Уведомлением Управления Росреестра об отсутствии записи в ЕГРП сведений о правах отдельного лица подтверждается, что Галимову ФИО30. на территории <адрес> не принадлежит на праве собственности какая –либо недвижимость.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Подпункт 2 п. 1 ст.51 ЖК РФ гласит, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма, признаются лица являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.

В судебном заседании установлено, что Галимов ФИО31. не имеет собственного жилья, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членом семьи собственника жилого помещения не является.

Галимов ФИО32. член семьи Галимовой ФИО33 но не Паненышева ФИО34 а Галимова ФИО35 равно как и Галимов ФИО36 собственного жилья не имеет, нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членом семьи собственника жилого помещения не является.

Согласно решения Собрания депутатов ФИО37 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ норма предоставления площади жилого помещения на одного человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах составляет 9 кв. м.

В соответствии с подпунктом 2 п.1 ст.51 ЖК гражданами, нуждающимися в жилых помещениях признаются являющиеся членами семьи собственника и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учётной нормы.

Согласно технического паспорта общая площадь дома, расположенного по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес> составляет 50.7 кв. м, в том числе жилая 20,8 кв.м.

Согласно справки <адрес> сельского поселения зарегистрированными и проживающими по адресу : <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, значатся семь человек.

В силу того, что общая площадь жилого дома составляет 50,7 кв.м., зарегистрированы и проживают в доме семь человек, на каждого из них приходится по 7,2 кв.м. общей жилой площади, что менее учётной нормы ( 9 кв.м).

Постановлением главы администрации <адрес> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Галимов ФИО38. включен в список льготников на получение жилья под номером 6, как нуждающийся в жилье.

Доводы администрации Аргаяшского муниципального района, изложенные в письменном отзыве, судом во внимание не приняты.

В решении жилищной комиссии для отказа в постановке на учёт указано одно основание - не представлены предусмотренные ч. 4 ст.52 настоящего кодекса документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что не соответствует действительности.

В судебном заседании исследованы представленные Администрацией <данные изъяты> муниципального района материалы учетного дела Галимова ФИО39 заявление Галимова ФИО40. на имя главы <адрес> с приложенным пакетом документов.

В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П «По делу о проверки конституционности п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.1 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», положения п.2 ч.1 ст.14 и п.1 ч.1 ст.15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Конституционный суд указал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7), не устанавливает конкретные способы и объёмы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов является прерогативой законодателя. При установлении соответствующего правового регулирования и внесения в него изменений законодатель должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан закону и действиям государства и исходить из того, что в силу статьи 55 Конституции Российской Федерации различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П и от ДД.ММ.ГГГГ -П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О).

Положения п. 2 части первой статьи 14 и п.1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (ч.2), 40, 42 и 55 (ч.3), в той мере в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты.

Данная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит распространению и на категорию граждан, к которой относится истец.

Галимов ФИО41. был и остаётся нуждающимся в улучшении жилищных условий как до ДД.ММ.ГГГГ, так и после этой даты. Право Галимова ФИО42. на улучшение жилищных условий, не реализовано. Решением жилищной комиссии администрации Аргаяшского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учёт нарушены его права и охраняемые законом интересы, поэтому решение в части, касающейся истца, является незаконным, подлежит отмене.

Подлежит удовлетворению и требование ФИО44.ФИО43. о включении в список граждан, претендующих на участие в вышеназванной программе.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлена форма государственной финансовой поддержки граждан определённых категорий - получение за счёт средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в <адрес> гражданам-участникам подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, и приравненным к ним лицам, вставшим в органах местного самоуправления на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ оформление государственных жилищных сертификатов осуществляет Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства <адрес>.

Для оформления государственных жилищных сертификатов органы местного самоуправления представляют в уполномоченный орган учётные дела граждан-участников подпрограммы, включенных в список на получение государственных жилищных сертификатов в текущем году (п.8 Порядка).

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В силу изложенного, суд полагает нужным обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района включить Галимова ФИО45 в список граждан, претендующих на участие в программе «граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « <данные изъяты>» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку <данные изъяты>.

Руководствуясь ст. 194-198, 254, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иски Галимова ФИО46 удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии администрации ФИО49 муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Галимову ФИО47 о постановке на учёт для участия в программе «Граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.»

Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района включить Галимова ФИО48 в список граждан, претендующих на участие в программе «Граждане, пострадавшие в результате аварии на ПО « <данные изъяты>» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку <данные изъяты>».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Судья: Ф.Р. Шаяхметова

Копия верна, судья:

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, Судья: