по иску Гуськова В.И. к администрации района о признании незаконным отказа в изменении разрешённого вида использования земельного участка



Дело 2-517-2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Аргаяшский районный суд <адрес> в составе

председательствующей Кулматовой Э.Ф.,

при секретаре Сайфуллиной Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Гуськова ФИО9 к администрации <данные изъяты> муниципального района о признании незаконным отказа в изменении разрешенного вида использования земельного участка, о возложении обязанности принять решение о смене разрешенного вида использования земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Гуськов Иван Валерьевич обратился в суд с исками к администрации <данные изъяты> муниципального района о признании незаконным отказа в изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером ,расположенного по адресу: <адрес>», о возложении обязанности принять решение о смене разрешенного вида использования земельного участка на вид для дачного строительства и ведения дачного хозяйства. В обоснование иска указал, что является сособственником земельного участка 16600/23600 доли в праве, категория земель:земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.ДД.ММ.ГГГГ Гуськов И.В. и сособственники земельного участка обратились в администрацию <данные изъяты> муниципального района с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, избрав вид использования земельного участка : «для дачного строительства и ведения дачного хозяйства». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <данные изъяты> муниципального района отказала в изменении разрешенного вида использования земельного участка. Свой отказ мотивировала тем, что земельный участок частично входит в зону «Памятник природы <адрес> озеро Увильды». Полагает отказ незаконным и необоснованным. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно без дополнительных разрешений и процедур согласования. Действующее законодательство не содержит запрета в отношении земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения для целей дачного строительства и ведения дачного хозяйства. Изменение разрешенного вида использования не нарушает нормативных актов об охране озера Увильды. Отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка нарушает его права как собственника земельного участка.

В судебном заседании ФИО1 на исках настаивал.

Представитель администрации <данные изъяты> муниципального района, третьи лица ФИО4 ФИО5, ФИО6 в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, что подтверждается расписками о вручении судебных повесток.

ФИО4 ФИО5, ФИО6 исковые требования поддержали, просили рассматривать дело в их отсутствие.

Из отзыва представителя ответчика ФИО7 следует, что администрация <данные изъяты> муниципального района <адрес> возражает в предъявленных истцом требованиях. Земельный участок частично входит в охранную зону «Памятника природы озеро Увильды». Для указанной категории земель установлен особый правовой режим. В границах Памятника природы запрещается строительство. Смена разрешенного использования земельного участка противоречит действующему законодательству.

Выслушав объяснения истца, его представителя, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

ФИО1, ФИО4 ФИО5, ФИО6 являются сособственником земельного участка кадастровый номер <адрес>», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и сособственники земельного участка обратились в администрацию <данные изъяты> муниципального района с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка, избрав вид использования земельного участка : «для дачного строительства и ведения дачного хозяйства».

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрация <данные изъяты> муниципального района отказала в изменении разрешенного вида использования земельного участка на вид для дачного строительства и ведения дачного хозяйства, так как земельный участок частично входит в зону «Памятник природы <адрес> озеро Увильды».

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные или единоличные решения, действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 1 ст. 78Земельногокодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а так же некоммерческими организациями.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи (в том числе и земли сельскохозяйственного назначения), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории иразрешенного использованияв соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любойвидразрешенногоиспользованияиз предусмотренных зонированием территорийвидоввыбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования,

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой принимается главой местной администрации.

Согласно пункту 4 статьи 4.1 Федерального закона "О введении в действие ГрК РФ" физическое или юридическое лицо, заинтересованное во включенииземельного участкав границы населенного пункта либо в исключенииземельногоучасткаиз границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельныйучастокрасположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельногоучасткав границы населенного пункта либо об исключенииземельного участкаиз границ населенного пункта и об установлении или обизменениивида разрешенногоиспользованияземельногоучастка.

К указанному заявлению прилагается кадастровый паспортземельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либоземельногоучастка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц.

Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Частью 5 ст. 4.1 Закона № 191-ФЗ установлено, что орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления:

1)подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заключение о возможности и целесообразности включения земельногоучасткав границы населенного пункта либо исключенияземельного участкаиз границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменениявидаразрешенногоиспользованияземельногоучасткав случае, если это указано в данном заявлении;

2)проводит публичные слушания по вопросу о включенииземельного участкав границы населенного пункта либо об исключенииземельногоучасткаиз границ населенного пункта и об установлении или обизменениивидаразрешенного использованияземельногоучастка, за исключением случая включенияземельного участкав границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоенияземельныхучастковв целях жилищного строительства, или рекреационногоиспользования.

При этом решение о проведении публичных слушаний принимается в течение пяти рабочих дней с даты поступления заявления в орган местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Исчерпывающий перечень категорий земель в Российской Федерации по целевому назначению установлен в ч.1 ст. 7 ЗК РФ:1)земли сельскохозяйственного назначения;2)земли населенных пунктов;3)земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;4)земли особо охраняемых территорий и объектов; 5)земли лесного фонда;6)земли водного фонда;7)земли запаса.

Изменение видаразрешенногоиспользованияземельных участковизвида- для сельскохозяйственногоиспользованиянавид- для ведения дачного хозяйства предполагает иизменениекатегории целевого назначения земель

Наличие у собственника предусмотренного ч. 2 ст. 7 ЗК РФ права самостоятельного, без дополнительныхразрешений и процедур согласования выбора любоговидаразрешенногоиспользованияиз предусмотренных зонированием территорийвидовне свидетельствует о том, что положения ст. 4.1 Закона № 191-ФЗ на него не распространяются.

В силу положений ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Согласно подп.1 п.13 Устава <данные изъяты> муниципального района для обсуждения проектов нормативных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального района Собранием депутатов муниципального района, главой муниципального района могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Собрания депутатов муниципального района или главы муниципального района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Собрания депутатов муниципального района, назначаются Собранием депутатов муниципального района, а по инициативе главы муниципального района – главой муниципального района.
На публичные слушания должны выноситься:
проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства…, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
По результатам публичных слушаний принимаются рекомендации.
Рекомендации принимаются большинством участников публичных слушаний. Рекомендации и материалы проведенных слушаний подлежат опубликованию. Порядок проведения публичных слушаний устанавливается Собранием депутатов муниципального района.
Положением о порядке проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участковиз земель сельскохозяйственного назначения,расположенных на территории <данные изъяты> муниципальногорайона утвержденным решением Собрания депутатов <данные изъяты> муниципального района                 от ДД.ММ.ГГГГ N 43 определен порядок организации и проведения публичных слушаний по вопросам о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

Законом не установлено никаких ограничений для обращения с заявлением обизменениивидаразрешенногоиспользованияземельногоучастка, кроме требований к представлению документов, перечень которых определен исключительным образом и расширительному толкованию не подлежит. Необходимые документы к заявлению истцов обизменениивидаразрешенногоиспользования земельногоучасткабыли приложены, само ходатайство мотивировано.

Ответ истцу в виде письма главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ суд не может признать соответствующим закону. Заявление ФИО1 и других сособственников земельного участка не рассмотрено в установленном законом порядке, чем нарушены права истца.

Заявление ФИО1 и других сособственников земельного участка должно быть рассмотрено администрацией <данные изъяты> муниципального района в сроки и в порядке, установленном положениями ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Положением о порядке проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельных участковиз земель сельскохозяйственного назначения,расположенных на территории Аргаяшского муниципальногорайона.

Бездействие администрации <данные изъяты> муниципального района, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявленияФИО1 является незаконным.

В удовлетворении требований заявителя о возложении на администрацию <данные изъяты> муниципального района обязанности издать постановление обизменениивидовразрешенногоиспользованияземельныхучастков извида- для сельскохозяйственногоиспользованиянавид- ведение дачного хозяйства необходимо отказать

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Данный вопрос находится в компетенции органа местного самоуправления, который заявление истца в установленном законом порядке не рассмотрел, и соответствует закрепленному в ст. 10 Конституции РФ принципу разделения властей и их самостоятельности.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гуськова ФИО11 удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации <данные изъяты> муниципального района в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ в изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером <адрес>

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующая:

Копия верна, судья:

Секретарь:

Решение не вступило в законную силу,

изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ, судья: